В 1934 году Конструкторское бюро Сухого начало работу над новым летательным аппаратом, который впоследствии получил обозначение Су-3. Основная задача разработчиков заключалась в создании самолета, способного выполнять полеты на высоких высотах и обладающего высокой скоростью.
Самолет Су-3, несмотря на отсутствие широкой известности, имеет интересную историю и важные технические характеристики. На сегодняшний день он все еще находится на вооружении некоторых стран, но постепенно уступает место более современным машинам.
История создания
История создания Су-3 началась с выполнения новых нормативов, касающихся создания маневренных самолетов-истребителей. Петр Осипович Сухой и руководство завода №135 были обязаны разработать два варианта такого самолета, различающихся моторами. Первый вариант должен был оснащаться мотором М-105П с установленным ТК-2, второй — М-106П с ТК-2. Предполагалось, что эти машины будут иметь высокие летные характеристики: на высоте 6000 м — 580-600 км/ч, на высоте 8000-10 000 м — 620-640 км/ч. Кроме стандартного вооружения, в планах было также установить на самолеты новые синхронные пулеметы спаренного типа «УльтраШКАС».
Первый экземпляр опытного образца получил обозначение И-135 (затем Су-1), а второй — Су-3. На заводе №135 под руководством главного конструктора П.Д. Грушина проводились работы по совершенствованию Су-3. Мотор М-106П был заменен на М-105П, и в январе самолет был отправлен на завод №289 для окраски и доработки маслорадиатора.
В апреле самолет был полностью подготовлен к летным испытаниям, но они так и не состоялись из-за решения о том, что Су-1 и Су-3 не целесообразны для серийного производства по сравнению с истребителем Яковлева, который продемонстрировал более выдающиеся характеристики. К началу мая Су-1 совершил несколько полетов, а Су-3 был законсервирован.
В начале Второй мировой войны планировалась эвакуация этих самолетов, однако Су-1 сильно поврежден при загрузке, и о его дальнейшей судьбе известно мало. Су-3, наоборот, удачно перевезли в Новосибирск, где в филиале ЛИИ НКАП проводились исследования, касающиеся рационального применения ТК на истребителях.
Особенности конструкции Су-3
Су-3 был разработан как истребитель, предназначенный для активных боевых действий в качестве перехватчика. Этот одноместный моноплан имел конструкцию смешанного типа.
Фюзеляж самолета представлял собой полумонокок овального сечения и был изготовлен из дерева. Технические разъемы отсутствовали, и силовой каркас включал четыре лонжерона переменного сечения, стрингеры, шпангоуты и обшивку из шпона. Рама ферменной конструкции крепилась к переднему шпангоуту. Двигатель М-105П (первоначально планировался М-106П) размещался на этой раме. Кабина пилота находилась в центральной части фюзеляжа и оснащена прозрачным фонарем. Бензобак располагался под полом, а канал радиатора воды и рабочее оборудование находились в хвостовой части.
Крыло самолета было цельнометаллическим и свободнонесущим, состояло из двух отъемных консолей. Силовой каркас крыла включал заднюю стенку, стальный лонжерон, обшивку и нервюры. Хвостовое оперение состояло из киля с рулем поворота и стабилизатора с рулем высоты. Стабилизатор включал в себя три свободные стенки, стрингеры и обшивку из дюралюминия, а киль был цельным с фюзеляжем и поддерживался двумя лонжеронами.
Шасси самолета было трехопорным и убиралось в центроплан. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж. Гидросистема отвечала за уборку и выпуск шасси. Управление самолетом осуществлялось смешанным образом, где жесткие тяги отвечали за управление рулем высоты и элеронами, а руль поворота управлялся тросами.
Су-3 оснащался авиационным двигателем М-105П жидкостного охлаждения мощностью 1100 лошадиных сил. На самолете устанавливался трехлопастный воздушный винт ВИШ-61. Охлаждение двигателя происходило с использованием воды в закрытой системе. Водорадиатор находился в хвостовой части, и воздух охлаждал воду через подфюзеляжный воздухозаборник. Регулировка радиаторного охлаждения осуществлялась с помощью механических створок управления.
Маслорадиатор располагался перед мотором, а фибровый маслобак был установлен над ним в подкапотном пространстве. Температура масла регулировалась как вручную, так и автоматически. Для увеличения высотности двигателя использовались два турбокомпрессора ТК-2 и центробежный приводной нагнетатель ЦПН. Самолет также был оснащен мотор-пушкой ШВАК калибром 20 мм и синхронными пулеметами ШКАС с боезапасом 1800 патронов. Возможно было переносить бомбы весом до 100 кг. Броня была установлена для защиты летчика и водяного радиатора.
Технические характеристики Су-3
Размах крыла, м | 10.10 |
Длина, м | 8.42 |
Высота, м | 2.71 |
Площадь крыла, м2 | 18.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2496 |
максимальная взлетная | 2992 |
Тип двигателя | 1 ПД Климов М-105П |
Мощность, л.с. | 1 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 500 |
на высоте | 638 |
Крейсерская скорость , км/ч | 570 |
Практическая дальность, км | 700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 910 |
Практический потолок, м | 11900 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
Сравнение с другими самолетами
В таблице для сравнения приведены данные для самолетов начала ВОВ с двигателем М-105П.
Истребители начала ВОВ | |||||
Як-1 | Су-1 | Су-3 | ЛаГГ-3 | ||
Год выпуска | 1941 | 1940 | 1941 | 1941 | |
Геометрия | |||||
Длина самолета, м | 8.48 | 8.42 | 8.42 | 8.81 | |
Размах крыла, м | 10.0 | 11.5 | 10.1 | 9.81 | |
Площадь крыла, м² | 17.15 | 19.0 | 17.0 | 17.62 | |
Массы, кг | |||||
Взлетный вес | 2858 | 2875 | 2992 | 3280 | |
Силовая установка | |||||
Мотор | М-105П | М-105П | М-105П | М-105П | |
Мощность, л.с. | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | |
Летные данные | |||||
Максимальная скорость, км/ч | у земли | 480 | 500 | 500 | 474 |
на высоте | 577 | 641 | 638 | 549 | |
м | 4950 | 10000 | 10000 | 5000 | |
Время набора высоты 5 км, мин | 9.2 | 4.9 | 5.5 | 7.4 | |
Время виража, сек | 5.7 | 8.5 | |||
Практический потолок, м | 10000 | 12500 | 11900 | 9300 | |
Дальность полета*, км | 700 | 720 | 700 | 700 | |
Вооружение | |||||
число | пушки | 1 | 1 | 1 | 1 |
пулеметы | 2 | 2 | 2 | 3 |
Использование
Самолет Су-3 был спроектирован с учетом его использования в военных операциях. В ходе Второй мировой войны Су-3 выполнял разнообразные функции, включая истребителя, бомбардировщика и разведчика. На фронтах боевых действий, в том числе и во время битвы за Москву, Су-3 выполнял роль защитника советских войск от немецких разведывательных самолетов, а также успешно справлялся с задачами бомбардировки наземных целей. Благодаря своим боевым характеристикам, Су-3 также успешно выполнял функции истребителя в воздушных боях.
Кроме того, Су-3 использовался в качестве разведчика благодаря своей высокой скорости и большой дальности полета. Су-3 мог проникать на территорию противника, собирая важную разведывательную информацию о его позициях и действиях.
В целом, Су-3 представлял собой универсальный и эффективный самолет, способный выполнять разнообразные задачи в условиях боевых операций. Его применение охватывало все фронты и виды боевых операций.
Проблемы в производстве
Производство первых экземпляров Су-3 столкнулось с несколькими техническими и организационными трудностями:
- Недостаток высококвалифицированных сотрудников и специалистов, необходимых для разработки и производства самолета.
- Неэффективная организация производственных процессов и неоптимальное использование оборудования и ресурсов.
- Отсутствие стандартизации и документации, что привело к ошибкам и неточностям в производстве.
- Недостаточное финансирование и поддержка со стороны государства, что замедлило процесс производства и развития самолета.
Эти проблемы привели к задержке в производстве Су-3 на несколько лет и к тому, что первые выпущенные экземпляры имели некоторые недоработки и требовали доработки. Однако с течением времени эти проблемы были решены, и Су-3 стал одним из наиболее успешных и известных самолетов своего времени.
Истории летчиков
Александр Панкратов делится своим опытом: «Во времена моего обучения в летной школе у нас была возможность испытать разные модели самолетов. Но, когда я впервые сел за штурвал Су-3, мне стало ясно, что это именно мой самолет. Управление на нем было невероятно плавным, и он проявил высокую маневренность. Во время Великой Отечественной войны я смог сбить несколько вражеских самолетов, и Су-3 сыграл в этом важную роль».
Юрий Кожевников вспоминает: «Мне довелось подниматься в небо на Су-3 в 50-х годах прошлого века. Это был уже старенький самолет, но я всегда ценил его за надежность и комфорт. Он мог долго задерживаться в воздухе и легко выполнять маневры. На Су-3 я провел множество захватывающих полетов, и каждый из них оставил незабываемые воспоминания».
Сергей Родионов рассказывает о своем опыте: «Однажды, выполняя боевое задание на Су-3, мой самолет получил попадание. Я опасался, что не смогу вернуться на базу, но Су-3 продемонстрировал свою надежность и выдержку. Я сумел вернуться домой и провести необходимый ремонт. Этот самолет навсегда останется в моей памяти благодаря своей надежности и качеству сборки».
Самолет в послевоенное время
После завершения Второй Мировой войны страна столкнулась с огромными трудностями восстановления экономики и промышленности. Ресурсы и финансирование были ограничены, что сделало невозможным реализацию крупных проектов, включая разработку новых моделей самолетов.
Су-3 был разработан и выпущен в 1944 году на фоне острой нехватки природных ресурсов и национальной энергетической кампании. Этот самолет представлял собой пример упорства российских инженеров и производителей, боровшихся за сохранение авиации в стране в условиях экономического кризиса.
Су-3, несмотря на свое устаревшее проектирование, оставался верным представителем старой школы авиадизайна и не конкурировал по характеристикам с новыми моделями, разрабатываемыми после войны. Тем не менее, он внес весомый вклад в развитие российской авиации и стал значительным историческим достижением. Характеристики и внешний облик Су-3 отражали требования и ограничения, с которыми столкнулись в то время из-за нехватки ресурсов.
Создание Су-3 подчеркивало, что страна продолжала работать над разработкой новых самолетов, несмотря на ограниченные возможности технического развития и экономические трудности. Этот самолет стал символом того, что страна продолжает двигаться вперед, несмотря на все препятствия.