В России палубная авиация невелика, но при этом она уже успела доказать свою боеспособность и возможность решать боевые задачи эффективно. Основу составляет многоцелевой истребитель Су-33.
Нашим конструкторам, которые не имели опыта создания палубной авиации, удалось создать хороший самолет, который до сих пор не теряет своих качеств. Палубный истребитель Су-33 стал выдающимся достижением авиастроения.
История создания корабельного истребителя Су-33
Новый истребитель был сконструирован на базе старой модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с генералом Кузнецовым. Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.
После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.
Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.
В октябре 1989 года был изготовлен авианосец «Кузнецов», который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован. Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель В. Пугачев. Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года.
Конструкция Су-33
Су-33 – двухмоторный самолет нормальной аэродинамической схемы, с двухкилевым хвостовым оперением. Одной из основных инженерных особенностей Су-33, отличающей его от Су-27, стало переднее горизонтальное оперение. Появилось оно для того, чтобы утяжеленный, по сравнению с оригинальным образцом, самолет смог сохранить продольную устойчивость особенно при малых скоростях.
Неожиданным побочным эффектом от установки ПГО стало увеличение подъемной силы.
После этого переднее оперение появилось и на модернизированных машинах Су-27. Другими отличиями стали усиленное шасси и увеличение массы, как самого самолета, так и его боевой нагрузки. Помимо такого очевидного отличия, как наличие складывающихся крыльев, изменилась и их механизация.
За носовым обтекателем истребителя расположен радиолокационный комплекс РЛПК-27К, оснащенный допплеровской РЛС. Там же находится оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27К, в состав которой входят теплопеленгатор, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Герметизированная кабина Су-33 размещена в головной части фюзеляжа, за отсеком с антенной РЛС и блоками прицельной системы. Кресло летчика – катапультируемое, модели К-З6ДМ. Оно комплектуется радиомаяком и аварийным запасом.
Радиоэлектронное оборудование разместили под кокпитом и в отсеке за кабиной. В пространстве за кабиной находится и боекомплект пушки. Сама пушка размещена в правом наплыве крыла. Левый наплыв отведен под прочие агрегаты.
Два турбореактивных двигателя марки АЛ-31Ф3 отличаются от стандартных агрегатов наличием особого режима тяги. Он необходим для того, чтобы истребитель мог взлетать с трамплина даже с полной боевой нагрузкой. Гондолы с двигателями находятся под корпусом самолета и относятся к хвостовой части фюзеляжа.
Запуск двигателя производят газотурбинные стартеры.
Воздухозаборники регулируются при помощи подвижных панелей. При взлете и посадке каждый воздухозаборник автоматически перекрывается защитной панелью из титана.
Передний топливный бак размещен в средней части фюзеляжа над воздухозаборниками двигателей, задний – в центральной балке фюзеляжа за отсеком для оборудования. Общая емкость баков 12100 литров керосина. Для дозаправки в воздухе самолет оснащен выдвижной штангой-топливоприемником. А при установке подвесного агрегата УПАЗ-1К Су-33 сам может выполнять функцию топливозаправщика. В качестве камуфляжа на Су-33 обычно используется трехцветная окраска серо-голубых оттенков.
Особенности вооружения Су-33
Управляемое ракетное вооружение включает в себя ракеты “воздух-воздух”:
- УР средней дальности Р-27Э и Р-27 с радиолокационными полуактивными головками самонаведения;
- УР с самонаводящимися тепловыми головками Р-27Т и Р-27 ЭТ;
- ракеты ближнего боя Р-73.
Для нанесения ударов по морским и наземным целям применяют неуправляемое вооружение. К нему относятся ракеты С-8, С-13, С-25-ОФМ, а также осколочно-фугасные и фугасные бомбы калибром до 500 кг, зажигательные баки ЗБ-500.
Пушечное вооружение представлено одноствольной пушкой ГШ-301, калибром 30-мм и боекомплектом в 150 снарядов.
Технические характеристики пушки:
- эффективная дальность стрельбы воздушные/наземные цели, м – 800/1200;
- скорострельность – 1600-1800 выстрелов в мин;
- начальная скорость снаряда – 60 м/с.
Для подвески оружия используют 12 пилонов, 8 из них находятся на консолях крыл (по 2-а на законцовках и на неподвижных частях и 4 на складывающихся), по 2 – на средних частях мотогондол и между гондолами двигателей.
Вооружение боевой машины Су-33 управляется системой СУВ-23К, которая позволяет предварительно обнаружить, вести и поражать наземные, воздушные и морские целей в любых метеоусловиях и в любое время суток. В комплектацию СУВ входят: электронно-оптическая прицельная система ОЭПС-27К, прицельный радиолокационный комплекс РЛПК-27К, системы объективного контроля и единой индикации, запросчик системы распознавания.
Истребитель корабельного базирования может нести и такое вооружение, как тяжелая противокорабельная управляемая ракета “Москит” 3М80, которое устанавливается под фюзеляжем между гондолами двигателей на специальном катапультном устройстве. Масса полного комплекта вооружения – 6500 кг.
Особенности палубного истребителя Су-33
Несмотря на то, что новая модель Су-33 и изготовлена на базе Су-27, она все же имеет множество преимуществ.
- Во-первых, было улучшено качество работы крыльев при взлете и посадке, этого смогли достичь за счет увеличения площади крыла.
- Для более безопасного и короткого взлета самолета было увеличено тяговооруженние машины. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно проходить перегрузки.
- Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасность и точность посадки, имеет возможность сотрудничать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.
- Складные крылья позволяют разместить большее количество истребителей на борту авианосца. А защищенные детали самолета позволят прослужить этой машине значительно дольше.
- Взлетная масса самолета увеличена до 33 тонн, за счет этого удалось увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонн. Увеличенная боевая нагрузка позволила подвесить на один самолет-истребитель Су-33 сразу 12 ракет типа «воздух – воздух» и до шести ракет модели Р-73.
- Система дозаправки позволяет увеличить дальность полета, причем штанга дозаправки расположена перед пилотом левее кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.
Технические и летные характеристики Су-33
Основные ТТХ и массы:
- длина (со штангой ПОД)/высота самолета, м – 21,15/5,85;
- полный размах крыла/размах со сложенными консолями, м – 14,7/7,4;
- взлетная масса с полной заправкой – 29940 кг;
- максимальная взлетная-33000 кг;
- максимальная при посадке (посадочная) – 22300 кг.
Основные летные характеристики:
- скорость отрыва при взлете с трамплина/скорость захода на посадку, км/ч – 140/240;
- летный потолок – 17000 м;
- max скорость на высоте/ у земли, км/ч – 2300/1400.
Су-33 – самый дальнобойный и мощный в мире истребитель корабельного базирования. Производят его в Комсомольске-на-Амуре, где до 2020 года уже выпущено более 2000 самолетов брэнда “Сухой”. В 2020 году этот палубный истребитель намерен сохранять позиции по зарубежным поставкам. В России он признан как один из приоритетных направлений развития морской палубной авиации в 2020 году.
Эксплуатация
Распад СССР привел к сворачиванию программы строительства авианосного флота, и «Адмирал Кузнецов» остался единственным подобным кораблем в России. Соответственно сократился и выпуск истребителей Су-33. Впрочем, от МиГ-29К решили вообще отказаться.
В первой половине 90-х годов самолеты медленно проходили государственные испытания, демонстрировались на парадах и выставках, а в 1995 году вместе с «Кузнецовым» впервые вышли в боевой поход. Официальное принятие на вооружение, однако, произошло только в 1998 году. Из выпущенных 26 машин на авианосце базируются 10, остальные вошли в состав 279 истребительного полка Северного Флота.
С 2002 года производится модернизация истребителей до стандарта Су-33М.
При этом устанавливаются новые двигатели с повышенным ресурсом, модернизируются навигационные и прицельные комплексы. Боевое крещение Су-33 получили в 2016 году в Сирии. Самолеты из авиагруппы «Адмирала Кузнецова» наносили удары по наземным силам террористов.
Благодарю Виктор Геннадьевич за ваши подробные статьи о вооружении российской армии. Но не торопитесь. Проверяйте текст перед публикацией. Вот в этой статье какая-то нелепая ошибка, которая заметна даже человеку невоенному: «Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с генералом Кузнецовым».На военно-морском флоте нет и не было званий «генерал», но есть звания «адмирал», равнозначные армейским «генералам». Или ещё: «В октябре 1989 года был изготовлен авианосец «Кузнецов»…». Не говорят так о венных кораблях: «изготовлен». Употребимы выражения следующие: «спущен на воду», «принят на вооружение», «вступил в строй». И вот это: «…на палубу авианосца имени Кузнецова» — тоже недопустимо. Допустимо «…имени адмирала Кузнецова», или «авианосца «Адмирал Кузнецов» Всё это свидетельствует о ваших посредственных знаниях армейской и флотской действительности и, скорее всего о копировании чьих-то материалов. Я не против копирования, я против искажений. Надо всё-таки кое в чём разбираться, если браться за серьёзные темы. Надеюсь, вы поймёте меня правильно.