Советский истребитель Су-1, описание и особенности

Самолет Су-1

Самолет Су-1 был первым опытным летательным аппаратом, созданным в 1939 году в конструкторском бюро Сухого. Его разработка была направлена на проверку новых конструктивных решений и технологических процессов, которые в будущем нашли применение в более совершенных моделях самолетов.

В конце 1930-х годов возникла необходимость создания нового истребителя, так как существующие истребители в Советском Союзе устарели и не соответствовали современным требованиям. Поэтому руководство страны поставило задачу перед разработчиками — создать новый истребитель, который соответствовал бы требованиям текущей эпохи.

История создания

Проект плана истребителя с двигателями жидкостного охлаждения был определен коллективу Сухого П.О. На конец 1939 и начало 40 года необходимым стал военный самолет, способный преодолевать скорость свыше 620 км/ч. Конечный результат заставил себя долго ждать, поэтому ПГУ отправило невыполненное задание на завод по производству.

Проект самолета Су-1 должен был иметь следующие параметры:

  • Двигатель М-105П с турбокомпрессором ТК-2;
  • Максимальная скорость на высоте 6000 м должна достигать 570 км/ч, а на 10 000 м — 625 км/ч;
  • Посадочная скорость — 120 км/ч;
  • Дальность полета — 600 км, с подвесным баком — 1000 км;
  • Время набора высоты не должно превышать 10 минут;
  • Вооружение должно включать мотор-пушку калибра 20 мм, 2 синхронных пулемета ШКАС калибра 7,62 мм и возможность подвески бомб весом 100 кг.

Советский истребитель Су-1

Первая опытная машина, известна как И-135 и позднее переименованная в Су-1, была построена на Харьковском заводе 25 мая 1940 года. Первый полет совершил летчик А. П. Чернавский 15 июня. Однако 3 августа произошла авария, когда самолет приземлился с убранным шасси.

После ремонта, испытания продолжил летчик П. М. Попельнюшенко, но 2 октября произошло разрушение двигателя. Затем испытания продолжились с заменой мотора и выполнением летчиком В. П. Федоровым, завершившись в апреле 1941 года. Самолет достиг скорости 641 км/ч на высоте 10 км, но турбокомпрессоры оказались не надежными, и без них Су-1 проиграл уже выпущенному в серию истребителю Як-1 в вертикальных маневрах.

Особенности конструкции Су-1

Скоростной истребитель Су-1 (Су-3) был одноместным монопланом с низко расположенным крылом и смешанной конструкцией, которая включала в себя деревянный фюзеляж и металлическое крыло. Вот более подробное описание его конструкции:

  • Фюзеляж. Фюзеляж был выполнен в виде деревянного полумонокока овального сечения, и он был изготовлен без технологических разъемов. Силовой набор фюзеляжа состоял из четырех лонжеронов переменного сечения, стрингеров, шпангоутов и обшивки. На переднем лонжероне располагалась сварная металлическая рама ферменной конструкции, на которой устанавливались двигатель и вооружение. В средней части фюзеляжа находилась негерметичная кабина пилота, которая была закрыта прозрачным фонарем, а под полом находился бензобак. В хвостовой части фюзеляжа располагалось оборудование и канал водорадиатора.
  • Крыло. Крыло было цельнометаллическим, однолонжеронным и свободнонесущим. Оно состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Силовой набор крыла включал лонжерон, заднюю стенку, нервюры и обшивку. Лонжерон был изготовлен из хромомолибденовых труб, нервюры были дюралевыми, а обшивка — дюралюминиевой. Крыло имело высокое удлинение и большую площадь, что позволяло снизить аэродинамическое сопротивление самолета на больших высотах и, таким образом, увеличить его потолок и горизонтальную маневренность.
  • Хвостовое оперение. Хвостовое оперение включало в себя киль с рулем направления и стабилизатор с рулем высоты. Киль был выклеен совместно с фюзеляжем и имел два лонжерона коробчатого типа. Стабилизатор состоял из трех продольных стенок, набора стрингеров и обшивки, выполненных из дюралюминия. Рули направления и высоты были изготовлены из дюралевого каркаса с полотняной обшивкой и обладали триммерами.
  • Шасси. Шасси было трехопорным с хвостовым колесом, и основные опоры убирались назад в ниши на центроплане с поворотом колес на 90 градусов. Хвостовое колесо также убиралось в фюзеляж с помощью гидросистемы.
  • Силовая установка. Су-1 оснащался поршневым двигателем водяного охлаждения М-105 мощностью 1100 лошадиных сил. Воздушный винт был трехлопастным с изменяемым в полете шагом. Для повышения высотности самолета двигатель имел комбинированную систему наддува, включавшую двухскоростной приводной центробежный нагнетатель и два турбокомпрессора. Топливо размещалось в основном бензобаке емкостью 250 кг, который находился под сиденьем пилота, а также в дополнительном подвесном баке емкостью 150 кг, установленном под левым крылом.
  • Вооружение. Вооружение Су-1 включало мотор-пушку калибра 20 мм с боезапасом 190 патронов, которая была установлена в развале цилиндров и стреляла через полый вал редуктора, а также два синхронных пулемета с боезапасом 1800 патронов. Вариант с бомбовой нагрузкой был также предусмотрен и мог нести до 1000 кг бомб. Самолет имел броневую защиту летчика и водяного радиатора от обстрела сзади.

Схема самолета

Технические характеристики

Модификация   Су-1
Размах крыла, м   11.60
Длина, м   8.42
Высота, м   2.71
Площадь крыла, м2   20.00
Масса, кг
  пустого самолета   2495
  максимальная взлетная   2875
Тип двигателя   1 ПД Климов М-105П
Мощность, л.с.   1 х 1100
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   500
  на высоте   641
Крейсерская скорость , км/ч   526
Практическая дальность, км   720
Максимальная скороподъемность, м/мин   1020
Практический потолок, м   12500
Экипаж   1
Вооружение: Одна 23-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС
  до 100 кг бомб

Эксплуатация в Великой Отечественной войне

Самолет Су-1, в ходе Великой Отечественной войны, выполнял роль истребителя и бомбардировщика. Первые экземпляры Су-1 поступили на вооружение в 1941 году, но из-за налета немецкой авиации на завод «Красный Фокин» в Сибири, большая часть их была разрушена, и они не успели активно участвовать в боевых действиях.

Самолет стоит на аэродроме

Тем не менее, в последующем самолет претерпел существенные усовершенствования в своей конструкции и был вновь запущен в серийное производство. Во время Великой Отечественной войны, экипажи Су-1 успешно выполняли разнообразные задачи на фронтах.

Су-1 были задействованы в таких важных операциях, как оборона Сталинграда, Курской битва и битва за Крым. Несмотря на то, что в пик боевых действий Су-1 уже считался устаревшим и поставлялся на фронт в небольших количествах, они справлялись с поставленными задачами.

Су-1 выполнял роль истребителя для защиты своих воздушных баз, бомбардировщика для атак на наземные цели и разведчика для сбора информации о движении противника. Несмотря на отсутствие высокой скорости и мощности, характерных для современных истребителей, Су-1 отличался надежностью и удобством конструкции, что позволяло его экипажам выполнять разнообразные задачи на поле боя.

Роль в боях на Западном фронте

Особую роль Су-1 сыграли на Западном фронте Второй мировой войны, где они, благодаря своему вооружению и маневренности, стали неотъемлемой частью ВВС СССР. В битве за Курск, например, они успешно атаковали вражеские танки и бронепоезда, содействуя Красной армии.

Аварийная посадка

Кроме того, Су-1 эффективно использовались для разведки на вражеской территории благодаря своей высокой скорости и аэродинамическим характеристикам, что позволяло избегать огня зенитных орудий.

Использование после войны

После завершения Второй мировой войны, Су-1 продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. В начале 1950-х годов, некоторые из них были переданы Военно-морскому флоту СССР для противолодочных операций, и некоторые были переданы на восстановление авиации Китая в 1948 году, где они оставались в эксплуатации до конца 1950-х годов. Всего было произведено 566 Су-1, которые эксплуатировались более 20 лет. Несмотря на свои ограничения по сравнению с современными истребителями, Су-1 сыграли значительную роль в Великой Отечественной войне и послевоенный период, демонстрируя свою эффективность в борьбе.

Рисунок самолета Су-1

Сравнение с аналогами

В 1933 году был разработан самолет Су-1, обладавший целым рядом преимуществ по сравнению с сопоставимыми моделями того времени.

Среди его преимуществ можно выделить:

  • Впечатляющую скорость полета, достигавшую около 400 км/ч.
  • Большую дальность полета, позволявшую пролететь до 1000 км без дозаправки.
  • Превосходные летные характеристики, позволявшие осуществлять маневры в воздухе.
  • Совершенство авионики, обеспечивавшей точную навигацию и бомбардировку стратегических целей.

Тем не менее, у Су-1 имелись и свои недостатки, в сравнении с конкурентами:

  • Низкая маневренность, что делало его более уязвимым при атаках противника.
  • Ограниченное вооружение, что ограничивало Су-1 в возможности атаковать только легкие цели.
  • Отсутствие бронирования, что делало его подверженным повреждениям.

В полете

В целом, Су-1 представлял собой мощную и эффективную машину своего времени. Однако с появлением новых технологий и более современных моделей, его характеристики устарели и потеряли актуальность.

Су-1 сыграл важную роль в развитии советской авиации и был первым шагом на пути к созданию легендарных истребителей от ОКБ Сухого. Этот опыт стал отправной точкой для разработки более мощных и усовершенствованных моделей, таких как Су-2, Су-5, Су-7 и другие. ОКБ Сухого продолжило работать над созданием самолетов, которые превосходили бы своих зарубежных конкурентов, и каждая новая модель становилась вызовом и опытным полем для проверки новых технологических решений.

Су-1 остается важным этапом в истории развития отечественной авиации и демонстрирует, как создание этой модели послужило отправной точкой для дальнейших технологических достижений в ОКБ Сухого.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: