Турбореактивный лайнер Ту-134 является одним из самых массово производимых самолетов в СССР. У него было много различных названий, к примеру, «туполенок», «стиляга» и даже «свисток». Совсем недавно лайнер Ту-134 можно было встретить на местных авиалиниях, хотя он был создан в 60-е годы.
Красивый и комфортабельный, для своего времени, самолет – гордость отечественного авиапрома. Рассмотрим его более подробно, историю создания самолета, летно-технические характеристики, особенности конструкции и модификации.
История разработки и эксплуатации
В начале 60-х годов XX века в СССР сложилась довольно интересная ситуация. Пассажирские авиаперевозки начали набирать популярность, однако новых реактивных самолетов Ту-104 было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в них. Так, эти самолеты использовались в основном для международных авиарейсов, в том числе между странами социалистического лагеря, а также на наиболее загруженных воздушных путях. Основную же часть внутреннего авиапарка страны составляли устаревшие самолеты, не отличавшиеся уже надежностью, удобством и экономичностью эксплуатации.
Именно для совершения ближних авиационных пассажирских рейсов и началась разработка нового самолета. Первоначально лайнер задумывался как модернизация Ту-124, поэтому его обозначение было Ту-124А. Уже в 1963 году первый самолет был построен и приступил к летным испытаниям. Однако вскоре в конструкцию самолета был внесен ряд изменений, благодаря чему было принято целесообразным признать лайнер в качестве новой, самостоятельной модели и присвоить ему наименование Ту-134.
В 1965 году самолет Ту-134 был сертифицирован, а через год началось его серийное производство. Коммерческая эксплуатация Ту-134 началась «Аэрофлотом» в 1967 году. С первых полетов машина показала себя надежной, устойчивой в воздухе и простой в обслуживании, благодаря чему в течение следующего года Ту-134 были приобретены восточногерманской и польской авиакомпаниями.
В 1970 году, учитывая особенности конструкции самолета, а также условий его эксплуатации, в ОКБ Туполева была разработана первая модификация Ту-134 – Ту-134А, имевшая удлиненный корпус и более экономичные двигатели. Данная модификация и сменила базовую модель в серийном производстве.
В первой половине 70-х годов XX века Ту-134 использовались практически на всех внутренних авиалиниях в Советском Союзе, однако ближе к 80-м их активнее начали вытеснять новые Ту-154. Тем не менее, в 1980 году была разработана и пошла в серийное производство новая модификация Ту-134 – Ту-134Б.
В 1989 году эксплуатация Ту-134 резко сократилась, ввиду чего его серийное производство было прекращено. По состоянию на 2013 год в эксплуатации находилось чуть меньше 130 самолетов, большинство из которых – грузовые.
Конструктивные особенности машины Туполева
Самолет, который стал самым массовым пассажирским транспортным средством в советской гражданской авиации имел традиционную для того времени схему – свободнонесущий низкоплан с расположением двигателей в хвостовой части самолета. Крыло имело стреловидность 350. Фюзеляж имел круглую конфигурацию и в сравнении с предшественником, самолетом Ту 124, был удлинен на 7 метров. Длина и конфигурация фюзеляжа позволяла оборудовать внутри довольно просторный салон на 76 мест. На самолетах модификации «А» длину самолета увеличили еще на полметра, убрав кабину штурмана. На поздней модификации самолета с индексом «Б»» количество место было доведено до 80 человек. Экипаж корабля состоял из 4 человек. На поздних модификациях было решено отказаться от услуг штурмана, соответственно экипаж уменьшился до 3 человек.
Хвостовое оперение получило «Т-образный» профиль, придав машине современный и стремительный вид. Шасси имело три точки опоры, носовую стойку шасси и две крыльевые стойки, симметрично расположенные под крыльями.
Двигательная установка была представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30. На первой модификации устанавливались двигатели I серии, не имеющие реверсного хода. В дальнейшем, начиная с модификации «А» самолет стал получать усовершенствованные двигатели II серии. Отдельные, специализированные машины оборудовались моторами Д-30 III серии. Реактивные двигатели развивали суммарную тягу 13600 кгс, поднимающую в воздух 47 тонную машину.
Схема с установкой двигателей в хвостовую часть значительно облегчила крыло, улучшив тем самым аэродинамические характеристики машины. Уменьшился шум от работающих двигателей в салоне, снизился негативный эффект от воздействия реактивной струи на бортовую обшивку самолета. Данная схема имела свои преимущества, однако не была лишена недостатков. Планер самолета стал тяжелее, ввиду чего снижалось КПД двигателей.
Запас топлива на борту воздушного судна составлял 13,2 тонны. Горючее размещалось в крыльевых топливных баках и в нижней части фюзеляжа, в мягких топливных цистернах.
Практически все системы управления машиной имели гидроусилители. Это в первую очередь касалось рулей высоты, закрылков и тормозных интерцепторов. Гидравлика имела основную и автономную, резервную систему.
Самолет для своего времени был оснащен достаточно совершенным пилотажно-навигационным оборудованием. Помимо бортовой системы управления, лайнер был оснащен автоматической системой АБСУ, обеспечивающий контроль над работой всех систем машины. Кабина пилотов и салон имели полное радиотехническое оснащение. На самолетах последних модификациях стали устанавливать системы климатического контроля, оснащенные противогрозовыми приборами слежения.
Технические характеристики Ту-134
ТТХ самых распространенных модификаций ТУ-134 представлены в следующей таблице:
«А» | «Б» | «Ш» | |
Размеры | |||
Длина, м | 37,1 | ||
Размах крыла, м | 29 | ||
Высота, м | 9,02 | ||
Диаметр фюзеляжа, м | 2,9 | ||
Количество мест | |||
Экипажа | 4 | 3 | 3 |
Посадочных | 68 | 80 | 12 |
1-го класса | 8 | 8 | — |
Возможная нагрузка | |||
Взлетная, т | 43 | 47,6 | 47 |
Коммерческая, т | 8,2 | 9 | — |
Посадочная, т | 43 | 43 | 43 |
Топливный запас, т | 14,4 | 13,2 | 16,5 |
ЛТХ | |||
Крейсерская скорость, км/ч | 850 | 880 | 885 |
Максимальная дальность, км | 2100 | 2020 | 1890 |
Потолок высоты, м | 12100 | 10100 | 11900 |
Необходимая длина ВВП, м | 2200 | 2550 | 2200 |
Среднее время разбега, секунд | 56 |
Как видно из таблицы разница в модификациях минимальна, за исключением посадочных мест, конечно.
Модификации Ту-134
В период с 1996 по 1984 год было разработано и производилось 12 модификаций самолета Ту-134, некоторые из которых имели по нескольку вариантов исполнения.
- Ту-134 – базовая модификация самолета, имеющая пассажировместимость до 64 человек (позднее – до 72). Имеет остекленный нос, а также тормозной парашют для уменьшения расстояния пробега при посадке. Производилась с 1966 по 1970 год.
- Ту-134А – модификация лайнера, оснащенная более совершенными двигателями, что позволило отказаться от использования тормозных парашютов для снижения скорости лайнера при посадке. Также серьезно повышена экономичность эксплуатации самолета. Благодаря удлиненному на 2 метра фюзеляжу была увеличена и пассажировместимость Ту-134. Модель производилась с 1970 по 1980 год.
- Ту-134Б – усовершенствованный вариант Ту-134А. Обладает меньшей массой и новой компоновкой пассажирского салона. Экипаж самолета был уменьшен (с 4 до 3 человек). Добавлены новые аварийные выходы. Некоторые самолеты данной модификации имеют дополнительные топливные баки, что позволяет увеличить их дальность полета. Серийное производство продолжалось с 1980 по 1984 год.
- Ту-134ЛК – модификация, которая представляет собой летающую лабораторию, используемую в основном для космических нужд.
- Ту-134М – модернизированная версия Ту-134Б, оснащенная новыми двигателями.
- Ту-134С – грузовая модификация самолета.
- Ту-134СХ – модификация Ту-134 для использования в сельскохозяйственных целях.
- Ту-134УБЛ (также встречается название Ту-134А-4) – самолет, используемый для подготовки летчиков морских и стратегических бомбардировщиков.
- Ту-134УБЛ-Ш – специализированная модификация Ту-134УБЛ, предназначенная для подготовки штурманского состава для самолетов морской и стратегической авиации.
- Ту-134Ш (также встречается обозначение Ту-134Уч) – самолет, предназначенный для подготовки штурманского состава для дальней и фронтовой бомбардировочной авиации.
- Ту-134Ш-СЛ – модификация, используемая в качестве летающей лаборатории для испытаний радиоэлектронного оборудования.
- Ту-134А-3М – VIP-модификация Ту-134. Всего было построено 6 самолетов данной модели.
История с эксплуатацией туполевской «сто тридцать четверки»
Несмотря на то, что машина изначально конструировалась для работы на внутренних авиалиниях, большая часть самолетов Ту 134 использовались в международном формате. Сказывалась внешнеполитическая обстановка. Благодаря туполевской «сто тридцать четверке» «Аэрофлот» теперь хорошо знали в странах Восточной Европы и на ближнем Востоке. Внутри страны машина использовалась на самых престижных маршрутах, связав Москву со столицами союзных республик, обслуживая наиболее популярные туристические маршруты.
На данном этапе говорить о начале массовой эксплуатации Ту 134 не приходилось ввиду отсутствия соответствующей наземной инфраструктуры. Только в 1972 году, после ряда аварий с винтовыми пассажирскими самолетами, было решено перевести внутренние пассажирские перевозки на обслуживание самолетами Ту 134. Для этого потребовалось в срочном порядке осуществлять модернизацию существующей аэродромной инфраструктуры. Начались строиться новые взлетно-посадочные полосы увеличенной протяженности.
Предполагалось, что новый самолет будет иметь салон повышенной комфортности, однако для использования на внутренних линиях от этой идеи пришлось отказаться. Самолеты стали выпускаться в стандартном оснащении «эконом-класс». Соответственно это позволило увеличить количество посадочных мест.
Увеличенная пассажировместимость привела к уменьшению полетной дальности, которая у большинства машин, летающих на внутренних линиях, едва превышала 2000 км.
Интересные факты, связанные с самолетом Ту-134
Учитывая, что ТУ-134 является один из самых массово выпускавшихся самолетов СССР, он постепенно обрастал своими легендами.
Но не все они выдумка и вот несколько действительно имевших место фактов:
- Один из тестовых полетов лайнера проводился в условиях плохой погоды и в самолет попала шаровая молния. Причем она проникла в кабину пилота и пролетела дальше в салон. Борт посадили в обычном режиме и никаких серьезных последствий обнаружено не было, не учитывая нескольких оплавленных деталей и испещренной мелкими сквозными отверстиями обшивки.
- Самолет является первым среди советских, получивших сертификат соответствия международного образца.
- Будучи основой авиапарка правительства СССР, оснащался различным уникальным оборудованием. Например самолет Л.И.Брежнева имел на борту комплекс связи «Татра», который позволял связаться с любым телефонным абонентом Земли и являлся наиболее современной системой подобного образца того времени. А министр обороны Гречко «щеголял» комплексом спутниковой связи «Карпаты», позволявшим, свою очередь, связаться с любым человеком, имевшим под рукой что-либо напоминающее средство связи.
- Часть самолетов, отлетавших свой ресурс, не утилизировались, а устанавливались в качестве памятников или музейных экспонатов в разных городах СССР, а впоследствии РФ. Так, подобной «скульптурой» могут похвастаться Муром, Воронеж, Полтава, Ульяновск, Рига, Москва и другие.
- Именно ТУ-134 присутствует в кадре полета в легендарном советском фильме «Ирония судьбы или С Легким паром».
Этот самолет является, без преувеличения, целой эпохой отечественной авиации и инженерной мысли советских авиаконструкторов.
В свое время он предстал не просто современной машиной, его показатели существенно опережали соответствующие характеристики западных аналогов.
Сегодня, конечно, он не может выступать конкурентом современным авиалайнерам, однако не стоит забывать, что многие решения, используемые в их конструкции, прошли «обкатку» именно на ТУ-134 «самолете дьявола».