Самолет Су-1 был первым опытным летательным аппаратом, созданным в 1939 году в конструкторском бюро Сухого. Его разработка была направлена на проверку новых конструктивных решений и технологических процессов, которые в будущем нашли применение в более совершенных моделях самолетов.
В конце 1930-х годов возникла необходимость создания нового истребителя, так как существующие истребители в Советском Союзе устарели и не соответствовали современным требованиям. Поэтому руководство страны поставило задачу перед разработчиками — создать новый истребитель, который соответствовал бы требованиям текущей эпохи.
История создания
Проект плана истребителя с двигателями жидкостного охлаждения был определен коллективу Сухого П.О. На конец 1939 и начало 40 года необходимым стал военный самолет, способный преодолевать скорость свыше 620 км/ч. Конечный результат заставил себя долго ждать, поэтому ПГУ отправило невыполненное задание на завод по производству.
Проект самолета Су-1 должен был иметь следующие параметры:
- Двигатель М-105П с турбокомпрессором ТК-2;
- Максимальная скорость на высоте 6000 м должна достигать 570 км/ч, а на 10 000 м — 625 км/ч;
- Посадочная скорость — 120 км/ч;
- Дальность полета — 600 км, с подвесным баком — 1000 км;
- Время набора высоты не должно превышать 10 минут;
- Вооружение должно включать мотор-пушку калибра 20 мм, 2 синхронных пулемета ШКАС калибра 7,62 мм и возможность подвески бомб весом 100 кг.
Первая опытная машина, известна как И-135 и позднее переименованная в Су-1, была построена на Харьковском заводе 25 мая 1940 года. Первый полет совершил летчик А. П. Чернавский 15 июня. Однако 3 августа произошла авария, когда самолет приземлился с убранным шасси.
После ремонта, испытания продолжил летчик П. М. Попельнюшенко, но 2 октября произошло разрушение двигателя. Затем испытания продолжились с заменой мотора и выполнением летчиком В. П. Федоровым, завершившись в апреле 1941 года. Самолет достиг скорости 641 км/ч на высоте 10 км, но турбокомпрессоры оказались не надежными, и без них Су-1 проиграл уже выпущенному в серию истребителю Як-1 в вертикальных маневрах.
Особенности конструкции Су-1
Скоростной истребитель Су-1 (Су-3) был одноместным монопланом с низко расположенным крылом и смешанной конструкцией, которая включала в себя деревянный фюзеляж и металлическое крыло. Вот более подробное описание его конструкции:
- Фюзеляж. Фюзеляж был выполнен в виде деревянного полумонокока овального сечения, и он был изготовлен без технологических разъемов. Силовой набор фюзеляжа состоял из четырех лонжеронов переменного сечения, стрингеров, шпангоутов и обшивки. На переднем лонжероне располагалась сварная металлическая рама ферменной конструкции, на которой устанавливались двигатель и вооружение. В средней части фюзеляжа находилась негерметичная кабина пилота, которая была закрыта прозрачным фонарем, а под полом находился бензобак. В хвостовой части фюзеляжа располагалось оборудование и канал водорадиатора.
- Крыло. Крыло было цельнометаллическим, однолонжеронным и свободнонесущим. Оно состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Силовой набор крыла включал лонжерон, заднюю стенку, нервюры и обшивку. Лонжерон был изготовлен из хромомолибденовых труб, нервюры были дюралевыми, а обшивка — дюралюминиевой. Крыло имело высокое удлинение и большую площадь, что позволяло снизить аэродинамическое сопротивление самолета на больших высотах и, таким образом, увеличить его потолок и горизонтальную маневренность.
- Хвостовое оперение. Хвостовое оперение включало в себя киль с рулем направления и стабилизатор с рулем высоты. Киль был выклеен совместно с фюзеляжем и имел два лонжерона коробчатого типа. Стабилизатор состоял из трех продольных стенок, набора стрингеров и обшивки, выполненных из дюралюминия. Рули направления и высоты были изготовлены из дюралевого каркаса с полотняной обшивкой и обладали триммерами.
- Шасси. Шасси было трехопорным с хвостовым колесом, и основные опоры убирались назад в ниши на центроплане с поворотом колес на 90 градусов. Хвостовое колесо также убиралось в фюзеляж с помощью гидросистемы.
- Силовая установка. Су-1 оснащался поршневым двигателем водяного охлаждения М-105 мощностью 1100 лошадиных сил. Воздушный винт был трехлопастным с изменяемым в полете шагом. Для повышения высотности самолета двигатель имел комбинированную систему наддува, включавшую двухскоростной приводной центробежный нагнетатель и два турбокомпрессора. Топливо размещалось в основном бензобаке емкостью 250 кг, который находился под сиденьем пилота, а также в дополнительном подвесном баке емкостью 150 кг, установленном под левым крылом.
- Вооружение. Вооружение Су-1 включало мотор-пушку калибра 20 мм с боезапасом 190 патронов, которая была установлена в развале цилиндров и стреляла через полый вал редуктора, а также два синхронных пулемета с боезапасом 1800 патронов. Вариант с бомбовой нагрузкой был также предусмотрен и мог нести до 1000 кг бомб. Самолет имел броневую защиту летчика и водяного радиатора от обстрела сзади.
Технические характеристики
Модификация | Су-1 |
Размах крыла, м | 11.60 |
Длина, м | 8.42 |
Высота, м | 2.71 |
Площадь крыла, м2 | 20.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2495 |
максимальная взлетная | 2875 |
Тип двигателя | 1 ПД Климов М-105П |
Мощность, л.с. | 1 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 500 |
на высоте | 641 |
Крейсерская скорость , км/ч | 526 |
Практическая дальность, км | 720 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 1020 |
Практический потолок, м | 12500 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | Одна 23-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
до 100 кг бомб |
Эксплуатация в Великой Отечественной войне
Самолет Су-1, в ходе Великой Отечественной войны, выполнял роль истребителя и бомбардировщика. Первые экземпляры Су-1 поступили на вооружение в 1941 году, но из-за налета немецкой авиации на завод «Красный Фокин» в Сибири, большая часть их была разрушена, и они не успели активно участвовать в боевых действиях.
Тем не менее, в последующем самолет претерпел существенные усовершенствования в своей конструкции и был вновь запущен в серийное производство. Во время Великой Отечественной войны, экипажи Су-1 успешно выполняли разнообразные задачи на фронтах.
Су-1 были задействованы в таких важных операциях, как оборона Сталинграда, Курской битва и битва за Крым. Несмотря на то, что в пик боевых действий Су-1 уже считался устаревшим и поставлялся на фронт в небольших количествах, они справлялись с поставленными задачами.
Су-1 выполнял роль истребителя для защиты своих воздушных баз, бомбардировщика для атак на наземные цели и разведчика для сбора информации о движении противника. Несмотря на отсутствие высокой скорости и мощности, характерных для современных истребителей, Су-1 отличался надежностью и удобством конструкции, что позволяло его экипажам выполнять разнообразные задачи на поле боя.
Роль в боях на Западном фронте
Особую роль Су-1 сыграли на Западном фронте Второй мировой войны, где они, благодаря своему вооружению и маневренности, стали неотъемлемой частью ВВС СССР. В битве за Курск, например, они успешно атаковали вражеские танки и бронепоезда, содействуя Красной армии.
Кроме того, Су-1 эффективно использовались для разведки на вражеской территории благодаря своей высокой скорости и аэродинамическим характеристикам, что позволяло избегать огня зенитных орудий.
Использование после войны
После завершения Второй мировой войны, Су-1 продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. В начале 1950-х годов, некоторые из них были переданы Военно-морскому флоту СССР для противолодочных операций, и некоторые были переданы на восстановление авиации Китая в 1948 году, где они оставались в эксплуатации до конца 1950-х годов. Всего было произведено 566 Су-1, которые эксплуатировались более 20 лет. Несмотря на свои ограничения по сравнению с современными истребителями, Су-1 сыграли значительную роль в Великой Отечественной войне и послевоенный период, демонстрируя свою эффективность в борьбе.
Сравнение с аналогами
В 1933 году был разработан самолет Су-1, обладавший целым рядом преимуществ по сравнению с сопоставимыми моделями того времени.
Среди его преимуществ можно выделить:
- Впечатляющую скорость полета, достигавшую около 400 км/ч.
- Большую дальность полета, позволявшую пролететь до 1000 км без дозаправки.
- Превосходные летные характеристики, позволявшие осуществлять маневры в воздухе.
- Совершенство авионики, обеспечивавшей точную навигацию и бомбардировку стратегических целей.
Тем не менее, у Су-1 имелись и свои недостатки, в сравнении с конкурентами:
- Низкая маневренность, что делало его более уязвимым при атаках противника.
- Ограниченное вооружение, что ограничивало Су-1 в возможности атаковать только легкие цели.
- Отсутствие бронирования, что делало его подверженным повреждениям.
В целом, Су-1 представлял собой мощную и эффективную машину своего времени. Однако с появлением новых технологий и более современных моделей, его характеристики устарели и потеряли актуальность.
Су-1 сыграл важную роль в развитии советской авиации и был первым шагом на пути к созданию легендарных истребителей от ОКБ Сухого. Этот опыт стал отправной точкой для разработки более мощных и усовершенствованных моделей, таких как Су-2, Су-5, Су-7 и другие. ОКБ Сухого продолжило работать над созданием самолетов, которые превосходили бы своих зарубежных конкурентов, и каждая новая модель становилась вызовом и опытным полем для проверки новых технологических решений.
Су-1 остается важным этапом в истории развития отечественной авиации и демонстрирует, как создание этой модели послужило отправной точкой для дальнейших технологических достижений в ОКБ Сухого.