Учебно-тренировочный самолет УТ-2, особенности и характеристики

Самолет УТ-2

Учебно-тренировочный самолет УТ-2, произведенный в Советском Союзе, имел активное применение, как до Великой Отечественной войны, так и во время нее. Этот летательный аппарат был разработан в конструкторском бюро Яковлева, которое начало серийное производство в 1938 году, продолжая свою производственную деятельность в течение десяти лет. Всего было выпущено 7323 экземпляра.

История создания

История создания этого самолета началась в 1935 году, когда Осоавиахим и газета «Правда» организовали массовый перелет легкомоторных учебно-спортивных самолетов. Самолет АИР-10, разработанный Александром Яковлевым, был одним из участников этой инициативы. Он был усовершенствованным вариантом предыдущего самолета АИР-9бис, и первый полет этого нового самолета был совершен 11 июля 1935 года.

На следующий день, 12 июля, самолет АИР-10 был продемонстрирован высшим партийным и правительственным должностным лицам на Тушинском аэродроме. Он получил высокую оценку и был принят на вооружение как самолет первоначального обучения. Даже, несмотря на опоздание к участию в перелете, его превосходные характеристики позволили ему занять первое место во время соревнований.

Учебно-тренировочный самолет УТ-2

Самолет АИР-10 позже получил название УТ-2 и был запущен в серийное производство, которое продолжалось до конца 1944 года. Вплоть до 1948 года УТ-2 оставался основным учебным самолетом в летных школах Военно-воздушных сил. По сравнению с самолетом По-2, УТ-2 был более управляемым и ближе к боевым самолетам того времени. Всего было выпущено более 7200 экземпляров УТ-2, и самолет с поплавками также установил несколько мировых рекордов скорости в классе легких машин.

Производство самолетов УТ-2 (по данным заводов)
Производитель 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 Всего
№ 23 (Ленинград) 35 254 383 5 677
№ 47 (Ленинград) 10 165 414 589
№ 47 (Чкалов) 136 427 563
№ 116 (Семеновка) 99 539 702 746 845 413 289 185 3818
№ 168 (Волжск, с октября 1943 г. Ростов-на-Дону) 12 207 309 407 170 37 1142
№ 301 (Химки) 110 276 386
№ 447 (Ереван) 27 42 69
Всего 145 540 548 654 978 909 1055 1279 625 326 185 7244

Кроме того, в период с 1942 по 1943 годы на авиасборочном заводе № 600 в Урумчи, Китай, было собрано еще 80 экземпляров модификации УТ-2МВ из комплектов деталей.

Особенности конструкции УТ-2

Самолет был спроектирован в форме свободноносного моноплана, с использованием смешанных материалов. Корпус и крылья аппарата были полностью изготовлены из дерева, в то время как оперение и системы управления были изготовлены из дюраля. Также дюралевые материалы использовались для создания капотов и обтекателей самолета. Профиль крыльев был модифицированным, с обшивкой из фанеры на консолях, покрытой миткалем снаружи. Элероны крыла, изготовленные из металла, были обтянуты тканью и имели щелевую компенсацию. Оперение машины имело клепаную конструкцию, а в некоторых частях было усилено сварными швами.

Летчик и самолет

Что касается шасси, оно имело пирамидальную форму и не скрывалось в корпусе аппарата. Каждая пирамида несла стойку с пластинчатой системой амортизации. Колеса самолета УТ-2 соответствовали стандартным размерам того времени и не имели тормозной системы. В зимнее время на самолет можно было установить лыжи.

Силовая установка самолета УТ-2 состояла из двигателя типа М-11Г, хотя на некоторых моделях также использовали двигатель М-11М. Эти двигатели развивали мощность в 100 лошадиных сил и приводили в движение двухлопастной винт деревянной конструкции с фиксированным шагом оборотов, диаметром 2,1 метра. Топливная система включала в себя три топливных бака общей емкостью 200 литров, а топливо и масло поступали к двигателю через топливную помпу.

Помимо стандартной учебной модели, были разработаны и другие варианты, включая боевые модификации, которые использовались во время Великой Отечественной войны. Некоторые из этих боевых самолетов были оснащены пулеметами или могли носить бомбовую нагрузку.

В полете

Технические характеристики

Модификация   УТ-2
Размах крыла, м   10.20
Длина, м   7.00
Высота, м   2.55
Площадь крыла, м2   17.20
Масса, кг
  пустого самолета   616
  нормальная взлетная   856
  максимальная взлетная   938
Тип двигателя   1 ПД М-11Е
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость, км/ч   230
Крейсерская скорость, км/ч   205
Практическая дальность, км   500
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2

Самолет в небе

Интересные факты

Интересные факты о самолете УТ-2:

  • УТ-2 с двигателем М-11 представляет собой одномоторный двухместный моноплан с тянущим винтом и низко расположенным свободноносущим крылом. На нем расположены открытые кабины инструктора и ученика, которые находятся в тандеме, и шасси, которое не убирается в полете. Зимой на самолет можно устанавливать лыжное шасси с деревянными лыжами.
  • Конструктором этого самолета был А. С. Яковлев, и его прототипом был самолет АИР-10. УТ-2 массово производился в период с 1938 по 1948 годы. Всего было выпущено 7244 экземпляра этой модели.
  • Самолет УТ-2 был подробно представлен в фильме «Мужество», который был снят на киностудии «Ленфильм» в 1939 году режиссером Михаилом Калатозовым.
  • Этот самолет был изображен на марке Почты СССР в 1986 году.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: