Создание популярного истребителя F-22 «Раптор» для США не оправдало ожиданий, поскольку Пентагон закупил всего 187 из 384 запланированных машин. Стоимость проекта, оцененная в 350 миллионов долларов, была слишком высокой для массового производства.
Для замены уже устаревших самолетов F-16, F/A-18, AV-8B и А-6 срочно требовался более доступный новый истребитель. Разработчики решили сэкономить, создав единую платформу, способную выполнять задачи по доминированию в воздухе, перехвату и нанесению ударов по наземным целям. Так появился новый самолет — F-35 «Lightning II» (Молния-2).
История создания
В 2001 году был выбран окончательный вариант конструкции нового истребителя в рамках программы создания ударного истребителя нового поколения. Для окончательных испытаний были выбраны две модели. Первая была создана компанией Boeing и обозначалась как модель X-32, а вторая была разработана компанией Lockheed Martin и получила обозначение X-35, которая затем была переименована в F-35 Lightning II. Однако государственная программа предусматривала дальнейшее развитие только одной из них, и для этой машины были установлены определенные требования.
Прежде всего, по запросу ВВС США, истребитель должен был иметь укороченную длину разбега при взлете и малую дистанцию при посадке, а также выполнять вертикальный взлет и приземление. Важным условием было также то, что истребитель должен был эффективно поддерживать как ВМФ, так и наземные войска. Этот самолет должен был обладать рядом преимуществ перед предыдущими моделями.
Чтобы определить, какая из моделей лучше, были проведены испытания, результаты которых показали, что модель X-35 значительно превосходит по характеристикам. Эта модель способна была выполнять горизонтальный взлет с площадки всего 150 метров и качественно совершать горизонтальную посадку. Кроме того, X-35 способен развивать сверхзвуковые скорости.
Уникальность данной модели заключалась в схеме вертикальной тяги, представленной отдельным вентилятором, в отличие от других аналогичных аппаратов, где использовался основной двигатель. Этот самолет был разработан для использования странами-членами НАТО, и финансирование проекта осуществлялось не только правительством США, но и европейскими странами. Израиль также планировал приобрести эту машину.
Первый самолет F-35 Lightning II был произведен осенью 2011 года и передан военно-воздушным силам Великобритании в 2012 году. Этот аппарат прошел финальные испытания на территории Великобритании и использовался для обучения пилотов перед массовым внедрением истребителя.
Впервые самолет выполнил вертикальный взлет с площадки в феврале 2011 года на авиабазе в Калифорнии, где также проводились летные испытания, подтверждающие его высокие летные характеристики в различных режимах полета.
Первой страной, которая заключила контракт на поставку самолетов F-35, стал Израиль, а в 2014 году она подписала контракт на приобретение второй партии. Эти самолеты также собираются на территории Италии, где первая машина, обозначенная как AL-1, была готова в начале весны 2015 года. Итальянские производители также планировали поставить 90 подобных аппаратов, в основном для Нидерландов.
Особенности конструкции F-35
Самолет был разработан с учетом требований к низкой заметности. Его дизайн представляет собой интегральную компоновку, где крыло без перерывов переходит в фюзеляж, образуя единую несущую плоскость. Для достижения этой цели использовались композитные материалы и радиопоглощающее покрытие.
Самолет оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажем (ТРДДФ) F135, разработанным компанией «Пратт – Уитни». Этот двигатель представляет собой улучшенную версию двигателя F119, который был установлен на «Раптор».
Однако следует отметить, что F-35 менее маневренный по сравнению с некоторыми российскими истребителями из-за ограничения в угловых маневрах двигательного сопла, которое может поворачиваться только в вертикальной плоскости.
Процент унификации между тремя вариантами самолета — для ВВС, МП и ВМС — составляет 80%. Различные требования для боевого применения определяют конструктивные особенности каждой из модификаций.
- Первая из них, известная как CTOL (Conventional Takeoff and Landing — обычный взлет и посадка), предназначена для использования на стандартных аэродромах НАТО и не имеет ограничений, связанных с базированием на авианосцах. Самолет F-35A, являющийся самой базовой моделью, стоит около $95 миллионов и может взлететь с обычной бетонной полосы длиной 2500 метров.
- Второй вариант, F-35B, представляет собой самолет с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL — Short Takeoff and Vertical Landing). Этот вариант имеет вентилятор с вертикальной осью, который позволяет вертикальный взлет и посадку. Однако установка вентилятора привела к сокращению запаса топлива и увеличению эффективной поверхности рассеивания, что повлияло на стоимость, подняв ее до $102 миллионов.
- Третий вариант, F-35C, разработан для авианосных операций и использует катапультный взлет и аэрофинишер при посадке. Этот вариант требует усиления конструкции самолета и имеет большую площадь крыла для захода на посадку на пониженных скоростях. Запас топлива увеличен за счет внутренних отсеков фюзеляжа, и пушка была перемещена на внешнюю подвеску. Стоимость F-35C составляет около $116 миллионов.
Технические характеристики
Ниже приведена таблица технических характеристик самолета.
Модификация | F-35A |
Размах крыла, м | 10.70 |
Длина, м | 15.67 |
Высота | 4.33 |
Площадь крыла, м2 | 42.70 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 13300 |
нормальная взлетная | 20100 |
максимальная взлетная | 31800 |
Внутренние топливо, кг | 8382 |
Тип двигателя | 1 ТРДДФ Pratt Whitney F135 |
Тяга, кН | |
максимальная | 1 х 111 |
на форсаже | 1 х 178+ |
Максимальная скорость , км/ч | 2065 (M=1.67) |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч | (M=1.5) |
Практическая дальность, км | 2200 |
Боевой радиус действия, км | 1100 |
Практический потолок, м | 18288 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | 20-мм шестиствольная пушка (опционально) |
боевая нагрузка — 5000 кг | |
В стелс режиме — 2х 450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку — 2х 900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия. | |
В обычном режим используется 8 узлов подвески оружия |
Модификации
Самолет F-35 разрабатывается в нескольких основных вариантах:
- F-35A — это модель для ВВС США, которая является наиболее простой с технической точки зрения, легкой и доступной версией F-35. Она предполагается как основная для закупок со стороны стран-партнеров и для ожидаемого экспорта. Он оснащен встроенной 25-мм четырехствольной пушкой GAU-22/A.
- F-35I — это модификация для ВВС Израиля. Израиль выразил интерес к созданию собственных версий F-35A с большим количеством внутренних электронных бортовых систем (БРЭО), включая системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и интеграцию собственного оружия. Возможность модификации зависит от объемов закупок.
- CF-35 — это вариант для ВВС Канады. CF-35 будет отличаться от американской версии F-35A наличием тормозного парашюта и системой дозаправки в полете, аналогичной F-35B/C. Тормозной парашют также будет установлен на версию для Норвегии по той же причине.
- F-35B — это модификация для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании, обладающая способностью к короткому взлету и вертикальной посадке. Она оснащена подвесным контейнером с 25-мм пушкой GAU-22/A. Планируется, что F-35B станет основой для авиагрупп новых универсальных доковых кораблей (УДК) и будет использоваться на авианосцах Великобритании класса «Куин Элизабет» и итальянском авианосце «Кавур».
- F-35C — это модификация для ВМС США с увеличенной площадью крыла и посадочным крюком для операций с авианосцев. Этот вариант имеет больше маневренности на низких скоростях и большую полезную нагрузку по сравнению с F/A-18C.
Все эти варианты имеют высокую степень унификации (70-90%) и используют множество технологических решений, опробованных на F-22. F-35 ожидается начать службу с 2016 года и заменит устаревшие самолеты, такие как A-10 Thunderbolt II и F-16 в 2016 году, а также AV-8B Harrier и F/A-18 в 2017 году. Израильский вариант F-35I, названный «Адир», также будет иметь свои собственные разработки в области авионики и вооружений.
Вооружение
В арсенале F-35 различные типы вооружения, включая ракеты класса воздух-воздух, такие как AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM. Также есть возможность носить крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Для точных ударов используются корректируемые бомбы JDAM с весом до 910 кг, а также кластерные бомбы CBU-103, CBU-104 и CBU-105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispenser). Истребитель также способен носить управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.
Норвегия и Австралия финансируют работы по адаптации перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM) для использования на F-35. Эта модификация получит название Joint Strike Missile (JSM).
Согласно производителю, F-35 способен выполнять пуски ракет и корректируемых бомб из внутренних отсеков даже на максимальных сверхзвуковых скоростях.
К 2017 году, после достижения уровня развития программного обеспечения и бортовых радиоэлектронных систем block 4, F-35 будет оборудован тактическими ядерными бомбами B61. Самолет способен носить два таких боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Исходно это требование было предъявлено только к F-35A, но информации о других модификациях пока нет. F-35A будет заменять истребитель F-16 в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО.
Также, для F-35 была создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм, разработанная General Dynamics. Она представляет собой модернизированную версию пушки GAU-12, используемой на самолетах AV-8 Harrier II. Отличительной особенностью новой пушки является сокращение количества стволов с пяти до четырех, что снизило массу на приблизительно 20 кг и улучшило точность. На модификации F-35A эта пушка будет установлена внутри самолета, а на модификациях F-35B и F-35C будет размещена в подвесном контейнере, что также способствует уменьшению радиолокационной заметности.
Эксплуатация F-35
Согласно данным аналитической группы при Министерстве Обороны США, представленным в Конгрессе 15 апреля 2011 года, оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолетов F-35 в течение 30 лет при налете в 8000 часов на каждый самолет, с учетом инфляции, может превысить 1 триллион долларов. Это увеличение по сравнению с предыдущей оценкой 2009 года, которая составляла 915 млрд долларов США.
Стоимость часа полета F-35 составляла 30,7 тыс. долларов в 2011 году, что сопоставимо с аналогичным показателем истребителя четвертого поколения F-15.
К 2017 году расходы на боевое применение этого самолета выросли до 44 тыс. долларов в час. В январе 2020 года было объявлено, что затраты на обслуживание одного самолета продолжают снижаться в течение четырех лет подряд, начиная с 2015 года, и снизились на 35 %.
Боевое применение
F-35 был впервые задействован в боевых действиях в мае 2018 года, когда Израиль использовал его для атаки на цели в Сирии. В 2019 году Израиль продолжил использовать F-35 для нанесения ударов.
27 сентября 2018 года Корпус морской пехоты США впервые применил самолеты F-35B для нанесения ударов по позициям группировки «Талибан» в Афганистане. Было совершено «более 100 боевых вылетов» в Афганистан, Ирак и Сирию в ходе развертывания на универсальном десантном корабле типа «Уосп» LHD-2 «Essex».
15 апреля 2019 года Министерство обороны США объявило о первом развертывании истребителей F-35A ВВС США на Ближнем Востоке. Самолеты были развернуты на американской авиабазе в Эд-Дафра, ОАЭ. 26 апреля они начали боевые патрули, а 30 апреля один из самолетов нанес авиаудар с использованием корректируемой авиабомбы JDAM по туннелю боевиков ИГИЛ недалеко от Вади Ашай, Ирак.
ВВС США впервые использовали F-35A в боевых условиях 30 апреля 2019 года, когда два самолета выполнили авиаудар в рамках операции «Непоколебимая решимость» для уничтожения сети туннелей в Хамрине, которые использовались ИГ для хранения и перемещения оружия.
15 марта 2021 года F-35I ВВС Израиля уничтожил два иранских беспилотника, которые пытались проникнуть в Израиль.
Удешевление F-35 за счет одного двигателя, вместо двух, привело к недостаточной тяговооруженности, что сказалось на скорости, маневренности и боевой нагрузке самолета по сравнению с аналогами. Второй путь снижения стоимости через многофункциональность также оказался неэффективным. Недостаточная тяговооруженность делает F-35 менее подходящим для воздушных боев и штурмовых операций, а внешняя подвеска оружия увеличивает его заметность. Эти факторы привели к тому, что F-35 был признан одним из неудачных американских самолетов, согласно изданию The National Interest.
Интересные факты
Приведем несколько интересных фактов о самолете F-35 в качестве резюме:
- Многофункциональность. F-35 представляет собой семейство многофункциональных истребителей, включающих в себя несколько вариантов, таких как F-35A для ВВС, F-35B для корпуса морской пехоты и F-35C для ВМС США. Эта многофункциональность позволяет ему выполнять широкий спектр задач, включая воздушные бои, штурмовые операции, разведку и многое другое.
- Единая поддержка. F-35 разрабатывался с учетом идеи единой логистической поддержки для всех вариантов, что упрощает обслуживание и снабжение запасными частями.
- Стелс-технологии. F-35 обладает высокой степенью невидимости для радаров благодаря стелс-технологиям, что делает его трудно обнаружимым для противника.
- Совместимость с вертикальным взлетом и посадкой. Версия F-35B оборудована системой, позволяющей совершать вертикальный взлет и посадку, что делает его пригодным для использования с кораблей и кратковременными взлетами с ограниченной длины ВПП.
- Уникальная пушка. F-35 оснащен четырехствольной авиационной пушкой GAU-22/A калибра 25 мм, разработанной компанией General Dynamics. Эта пушка отличается от предыдущих моделей пушек благодаря уменьшению количества стволов с пяти до четырех, что улучшило ее характеристики.
- Стратегический ядерный потенциал. F-35A имеет возможность нести тактические ядерные бомбы B61, что делает его частью ядерного арсенала НАТО.
- Боевое применение. F-35 был задействован в различных военных конфликтах, включая операции в Сирии и Афганистане, где он успешно выполнял боевые миссии.
- Интернациональное участие. Помимо использования ВС США, F-35 также эксплуатируют и другие страны-партнеры, что подчеркивает его мировую роль.
- Стоимость проекта. Проект F-35 является одним из самых дорогих в истории военной авиации, и его общая стоимость вызывала много дискуссий и обсуждений.
- Эволюция и совершенствование. Несмотря на некоторые критики и проблемы, F-35 продолжает совершенствоваться, и его возможности постоянно расширяются, делая его важным элементом американской и мировой обороны.