На сегодняшний день отечественная авиация переживает не лучшие времена. Самолеты Ан-12 и Ан-26 уже морально устарели. Но, к сожалению, нового современного легкого транспортного самолета еще не появилось среди отечественных летательных машин.
Рассмотрим более подробно новый транспортный самолет Ил-112, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и эксплуатацию. Может быть, он сможет стать хорошей заменой устаревших моделей.
История создания
К разработке проекта приступили в начале 90-х годов, изначально планировали изготовить пассажирский аппарат. Финансированием проекта занималась компания «Ил-Башкирия». К серийному производству хотели приступить в 1994 году в Кумертауском АПО. Данные планы так и не были реализованы. В итоге серийное производство было перенесено на воронежское АСО.
Министерству обороны РФ данный проект был представлен в 2004 году, после чего планировали создание рабочего самолета на 2006 год. Но это тоже не было реализовано из-за дальнейшей задержки развития проекта. Финансирование осуществляло ОКБ Ильюшина, и данный аппарат был внесен в гособоронзаказ до 2015 года.
Министерство обороны летом 2010 года приостановило финансирование, несмотря на то, что уже были частично построены четыре Ил-112. Для полной доработки этих машин недостает 800 млн рублей.
В конечном итоге ВАСО подготовило четыре образца самолета, и два из них являются летными. В планах изготовителей достичь выпуска 18 таких машин в год. Еще одной проблемой стал отказ Министерства обороны от транспортных вариантов Ил-112 в 2011 году в пользу Ан-140. По этой причине разработки транспортного самолета Ил-112 были прекращены.
Зимой 2014 года компания Ильюшина заключила новый договор с Министерством обороны, в котором идет речь о дальнейшей разработке транспортной машины Ил-112. Изготовить ее планируют в 2016 году, а серийный выпуск планируют начать с 2018 года.
Обзор самолета Ил-112 и его характеристики
Аэродинамически Ил-112 представляет собой моноплан нормальной схемы с высоко расположенным крылом. Шасси – трехстоечное, располагающееся под фюзеляжем. Силовая установка Ил-112 представлена двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ. Экипаж самолета состоит из двух пилотов.
Пассажирский вариант Ил-112 будет иметь пассажировместимость 44 человека; грузовой же вариант будет иметь грузоподъемность 6 тонн.
Летно-технические характеристики самолета Ил-112:
- Проекции самолета:
- профиль – винтовой моноплан с высокорасположенным прямым крылом
- экипаж – 2 пилота
- пассажировместимость – 44 (грузопассажирский вариант)
- грузоподъемность – 6 т (максимальная загрузка)
- длина – 23,5 м
- размах крыла – 25,7 м
- высота – 8,9 м
- масса снаряженного – 15 т
- нормальная взлетная масса – 20,4 т
- макс. взлетная масса – 21 т
- емкость топливного бака – 7900 л
- Основные характеристики силовой установки:
- количество двигателей – 2
- тип двигателей – турбовинтовой
- двигатель – ТВ7-117СТ
- мощность – 2 × 2800 л.с.
- воздушный винт – однорядный шестилопастный АВ-112
- диаметр винта – 3,9 м
- тяга – 3 645 кгс
- форсажная тяга – 4 145 кгс
- Расход топлива – 500 л/час
- максимальная скорость – 550 км/ч
- крейсерская скорость – 480 км/ч
- практическая дальность – 1 000 км при максимальной загрузке, 3 400 км — 3,5 т
- перегоночная дальность – 5 200 км
- практический потолок – 7 600 м
- длина разбега – 870 м
- длина пробега – 600 м
Модификации Ил-112
Предполагается пассажирский и транспортный варианты. Самолет ИЛ-112В предусматривает как перевозку десантных войск, так и гражданских пассажиров. Среди заказчиков ожидается выступление МЧС, ФСБ и других служб. Только государству до 2030 г. будет передано около двух сотен экземпляров.
Грузовой ИЛ-112Т находится в стадии проекта. Его основой станет Ил112В, но модель будет изменена для нужд гражданской авиации. Но пока перспективы такой конструкции не имеют финансовой подоплеки.
Перспективы и потенциальные заказчики
Окончательная версия самолета должна встать на конвейер в 2020-2021 годах. Поэтому составить точные прогнозы на покупку будущего самолета пока не представляется возможным. Согласно проведенным анализам, спрос на него в России должен составить около 1300 единиц. Причем 300 из них – гражданский вариант самолета. Предполагается, что военная версия будет использоваться в пехоте, ВВС, МЧС, ФСБ и других российских службах.
До 2025 года имеющиеся Ан-12, Ан-24 и Ан-26 будут списаны. Ил-112В придет им на замену. Но количество поставок в ближайшие годы будет не таким большим. Ожидается, что производить удастся не более 18 самолетов в год. Поэтому замена старой авиации может несколько затянуться.
Заказов на покупку Ил-112В из других стран не поступало. Когда произойдет запуск его производства, ситуация может измениться. После нескольких срывов проекта и замораживаний отказ подписывать предварительные контракты выглядит уместным. Так что внимание из-за рубежа стоит ожидать не ранее ввода самолета в эксплуатацию. Покупателями могли бы стать: Китай, Индия или страны СНГ.
Ил-112В имеет большой потенциал для модификаций. Его можно легко переоборудовать в самолет для ведения радиоэлектронной борьбы, разведчик или спасательный транспортник. Такие возможности должны привлечь новое внимание и большее число покупателей как в России, так и за границей.
Российский Ил-112В должен появиться на рынке уже в 2020 или 2021 году. Он имеет все шансы стать успешным проектом. Если к нему проявят большой интерес, то вероятен выпуск новых модификаций, расширяющих или меняющих его возможности. Стоимость базовой версии составляет около одного миллиарда рублей.