«Кобра» является известной фигурой высшего пилотажа. Именно самолет Су-27 первый раз продемонстрировал завораживающий элемент большой публике в небе Франции на международном авиасалоне в Ле-Бурже летом 1989 года. В тот день пилотировал машину заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Георгиевич Пугачев.
Гонка вооружений того времени стала фактором создания советскими авиаконструкторами непревзойденного длительное время боевого самолета Су-27.
Рассмотрим боевой самолет Су-27, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и интересные факты.
История создания
Самолет Су-27 представляет собой многоцелевой всепогодный истребитель советского, а позже и российского производства. Это высокоманевренная летательная машина четвертого поколения, разработанная в ОКБ Сухого для полного превосходства в воздухе. Над проектом в разное время трудились такие конструкторы: Н.С. Черняков, М.П. Симонов, А.И. Кнышев и А.А. Колчин. Первый ОП взлетел в 1977 году, а через пять лет Су-27 поступили на вооружение страны. Это основной военный самолет ВВС РФ.
Начиная с конца 60-х, в разных передовых странах началась гонка по созданию многоцелевых истребителей. Первыми приступили США, пытаясь создать продолжение знаменитого F-4C «Фантом». Им стал созданный фирмой «Макдоннел Дуглас» F-15 «Игл». В СССР не хотели отступать и решили дать достойный ответ в виде ПФИ. К новому конкурсному проекту допустили три ОКБ, институт Сухого не принимал участия. Инженеры были заняты текущими проектами: Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Т-4 и безбилетником ЛА. Но, начиная еще с 1969 года, инженеры из ОКБ уже сталкивались с разработкой самолета типа перспективного фронтового истребителя.
В проекте учитывались многие факторы, не только завоевание воздушного преимущества, но и фактор возможного противника – F-15. Также в тактику входил признанный на тот момент ближний бой маневренного типа. В 72 году произошли две научно-технические встречи с представителями ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна. Представители КБ Микояна вынесли предложение о создании двух истребителей: легкого и тяжелого. Каждый из них должен был выполнять разные задачи.
Начались постройки первых прототипов. Т-10-1 – ОП с двигателями АЛ-21-Ф-ЗАИ совершил первый полет в мае 77 года с летчиком испытателем Владимиром Ильюшиным. Самолет проверяли на устойчивость, управляемость и общую работоспособность. Второй прототип Т-10-2, построенный через год, отлетал недолго. Попав в продольную раскачку, конструкция разрушилась из-за огромных перегрузок. К сожалению, летчик-испытатель Евгений Соловьев погиб.
Т-10-3 разрабатывался с учетом установки двигателей АЛ-31Ф, но их неготовность привела к позднему первому вылету – 1979 год. Четвертый опытный образец обладал установленной такой же опытной РЛС «Меч». В конце 79 года к опытной эксплуатации были допущены три экземпляра. Установочная партия производилась на заводе самолетостроения в городе Комсомольск-на-Амуре. Через некоторое время были произведены пять самолетов Су-27 по типу Т-105. На них, помимо летных испытаний, начали тестировать вооружение.
Параллельно с разработкой Су-27 поступила оперативная информация о F-15 американского производства. По донесениям выяснилось, что советский истребитель значительно уступает заграничному. Проведенные опыты показали, что еще в 1976 году производители электронной аппаратуры не смогли уложиться в отчерченные им массо-габаритные рамки. РЛС не отвечала всем заданным параметрам. Было решено спроектировать самолет с самого начала, не доводя до серийного производства.
В самые короткие сроки был сконструирован новый прототип. Т-10С-1, пилотируемый В.С. Ильюшиным, взлетел в апреле 1981 года. Практически все узлы были сконструированы заново. То же самое затронуло и фюзеляж, к примеру, изначально крыло первых образцов было схоже с МиГ-29, а в новом Т-10С ему придали трапециевидную форму. Кили вмонтировали по бокам двигателей, носовую стойку шасси отодвинули назад на три метра. Тормозные щитки сначала расположили снизу фюзеляжа, в новом проектировании их расположили за кабиной летчика. Стал открываться вверх фонарь кабины. Изменили обводы носовой части. Число узлов на подвеску ракет увеличили с восьми до десяти.
Созданный новый самолет не только не уступал, но в некоторых ситуациях и превышал заокеанского конкурента. Но на этом конструкторы не остановились, поскольку истребитель продолжал подвергаться модернизации.
В серийное производство Т-10С попал в 1981 году. К нему начали также серийно выпускать двигатели АЛ-31Ф на заводах ММПП «Салют» в Москве и в МПО в Уфе. В ВВС Советского Союза самолеты начали поставлять в 1982 году. А официально постановлением правительства на вооружение Су-27 поступил 23 августа 1990 года. Во время принятия в ВВС самолет нарекли Су-27С, а в ПВО именовали перехватчиком (Су-27П). Его не использовали в качестве штурмового самолета.
Устройство Су-27
Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме – его крыло плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя единое целое. На самолетах с подобной компоновкой фюзеляж отсутствует как таковой: подъемную силу создают не только крылья, но и корпус машины.
Крыло самолета оснащено корневыми наплывами с большой стреловидностью, это значительно улучшает аэродинамические характеристики истребителя на больших углах атаки, по передней кромке стреловидность крыла – 42°. Крыло Су-27 оснащено флаперонами и двухсекционными носками крыла.
Горизонтально оперение самолета цельноповоротное, вертикальное – двухкилевое.
Фюзеляж Су-27 можно разделить на три части: переднюю, среднюю и хвостовую.
В передней части самолета находится бортовая РЛС, кабина пилота, носовая стойка шасси и некоторые системы электронного оборудования. Полностью герметизированная кабина пилота содержит кресло-катапульта К-36 ДМ, в двухместных модификациях истребителя кресла пилотов расположены тандемом.
Средняя часть фюзеляжа содержит центроплан крыла, топливные баки, отсек вооружения и тормозной щиток. Здесь же находятся стойки основного шасси. В хвостовой части истребителя находятся два двигателя, отсек оборудования, центральная балка с топливным баком и тормозные парашюты.
Шасси самолета трехопорное, с передней стойкой. Все три стойки имеют по одному колесу. Передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные – в центроплан крыла.
Силовая установка истребителя состоит из двух двухконтурных ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой.
Топливная система истребителя состоит из пяти баков, в которые вмещается 9400 кг топлива. Благодаря внушительному объему топлива Су-27 обладает значительным боевым радиусом, максимальная дальность полета составляет 3900 км.
В состав пилотажно-навигационного комплекса Су-27 входят: система инерциальной курсовертикали ИКВ-72, доплеровский измеритель скорости, радиокомпас, система навигации «Радикал», самолетный ответчик СО-72, вычислитель «Маневр», а также система автоматического управления, пилотажные приборы и радиовысотомер.
Бортовой комплекс обороны самолета состоит из станции предупреждения об облучении и системы выброса помех.
На самолете установлен комплекс РЛПК-27 «Меч», система единой индикации СЕИ-31, комплекс распознавания воздушных объектов и система управления оружием. Цели типа «истребитель» могут обнаруживаться в передней полусфере до 100 км, в задней – до 40 км. Су-27 может одновременно вести до десяти целей и атаковать одну из них. РПЛК-27 дополняет оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, которая состоит из лазерного дальномера и теплопеленгатора.
Су-27 вооружен автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боекомплект 150 снарядов), а также различным ракетным вооружением. Пушка установлена в правом наплыве крыла. Самолет имеет десять узлов подвески. Ракетное вооружение самолета включает в себя ракеты различных классов. Максимальная боевая нагрузка самолета – 6 тыс. кг.
Технические характеристики Су-27
Длина, м | 21,935 |
Высота, м | 5,932 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 16300 |
нормальная взлетная | 22500 |
максимальная взлетная | 30000 |
максимальная | 9400 |
Двигатель | 2 ТРДД АЛ-31Ф |
Максимальная тяга, кН | |
бесфорсажная | 2 х 74,53 |
форсажная | 2 х 122,58 |
Макс. скорость, км/ч: | 2500 |
Практический потолок, м | 18500 |
Практическая дальность, км | 3680 |
Вооружение: | 30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка – 6 тыс. кг, 10 узлов подвески. |
Система вооружений машины Су-27
Столь долгий путь – от начала проектных работ до официального принятия серийного образца на вооружение – объясняется сложностями с реализацией тех функций, которые должен был выполнять самолет. Для самолетов 4-го поколения, к которым относятся российские фронтовые истребители Су 27, характерной чертой является многофункциональность.
Несмотря на долгий путь к статусу основного фронтового истребителя российских ВВС, машина Сухого получилась удачной. В ней сочеталось высокая скорость, прекрасные маневренные качества. В сочетании с мощным бортовым вооружением все это делало советский, российский самолет опасным противником для всех современных летательных аппаратов. Вооружение Су 27 выполнено по традиционной для всех современных летательных аппаратов схеме – «пушечно-ракетное». Основное оружие ближнего боя было представлено 30-мм пушкой ГШ-301. Помимо этого самолет мог нести до 6000 кг полезной нагрузки. На крыльях машины имелись 10 узлов наружной подвески, на которых могли быть установлены 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности.
В помощь артиллерии на истребителе устанавливались 4 ракеты класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия с тепловыми головками наведения. На последней модификации самолета Су 27 СМ могут устанавливаться управляемые ракеты класса «воздух-земля». Успешное и эффективное применение столь мощного вооружения стало возможным благодаря установке на самолет системы управления вооружением, которая состоит из прицельного радиолокационного комплекса, оптико-электронного приспособления и системы единой индикации цели. Система управления оружием плюс система объективного контроля обстановки гарантирует точную идентификацию цели и объективность боевого применения систем вооружения истребителя.
В современных условиях истребитель Су 27СМ является переходным звеном от самолетов 4-го поколения к машинам следующего 5-го поколения, как по средствам вооружения, так и по летно-техническим характеристикам.
Модификации самолета Су-27
- Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.
- Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.
- Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.
- Су-35 – истребитель широкого военного применения.
- Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).
- Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.
- Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.
- Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.
- Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.
- Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.
- Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.
- Су-27УБК – экспортный вариант.
- Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.
- Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.
Боевое применение Су-27
Участие России в локальных конфликтах на территории бывшего СССР сопровождалось поддержкой с воздуха. В период Абхазской войны, 19 марта 1993 года на перехват двух самолетов Су-25, принадлежавших ВВС Грузии, боевой вылет совершил Су-27 Российских ВВС с аэродрома Гудаута. Обнаружить воздушные цели не удалось.
Экипаж истребителя получил команду возвращаться на базу дислокации и при маневре на разворот был атакован из ракетно-зенитного комплекса на территории села Шрома в Сухумском районе. Атаку отразить не удалось и самолет Су-27 был разрушен, пилот Вацлав Шипко погиб.
7 июня 1994 года Российское воздушное пространство нарушил транспортный самолет «Геркулес», принадлежавший ВВС США. Авиагрузовик следовал по воздушному пути из Франкфурта в Тбилиси. На радиовызовы западный экипаж не отвечал, и продолжал свой курс с нарушением границы.
По тревоге в воздух была поднята пара Су-27, которые обнаружили нарушителя и принудили его совершить посадку в Адлере. В течении трех часов выяснили причину нарушения и позволили «Геркулесу» вылететь в Тбилиси. По факту нарушения воздушного пространства направлена нота протеста.
В середине января 1998 года два истребителя Су-27УБ и Су-27П заставили совершить вынужденную посадка на аэродром Храброво самолет Aero L-29 «Delfin» принадлежавший эстонским ВВС.
Операция по принуждению к посадке выполнялась на предельно малой скорости. Экипаж из двух англичан Марка Джеффриза и Клайва Дэвидсона был арестован.
Первого сентября 1998 года российские войска ПВО зафиксировали неопознанный воздушный объект над акваторией Белого моря. Поднятый в воздух по тревоге Су-27 обнаружил дрейфующий аэростат иностранной разведки. Воздушный разведчик был уничтожен истребителем.
Воздушное пространство Южной Осетии во время военной агрессии Грузии в 2008 году охраняли российские Су-27 и МиГ-29.
В 2014 году у южной границы России стали активно летать иностранные самолеты-разведчики. Это связывают с милитаризированной ситуацией на Украине и присоединением полуострова Крым к территории Российского государства.
Для перехвата воздушных аппаратов противника активно использовались Су-27 и Су30. Активность иностранной разведки не падает.
К примеру, с января по август 2017 года удалось перехватить около 120 иностранных самолетов-разведчиков. У северных границ тоже наблюдается активность, но она меньше по количеству.
- Сирийская компания. Война в Сирии способствовала участию российской боевой авиации на стороне действующего правительства в борьбе с террористами. Были задействованы стратегические и ударные самолеты. Наряду с модифицированными истребителями Су-27, участие принимали: Су30СМ, палубный Су-33, Су-35С и бомбардировщик Су-34.
- Африканская война. Эфиопо-эритрейская война в 1999 -2000 годах применяла самолеты Советско-Российского производства. Истребители Су-27, принадлежавшие ВВС Эфиопии, под руководством российских военных советников боролись с МиГ-29, принадлежавшими государству Эритрея. В воздушных боях «Сушки» уничтожили 3 самолета МиГ-29 и одному нанесли повреждения, не подлежащие восстановлению.
- Украинский гражданский конфликт 2014. На вооружении ВВС Украины находится значительная часть постсоветского вооружения и российские новинки военной техники. Среди военного арсенала есть передовой истребитель Су-27, который был использован 831-й авиационной бригадой летом 2014 года. Самолет выполнял задачи по прикрытию разведки и нанесения точечных бомбовых ударов. Низкая подготовка летчиков не позволила эффективно использовать боевую машину. Со стороны России введен запрет на продажу запчастей и комплектующих для всех видов вооружения, исключением не стал Су-27. Один из истребителей Су-27 был подбит 2 июня 2014 из крупнокалиберного пулемета 14,5 мм во время проведения разведывательного полета над территорией Луганского района. Самолет с повреждениями вернулся на базу в Миргороде.
Интересные факты
В 1990-х годах, летчики ВВС России и ВВС США обменялись визитами на авиабазы Лэнгли и Саваслейка. Посещения по обмену опытом стали поводом для сравнения двух конкурирующих самолетов F-15 и Су-27.
Публицисты и летчики заявили о безоговорочном превосходстве российского истребителя, который многократно выходил победителем с сухим счетом.
Су-27 лучший в мире истребитель того времени.
Посетителей авиасалона Ле-Бурже, проходивший в июне 1989 года, потрясла демонстрация фигуры высшего пилотажа под названием «кобра». В последствии элемент назовут «коброй Пугачева». Однако, впервые применил динамическое торможение на испытательных полетах Игорь Волк, заслуженный летчик-испытатель и летчик-космонавт СССР.
Название «кобра» придумал Михаил Симонов, занимавший пост главного конструктора ОКБ «Сухой», элемент напомнил ему стойку кобры с выпущенным капюшоном перед нанесением атаки.
Количество катастроф с участием Су-27 точно не известно. За четыре года эксплуатации, с учетом испытаний, с 1988 года утрачено 22 самолета. К 2016 году список катастроф Су-27 и его модификаций содержал обзор 28 крушений и аварийных ситуаций, в ходе которых самолеты были утрачены.
Самый лучший истребитель Су-27 порадовал компьютерных игроманов и истинных почитателей этой модели.
Компания-разработчик электронных игр из России «Eagle Dynamics» выпустила версию симулятора управления истребителем под названием «Су-27 Фланкер».
Программисты качественно подошли к производству и максимально реалистично перенесли управление самолетом и детализацию в компьютерную игру. Причем консультировали разработчиков непосредственно специалисты из конструкторского отдела «Сухой». Данная игра получила многочисленный ряд усовершенствованных продолжений, что позволило ей в 2016 году стать самым продвинутым симулятором модели Су-27 на компьютере.