Пассажирский самолет Ил-114 в самом начале предназначался для региональных перелетов. Первый полет новой машины состоялся в 1991 году. Самолет Ил-114 используется на территории России с 2001 года.
Рассмотрим более подробно пассажирский самолет Ил-114, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и эксплуатацию.
История создания
В 80-х годах прошлого столетия в гражданской авиации СССР на ближнемагистральных рейсах прочно лидировал АН-24. Но, в то же время, он уже сильно устарел и уже не соответствовал тем требованиям, что предъявляло к нему время.
Это привело к тому, что в конструкторском бюро Ильюшина было решено создать Ил 114, который заменил бы Ан-24. В случае успеха, новая машина заменила бы Як-40 и Ту-134, которые также использовались в гражданской авиации Советского Союза.
Совет Министров принял решение о создании нового образца в 1986 году.
Разработка нового лайнера была стимулирована тем, что тот же тип проектировался за рубежом. В планах была поставка нового Ил-114 странам социалистического лагеря.
Первый испытательный образец был выпущен в начале 1990 года, а весной совершил свой первый вылет. Он очень хорошо себя зарекомендовал, и начались исследования, эксперименты, тестирования и доводка.
Испытывался Ил-114 в разных погодных и климатических условиях России.
Новый лайнер показывался на выставках, где тоже собрал положительные отзывы.
Из-за недостаточного финансирования и непростой ситуации в государстве, сертифицирован Ил был только в 1997 году. Первая партия должна была состоять из 100 лайнеров типа Ил-114. Но на 2014 год выпущено было лишь 20. Связано это с тем, что компания «СЗАТК Выборг», являвшаяся основным заказчиком самолет — прекратила свое существование. Теперь лайнер используют «Узбекские авиалинии», в парке которой 7 машин типа Ил-114-100.
Вопрос о реанимации проекта Ил-114 был поднят в связи с тем, что самолет Ан-148, используемый в региональных перевозках, уже нельзя было строить без участия Украины. Новые отечественные самолеты без труда решили бы эту проблему.
Особенности конструкции Ил-114
Максимальная пассажировместимость самолета Ил-114 составляет 64 человека (все зависит от варианта компоновки салона и модели). Обычно самолет имеет лишь эконом-класс с местами, расположенными по схеме “2-2” (как и указано на схеме пассажирского салона). При этом лучшими местами для бронирования билетов являются места первого, второго и девятого рядов (согласно схеме), а наихудшими – места рядов с номерами 16 и 17.
Аэродинамически самолет Ил-114 представляет собой двухмоторный турбовинтовой низкоплан нормальной схемы. Оперение – однокилевое. Также интересной особенностью является и то, что корпус самолета на 10 процентов состоит из композитных материалов, что положительно влияет на его прочность, надежность и устойчивость, а также снижает массу самолета.
Конструкция крыла позволяет Ил-114 использовать взлетно-посадочные полосы длиной до 1600 метров, а встроенные трапы дают возможность его использования и на необустроенных аэродромах.
Технические характеристики Ил-114
Модификация | Ил-114 |
Размах крыла, м | 30.00 |
Длина самолета,м | 26.877 |
Высота самолета,м | 9.324 |
Площадь крыла, м2 | 81.90 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 13700 |
максимальная взлетная | 23500 |
Тип двигателя | 2 ТВД Климов ТВ7-117 |
Мощность, э.л.с. | 2 х 2500 |
Крейсерская скорость, км/ч | 500 |
Практическая дальность, км | |
с 64 пассажирами | 1000 |
с 1500 кг груза | 4800 |
Практический потолок, м | 7600 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | до 64 пассажиров или 6500 кг груза |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия |
Ил-114-100 | Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД Pratt & Whitney 127H (2 × 2750 л. с.). Летные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он получил сертификат типа. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полета с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолета переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолетов. Рынок самолетов данной модификации оценивается в 300 единиц. На 24 мая 2013 парк самолетов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет 7 машин, 6 из которых имеют новую авионику фирмы «Collins» (борт UK-91102 имеет российский ЦПНК и с 1 декабря 2011 года находится на хранении). |
Ил-114-300 | Для унификации с Ил-112 на самолете устанавливается два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ–1 (мощность 3100 л.с.) с новыми малошумными шестилопастными воздушными винтами АВ112–114 и новое авиационное оборудование с применением совмещенного модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ. |
Ил-114ЛЛ | Летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике самолет был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полетов. |
Ил-114М | Проект самолета с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлетной массой. |
Ил-114МА | Проект самолета Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров. |
Ил-114МП | Проект морского патрульного самолета, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок. |
Ил-114П | Проект патрульного самолета для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащенный радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлиненный обтекатель для магнитомера. Продолжительность полета — до 10 часов. |
Ил-114ПР | Проект самолета для радиотехнической разведки и РЭБ. |
Ил-114Т | К проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолет Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащенной напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, средствами предотвращения смещения грузов и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м × 1,71 м и открывается вверх. Самолет может перевозить 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0, возможна перевозка навалочных грузов. Летные испытания опытного самолета начались в сентябре 1997 года в Ташкенте. Самолет демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997. |
Ил-114ФК | Проект военного варианта для разведки и картографирования. |
Ил-140 | Проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки. |
Ил-140М | Проект самолета для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций. |
Ил-140ОРР | Проект самолета океанского разведчика рыбы. |
Применение и эксплуатация Ил-114
Два экземпляра Ил-114-100 летали в авиакомпании «Выборг» в основном по направлению Санкт-Петербург – Волгоград, а также для чартерных полетов.
После банкротства машины перестали эксплуатироваться и стоят на постоянном хранении в Пскове.
Один экземпляр летающей лаборатории Ил-114ЛЛ, служит на предприятии «Радар МС». В Узбекистане эксплуатируются 6 единиц Ил-114-100 производства СССР, которые совершают полеты по авиарейсам Uzbekistan Airways. За время производства данного типа транспорта произошло два аварийных случая на семнадцать произведенных судов.
Ил-114, при его производстве, был не очень популярен в странах СНГ, хотя обладал большим потенциалом и экономичностью. Перспективы Ил-114 в наше время позволяют рассчитывать не только на выход в страны СНГ, но и в регионы АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион).
Достоинства и недостатки Ил-114
Основным достоинством данного самолета является его экономичность в обслуживании и эксплуатации, а также неприхотливость к качеству взлетно-посадочной полосы. Так, обладая устойчивым шасси и встроенным трапом, Ил-114 способен совершать рейсы даже в отдаленные уголки страны, благодаря чему очень быстро приобрел уважительной прозвище «деревенского» самолета.
Новейшая отечественная система бортовой электроники способна существенно облегчить работу экипажа, а также серьезно увеличивает надежность самолета.
Главным недостатком пассажирского самолета Ил-114 является именно экономический фактор. Будучи разработанным в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, самолет сегодня требует уже больших сумм на восстановление серийного производства, а также на разработку новых модификации, без которых он обречен на быстрое моральное устаревание.
Тем не менее, данная модель весьма удачна как для своего времени, так и для сегодняшнего дня.