Учебно-тренировочный самолет УТ-2, произведенный в Советском Союзе, имел активное применение, как до Великой Отечественной войны, так и во время нее. Этот летательный аппарат был разработан в конструкторском бюро Яковлева, которое начало серийное производство в 1938 году, продолжая свою производственную деятельность в течение десяти лет. Всего было выпущено 7323 экземпляра.
История создания
История создания этого самолета началась в 1935 году, когда Осоавиахим и газета «Правда» организовали массовый перелет легкомоторных учебно-спортивных самолетов. Самолет АИР-10, разработанный Александром Яковлевым, был одним из участников этой инициативы. Он был усовершенствованным вариантом предыдущего самолета АИР-9бис, и первый полет этого нового самолета был совершен 11 июля 1935 года.
На следующий день, 12 июля, самолет АИР-10 был продемонстрирован высшим партийным и правительственным должностным лицам на Тушинском аэродроме. Он получил высокую оценку и был принят на вооружение как самолет первоначального обучения. Даже, несмотря на опоздание к участию в перелете, его превосходные характеристики позволили ему занять первое место во время соревнований.
Самолет АИР-10 позже получил название УТ-2 и был запущен в серийное производство, которое продолжалось до конца 1944 года. Вплоть до 1948 года УТ-2 оставался основным учебным самолетом в летных школах Военно-воздушных сил. По сравнению с самолетом По-2, УТ-2 был более управляемым и ближе к боевым самолетам того времени. Всего было выпущено более 7200 экземпляров УТ-2, и самолет с поплавками также установил несколько мировых рекордов скорости в классе легких машин.
Производство самолетов УТ-2 (по данным заводов) | ||||||||||||
Производитель | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | Всего |
№ 23 (Ленинград) | 35 | 254 | 383 | 5 | 677 | |||||||
№ 47 (Ленинград) | 10 | 165 | 414 | 589 | ||||||||
№ 47 (Чкалов) | 136 | 427 | 563 | |||||||||
№ 116 (Семеновка) | 99 | 539 | 702 | 746 | 845 | 413 | 289 | 185 | 3818 | |||
№ 168 (Волжск, с октября 1943 г. Ростов-на-Дону) | 12 | 207 | 309 | 407 | 170 | 37 | 1142 | |||||
№ 301 (Химки) | 110 | 276 | 386 | |||||||||
№ 447 (Ереван) | 27 | 42 | 69 | |||||||||
Всего | 145 | 540 | 548 | 654 | 978 | 909 | 1055 | 1279 | 625 | 326 | 185 | 7244 |
Кроме того, в период с 1942 по 1943 годы на авиасборочном заводе № 600 в Урумчи, Китай, было собрано еще 80 экземпляров модификации УТ-2МВ из комплектов деталей.
Особенности конструкции УТ-2
Самолет был спроектирован в форме свободноносного моноплана, с использованием смешанных материалов. Корпус и крылья аппарата были полностью изготовлены из дерева, в то время как оперение и системы управления были изготовлены из дюраля. Также дюралевые материалы использовались для создания капотов и обтекателей самолета. Профиль крыльев был модифицированным, с обшивкой из фанеры на консолях, покрытой миткалем снаружи. Элероны крыла, изготовленные из металла, были обтянуты тканью и имели щелевую компенсацию. Оперение машины имело клепаную конструкцию, а в некоторых частях было усилено сварными швами.
Что касается шасси, оно имело пирамидальную форму и не скрывалось в корпусе аппарата. Каждая пирамида несла стойку с пластинчатой системой амортизации. Колеса самолета УТ-2 соответствовали стандартным размерам того времени и не имели тормозной системы. В зимнее время на самолет можно было установить лыжи.
Силовая установка самолета УТ-2 состояла из двигателя типа М-11Г, хотя на некоторых моделях также использовали двигатель М-11М. Эти двигатели развивали мощность в 100 лошадиных сил и приводили в движение двухлопастной винт деревянной конструкции с фиксированным шагом оборотов, диаметром 2,1 метра. Топливная система включала в себя три топливных бака общей емкостью 200 литров, а топливо и масло поступали к двигателю через топливную помпу.
Помимо стандартной учебной модели, были разработаны и другие варианты, включая боевые модификации, которые использовались во время Великой Отечественной войны. Некоторые из этих боевых самолетов были оснащены пулеметами или могли носить бомбовую нагрузку.
Технические характеристики
Модификация | УТ-2 |
Размах крыла, м | 10.20 |
Длина, м | 7.00 |
Высота, м | 2.55 |
Площадь крыла, м2 | 17.20 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 616 |
нормальная взлетная | 856 |
максимальная взлетная | 938 |
Тип двигателя | 1 ПД М-11Е |
Мощность, л.с. | 1 х 150 |
Максимальная скорость, км/ч | 230 |
Крейсерская скорость, км/ч | 205 |
Практическая дальность, км | 500 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | 3500 |
Экипаж, чел | 2 |
Интересные факты
Интересные факты о самолете УТ-2:
- УТ-2 с двигателем М-11 представляет собой одномоторный двухместный моноплан с тянущим винтом и низко расположенным свободноносущим крылом. На нем расположены открытые кабины инструктора и ученика, которые находятся в тандеме, и шасси, которое не убирается в полете. Зимой на самолет можно устанавливать лыжное шасси с деревянными лыжами.
- Конструктором этого самолета был А. С. Яковлев, и его прототипом был самолет АИР-10. УТ-2 массово производился в период с 1938 по 1948 годы. Всего было выпущено 7244 экземпляра этой модели.
- Самолет УТ-2 был подробно представлен в фильме «Мужество», который был снят на киностудии «Ленфильм» в 1939 году режиссером Михаилом Калатозовым.
- Этот самолет был изображен на марке Почты СССР в 1986 году.