Разработка ближнемагистрального лайнера Ан-148, который должен был заменить стремительно устаревающий самолет Ту-134, началась в КБ Антонова начале 90-х годов.
Главными требованиями к конструкции стали увеличение дальности полета, снижение веса самолета и соответствие международным стандартам по шумности и токсичности двигателей.
Первые эскизные проекты лайнера предполагали создание новой машины на базе турбовинтового самолета Ан-140. Производить его предполагалось в Бурятии, но все изменилось, и самолет начали создавать на Украине.
Рассмотрим более подробно лайнер Ан-148, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации самолета.
История создания Ан-148
Уже в начале 90-х годов стала очевидной необходимость создания нового самолета, способного осуществлять перевозку сравнительно небольшого количества пассажиров на маршрутах малой и средней протяженности. Эта машина должна была заменить устаревшие Ту-134, и при этом соответствовать существующим на то время международным нормам по уровню выбросов и шумности.
Разработкой подобной машины занялись специалисты АНТК им. Антонова, в качестве основы для будущего авиалайнера они рассматривали самолеты Ан-140 и Ан-74ТК-300.
Выбор был сделан в пользу Ан-74ТК, но чтобы превратить этот транспортный самолет в комфортабельный авиалайнер, конструкторам КБ Антонова пришлось проделать значительный объем работы. В ходе создания машины крыло самолета было спроектировано практически «с нуля», удлинен фюзеляж, а новые двигатели Д-436-148 с измененной конструкцией реверса были помещены в пилоны. Более того, при создании будущего Ан-148 конструкторами была заложена концепция нового семейства ближнемагистральных пассажирских и транспортных самолетов. Руководил проектными работами Петр Балабуев.
При создании нового пассажирского самолета были проведены консультации с авиакомпаниями бывших советских республик. Проработав все пожелания, конструкторы пришли к выводу, что необходимо создать сразу несколько вариантов базовой модификации самолета. Так, например, Ан-148-100А создавался в интересах «Аэрофлота», он имел взлетный вес в 37 тонн и дальность полета 3 тыс. км. Для украинского «Аэросвита», питерского «Пулково» и красноярского КрасЭйр разрабатывался сорокотонный Ан-148-100В с дальностью полета в 4 тыс. км. Еще один вариант – Ан-148-100Е – должен был иметь массу в 43 тонны и дальность в 5 тыс. км.
Уже в марте 2002 года в Киеве приступили к созданию трех опытных самолетов, а следующем году на авиационных заводах в Харькове и Воронеже началась подготовка к серийному производству новой машины. Первоначально Ан-148 также планировали собирать на авиазаводе в Улан-Удэ, но затем от этой идеи отказались. В сентябре 2004 года первый из трех прототипов был готов и в 17 декабря он впервые поднялся в воздух. В апреле 2005 года взлетел второй прототип.
Несколько позже Ан-148 выполнили несколько испытательных полетов в Узбекистан, где температура достигала +45 градусов Цельсия. Работа самолетных систем в условиях высокогорья проверялась в Армении, а в 2007 году в Одессе были проведены испытания по посадке Ан-148 на грунтовые взлетно-посадочные полосы, в ходе которых было подтверждена возможность эксплуатации машины на неподготовленных ВПП. В 2007 году Ан-148 прошел украинскую сертификацию.
30 декабря 2009 года в воздух поднялся первый серийный Ан-148. Несколько дней ранее первый рейс выполнил Ан-148, изготовленный на авиазаводе в Воронеже. 15 февраля 2010 года Ан-148 совершил полет на территорию Европейского Союза. 10 апреля того же года в воздух поднялся Ан-148-100В, через несколько дней он был передан заказчику – украинской компании «Аэросвит».
Программа испытаний была продолжена в 2010 году. Теперь проверялись характеристики стойкости и управляемости машины, возможность самолета продолжать полет при отказе одного из двигателей, более досконально был изучен уровень шума, который создает самолет. Были проведены полеты с имитаторами льда, размещенными на крыле и оперении машины.
В 2011 году в тренировочном центре, находящимся в Домодедово, был введен в эксплуатацию комплекс тренажеров для отработки особенностей пилотирования Ан-148. Его стоимость составила 600 млн рублей.
Особенности конструкции Ан-148
Самолет Ан-148 построен по схеме свободнонесущего моноплана с высокорасположенным крылом. Под крылом расположено по одному турбореактивному двигателю Д-236-148, закрытому гондолой. Двухконтурный двигатель Д-436 собран по схеме, состоящей из трех валов. В конструкцию двигателя входит 15-ступенчатый компрессор и 5-ступенчатая турбина. Во внешнем контуре расположено устройство реверса тяги.
Схема шасси включает в себя три опоры:
- носовую управляемую;
- основные стойки, установленные на боковой части фюзеляжа.
Герметичный фюзеляж имеет по длине круглое переменное сечение. Конструкция фюзеляжа полумонокок. Внутри расположены вертикальные переборки, разделяющие фюзеляж самолета Ан-148 на несколько отсеков. Впереди расположена кабина экипажа, за ней идет передний отсек для багажа, совмещенный с входным тамбуром и санузлом.
Далее находится салон для пассажиров, разделенный на два класса. В передней части установлены 8 мест для пассажиров 1 класса. Сидения расположены попарно в два ряда. Пассажирский салон общего класса имеет два ряда сидений – по два и три места в ряду. Всего имеется 11 или 12 рядов сидений, обеспечивающих 55 и 60 посадочных мест соответственно. Увеличение числа рядов достигается сокращением расстояния между ними.
В хвостовой части находится второй санузел, а также гардероб. В самом хвосте расположен второй багажный отсек. Еще два отсека для багажа расположены под полом пассажирского салона – в районе первых и последних четырех рядов сидений для пассажиров общего класса.
Также под полом расположены ниши передней и основных стоек шасси. За кормовым багажным отсеком расположено место установки газотурбинного двигателя АИ-450-МС, используемого для привода генераторной установки мощностью 40 кВт.
Доступ в фюзеляж возможен через переднюю входную дверь, оснащенную трапом и заднюю входную дверь. Дополнительно имеются две двери служебного назначения и два люка, ведущие в багажные отсеки под полом пассажирского салона.
Самолет Ан-148 оснащен стреловидным крылом, построенным на основе суперкритических профилей.
Конструктивно крыло состоит из центроплана, части, к которой прикреплены консоли. Передняя кромка имеет отклоняемый носок. По задней кромке идут закрылки двухщелевой конструкции и элероны. Запас топлива расположен в крыле. Один топливный бак установлен в центроплане, два дополнительных – в консолях.
Хвостовое оперение состоит из вертикального стабилизатора, жестко закрепленного на киле. Руль направления состоит из одной секции, не имеет аэродинамического компенсатора. Горизонтальные рули высоты построены по аналогичной схеме.
Гидравлическая система самолета Ан-148 применяется для управления положением стоек шасси, приводов тормозов на колесах, управления рулями. От бортовой гидравлики работает система выпуска штатного трапа, а также включается режим реверса главных двигателей. Давление в системах создается двумя насосным агрегатами, установленными на двигателях.
Электрическая сеть в полете питается от двух генераторов мощностью по 30 кВт, установленных на главных двигателях. Генераторы вырабатывают высокочастотный (400 Гц) ток с напряжением 115 и 200 В. На борту проложена дополнительная низковольтная цепь, работающая от постоянного тока с напряжением 27В.
Для получения постоянного тока применяется система трансформаторов и выпрямителей.
В аварийных ситуациях источниками тока являются аккумуляторные батареи. Совместно с батареями работает преобразователь тока, позволяющий получить трехфазный ток с напряжением 115 и 200 В.
Экипаж самолета состоит из двух членов – командира и второго пилота. В каждом полете командир назначает пилотирующего и не пилотирующего членов экипажа. Для обслуживания пассажиров на борту Ан-148 находятся два бортпроводника, один из которых является старшим.
Летно-технические характеристики
- Первый полет: 17 декабря 2004 года
- Длина: 29,13 м.
- Высота: 8,19 м.
- Вес пустого: 22490 кг.
- Площадь крыла: 87,32 кв. м.
- Размах крыла: 28,91 м.
- Крейсерская скорость: 840 км./ч.
- Максимальная скорость: 875 км./ч.
- Потолок: 12400 м.
- Дальность полета: от 1570 до 5100 км.
- Тип двигателей: 2 двигателя ТРДД Д436-148
- Экипаж: 2 человека
- Количество пассажирских мест: от 45 до 99 мест
Модификации Ан-148
Базовый вариант машины, предназначенный для размещения 70-85 человек, имеет обозначение Ан-148-100В. Запас топлива на борту позволяет выполнять полеты на расстояние до 3500 км. Доработанный вариант, обладающий дальностью полета 4400 км, обозначается Ан-148-100Е. Также существует вариант Ан-148-100А с уменьшенным запасом топлива на борту, предназначенный для работы на маршрутах с протяженностью до 2100 км.
Машины оснащены пассажирскими салонами аналогичной конфигурации. При схеме салона для пассажиров трех классов машина имеет обозначение Ан-148-100ЕА. Самолет оснащается отдельным отсеком для ВИП-персон. Удлиненные версии Ан-148-200 и Ан-158 вмещают 89 и 99 пассажиров соответственно.
По отдельному заказу МЧС России разрабатывался самолет Ан-148-100ЕМ, предназначенный для применения в качестве мобильного госпиталя. По заказам различных ведомств были созданы проекты патрульного Ан-168МП и грузового Ан-148С, оснащенного погрузочным люком на борту фюзеляжа. Прорабатывалась версия самолета Ан-168, позиционировавшаяся как машина для деловых перелетов на расстояние 7000 км.
Последний транспортный вариант самолета получил обозначение Ан-178.
Конструкция машины позволяет перевозить грузы с общей массой 18 000 кг. При этом требования к взлетно-посадочным полосам снижены, и соответствуют транспортной машине Ан-12. Возможна эксплуатация самолета с грунтовых летных полей.
Первый фюзеляж был изготовлен в середине 2014 года. Осложнение взаимоотношений между Россией и Украиной негативно сказалось на дальнейшем развитии проекта. Из-за наличия в самолете большого числа комплектующих и узлов из России работы заморожены на неопределенный срок.
Производство самолетов Ан-148 началось в России в 2009 году в Воронеже. Первоначальные заказы стали сокращаться, несмотря на заявления Минобороны России о необходимости замены имеющегося парка машин Ту-134 на Ан-148.
На сегодняшний день производство машин остановлено из-за отсутствия комплектующих, поставляемых из Украины. Перспективы возобновления производства туманны.
Преимущества и недостатки самолета
Главное преимущество Ан-148 заключается в продвинутом навигационном оборудовании. Во время полета можно отлично ориентироваться и точно определять свое местоположение. Также есть возможность активировать автопилот, который избавит от необходимости вести машину в ручном режиме. Имеется и автоматический заход на посадку.
Второй плюс самолета в уровне комфорта для пассажиров. При проектировании учитывалось много факторов, влияющих на удобство. На борту установлены мягкие кресла, вокруг которых оставлено достаточно свободного пространства. Конструкторы реализовали хорошую шумоизоляцию, что снижает уровень шума от двигателей внутри салона. Большие иллюминаторы позволяют повысить количество света пассажирской кабины, что тоже положительно сказывается на комфортабельности.
Единственный минус заключался в системе управления – она была недоработанной, что создавало ряд неудобств пилотам во время выполнения рейсов и снижало уровень безопасности. Страдали от него только первые экземпляры Ан-148. Позднее проблема была полностью устранена.
Техническое обслуживание
Самолету требуется проведение технического обслуживания. Оно заключается в детальном осмотре основных компонентов и тестировании их работоспособности. Бывает оперативным или базовым, при этом делится на формы. Разница в том, насколько часто оно проводится.
Может быть:
- Транзитным – перед вылетом.
- Суточным – каждые 48 часов.
- Двухнедельным – раз в 14 дней.
- Базовым по форме А – каждые 750 часов.
- Базовым по форме С – каждые 3 года.
Срок службы, заявленный производителем, составляет 30 лет. Самолет должен быть способен выполнить не менее 60000 рейсов и провести более 80000 летных часов. Во время эксплуатации обязательно должно проводиться необходимое техобслуживание.
Перспективы самолета Ан-148
Производство Ан-148 стартовало в России еще в 2009 году в Воронеже. Также оно было открыто на площадке в Киеве. Предполагалось, что российский завод обеспечит поставку 110 машин этой модели. Однако возникшие трудности поставили под сомнения возможность дальнейшего изготовления самолетов на территории РФ.
В 2017 году завершалось производство двух Ан-148, которые пришлось заморозить. Проблема заключается в том, что для окончательного завершения работ по самолетам требуются украинские детали. Их поставка ожидалась до 2018 года, в итоге было объявлено о закрытии проекта. В реестре авиации оба авиалайнера до сих пор числятся как строящиеся. Украина же подготовила к строительству еще 18 самолетов.
Реальный интерес к Антонову 148 модели на начало 2020 года проявили только российские и украинские компании. Несколько новых машин могут быть теоретически арендованы или приобретены корейскими, кубинскими или сирийскими авиакомпаниями. Тем не менее крупных заказов на самолет нет до сих пор. А с закрытием российского производства уровень интереса к машине упал еще сильнее. Вероятнее всего, в будущем самолет будет производиться только для украинских компаний.
Ан-148 – удачный проект пассажирского авиалайнера, который имеет значительное преимущество перед конкурентами. Однако сложности в его реализации на территории России и недостаточный интерес со стороны других государств ставят его успех под сомнения. Не исключено, что выпуск новых модификаций или его участие в демонстрационных выставках изменит ситуацию и привлечет к нему внимание будущих покупателей.