Пассажирский самолет Ил-114, описание и характеристика

Самолет Ил-114

Пассажирский самолет Ил-114 в самом начале предназначался для региональных перелетов. Первый полет новой машины состоялся в 1991 году. Самолет Ил-114 используется на территории России с 2001 года.

Рассмотрим более подробно пассажирский самолет Ил-114, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и эксплуатацию.

История создания

В 80-х годах прошлого столетия в гражданской авиации СССР на ближнемагистральных рейсах прочно лидировал АН-24. Но, в то же время, он уже сильно устарел и уже не соответствовал тем требованиям, что предъявляло к нему время.

Это привело к тому, что в конструкторском бюро Ильюшина было решено создать Ил 114, который заменил бы Ан-24. В случае успеха, новая машина заменила бы Як-40 и Ту-134, которые также использовались в гражданской авиации Советского Союза.

Пассажирский самолет Ил-114

Совет Министров принял решение о создании нового образца в 1986 году.

Разработка нового лайнера была стимулирована тем, что тот же тип проектировался за рубежом. В планах была поставка нового Ил-114 странам социалистического лагеря.

Первый испытательный образец был выпущен в начале 1990 года, а весной совершил свой первый вылет. Он очень хорошо себя зарекомендовал, и начались исследования, эксперименты, тестирования и доводка.

Испытывался Ил-114 в разных погодных и климатических условиях России.

Новый лайнер показывался на выставках, где тоже собрал положительные отзывы.

Из-за недостаточного финансирования и непростой ситуации в государстве, сертифицирован Ил был только в 1997 году. Первая партия должна была состоять из 100 лайнеров типа Ил-114. Но на 2014 год выпущено было лишь 20. Связано это с тем, что компания «СЗАТК Выборг», являвшаяся основным заказчиком самолет — прекратила свое существование. Теперь лайнер используют «Узбекские авиалинии», в парке которой 7 машин типа Ил-114-100.

Нос самолета

Вопрос о реанимации проекта Ил-114 был поднят в связи с тем, что самолет Ан-148, используемый в региональных перевозках, уже нельзя было строить без участия Украины. Новые отечественные самолеты без труда решили бы эту проблему.

Особенности конструкции Ил-114

Максимальная пассажировместимость самолета Ил-114 составляет 64 человека (все зависит от варианта компоновки салона и модели). Обычно самолет имеет лишь эконом-класс с местами, расположенными по схеме “2-2” (как и указано на схеме пассажирского салона). При этом лучшими местами для бронирования билетов являются места первого, второго и девятого рядов (согласно схеме), а наихудшими – места рядов с номерами 16 и 17.

Аэродинамически самолет Ил-114 представляет собой двухмоторный турбовинтовой низкоплан нормальной схемы. Оперение – однокилевое. Также интересной особенностью является и то, что корпус самолета на 10 процентов состоит из композитных материалов, что положительно влияет на его прочность, надежность и устойчивость, а также снижает массу самолета.

На посадке

Конструкция крыла позволяет Ил-114 использовать взлетно-посадочные полосы длиной до 1600 метров, а встроенные трапы дают возможность его использования и на необустроенных аэродромах.

Технические характеристики Ил-114

Модификация   Ил-114
Размах крыла, м   30.00
Длина самолета,м   26.877
Высота самолета,м   9.324
Площадь крыла, м2   81.90
Масса, кг
  пустого самолета   13700
  максимальная взлетная   23500
Тип двигателя   2 ТВД Климов ТВ7-117
Мощность, э.л.с.   2 х 2500
Крейсерская скорость, км/ч   500
Практическая дальность, км
  с 64 пассажирами   1000
  с 1500 кг груза   4800
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 64 пассажиров или 6500 кг груза

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
Ил-114-100 Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД Pratt & Whitney 127H (2 × 2750 л. с.). Летные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он получил сертификат типа. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полета с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолета переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолетов. Рынок самолетов данной модификации оценивается в 300 единиц. На 24 мая 2013 парк самолетов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет 7 машин, 6 из которых имеют новую авионику фирмы «Collins» (борт UK-91102 имеет российский ЦПНК и с 1 декабря 2011 года находится на хранении).
Ил-114-300 Для унификации с Ил-112 на самолете устанавливается два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ–1 (мощность 3100 л.с.) с новыми малошумными шестилопастными воздушными винтами АВ112–114 и новое авиационное оборудование с применением совмещенного модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ.
Ил-114ЛЛ Летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике самолет был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полетов.
Ил-114М Проект самолета с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлетной массой.
Ил-114МА Проект самолета Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров.
Ил-114МП Проект морского патрульного самолета, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок.
Ил-114П Проект патрульного самолета для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащенный радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлиненный обтекатель для магнитомера. Продолжительность полета — до 10 часов.
Ил-114ПР Проект самолета для радиотехнической разведки и РЭБ.
Ил-114Т К проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолет Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащенной напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, средствами предотвращения смещения грузов и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м × 1,71 м и открывается вверх. Самолет может перевозить 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0, возможна перевозка навалочных грузов. Летные испытания опытного самолета начались в сентябре 1997 года в Ташкенте. Самолет демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997.
Ил-114ФК Проект военного варианта для разведки и картографирования.
Ил-140 Проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки.
Ил-140М Проект самолета для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций.
Ил-140ОРР Проект самолета океанского разведчика рыбы.

Применение и эксплуатация Ил-114

Два экземпляра Ил-114-100 летали в авиакомпании «Выборг» в основном по направлению Санкт-Петербург – Волгоград, а также для чартерных полетов.

После банкротства машины перестали эксплуатироваться и стоят на постоянном хранении в Пскове.

Модификация Ил-114-100

Один экземпляр летающей лаборатории Ил-114ЛЛ, служит на предприятии «Радар МС». В Узбекистане эксплуатируются 6 единиц Ил-114-100 производства СССР, которые совершают полеты по авиарейсам Uzbekistan Airways. За время производства данного типа транспорта произошло два аварийных случая на семнадцать произведенных судов.

Ил-114, при его производстве, был не очень популярен в странах СНГ, хотя обладал большим потенциалом и экономичностью. Перспективы Ил-114 в наше время позволяют рассчитывать не только на выход в страны СНГ, но и в регионы АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Достоинства и недостатки Ил-114

Основным достоинством данного самолета является его экономичность в обслуживании и эксплуатации, а также неприхотливость к качеству взлетно-посадочной полосы. Так, обладая устойчивым шасси и встроенным трапом, Ил-114 способен совершать рейсы даже в отдаленные уголки страны, благодаря чему очень быстро приобрел уважительной прозвище «деревенского» самолета.

В полете

Новейшая отечественная система бортовой электроники способна существенно облегчить работу экипажа, а также серьезно увеличивает надежность самолета.

Главным недостатком пассажирского самолета Ил-114 является именно экономический фактор. Будучи разработанным в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, самолет сегодня требует уже больших сумм на восстановление серийного производства, а также на разработку новых модификации, без которых он обречен на быстрое моральное устаревание.

Тем не менее, данная модель весьма удачна как для своего времени, так и для сегодняшнего дня.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: