Крылатая противокорабельная ракета П-120 «Малахит» 4К85, подробный обзор

ПКР П-120 «Малахит» 4К85

П-120 «Малахит» 4К85 представляет собой советскую крылатую противокорабельную ракету. Она является усовершенствованной версией комплекса П-70 «Аметист». В ПКР «Малахит» улучшена система наведения, увеличена дальность стрельбы в 1,5 раза, обеспечена возможность пуска с надводного корабля.

ПКР П-120 «Малахит» был принят на вооружение для надводных малых ракетных кораблей проекта 1234 — 17 марта 1972 года. 21 ноября 1973 года уже был принят на вооружение для подводных лодок проекта 670М.

История создания

В 1962 году ОКБ-52 МАП вышло с предложением о создании унифицированной ПКР, с возможностью запуска как с подводных лодок (в подводном положении), так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался в том числе и для увеличения боевых возможностей подводных лодок проекта 670 за счет замены «главного калибра» ПКР «Аметист».

Постановление Совета Министров СССР № 250-89 на разработку комплекса П-120 вышло 28 февраля 1963 года (по одному постановлению с ПКР П-500 «Базальт»). В этом же году ОКБ-52 МАП был закончен аванпроект по комплексу.

Крылатая противокорабельная ракета П-120 «Малахит»

В феврале 1964 года КБ Челомея завершила разработку эскизного проекта нового противокорабельного ракетного комплекса П-120 «Малахит» с ракетой 4К85 (при этом одной из задач проектирования было обеспечение возможности старта ракеты 4К85 из пусковых установок комплекса П-70 «Аметист»). Пусковая установка для ракеты была разработана КБМ в Москве.

Краткая хронология проекта:

  • 1964—1972 — этап испытаний
  • 17 марта 1972 — принятие на вооружение

Особенности конструкции П-120 «Малахит»

Твердотопливная ракета П-120 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. П-120 (4К85) имела стартовую массу 3180кг и несла осколочно-фугасную боевую часть массой 840кг или ядерную боевую часть мощностью 200кт. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150км, скорость ее полета соответствовала М=1.

Принципиальным отличием «Малахита» стал универсальный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с подводной лодки, так и старта с надводных кораблей. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, устанавливаемых дополнительно, на ракетах применяемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И.Картуковым, в неснаряженном состоянии имел вес 627±15 кг, а в снаряженном 2776±25кг. Тяга на разгонном режиме составляла от 1200 до 1600кг, на маршевом участке 600—950кг. Полное время работы маршевого двигателя — 385с при температуре окружающей среды —2°С и 360с при температуре +32°С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70), которое давало за ракетой длинный черный шлейф, что демаскировало подводную лодку и ракету.

Конструкции ракет

По сравнению с ПКР «Аметист» существенно отличалась бортовая система управления АПЛИ-5, созданая в НИИ-10 (в настоящее время НПО «Альтаир», г.Москва). В ракете П-120 была значительно улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. «блок доведения» — инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске и «подстраховывающий» РЛС на конечном участке траектории. БСУ ракеты П-120 лучше обеспечивала наведение ракеты на главную цель в корабельном ордере.

На атомных подводных лодках проекта 670М ракеты П-120 размещались в восьми пусковых установках СМ-156 побортно вне прочного корпуса, наклонно под углом около 32° и сочетались с гидроакустическим комплексом «Рубикон», имеющим дальность обнаружения более 150км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять комплекс «Малахит» на полную дальность, без внешнего целеуказания. Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ «Дунай-670М», построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт.

Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. По сравнению с комплексом «Аметист» (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза. Для надежного обеспечения стабилизации подводной лодки в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Ракеты на корабле

Пусковая установка СМ-156 была разработана в ленинградском ЦКБ-34 (в настоящее время — Конструкторское бюро специального машиностроения) и представляла собой конструкцию цилиндрической формы со сферическим дном и откидной сферической крышкой. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины 50м из контейнера предварительно заполненного водой («мокрый старт»).

Технические характеристики П-120 «Малахит»

Описание
Разработчик ЦКБМ (НПОМ)
Обозначение комплекс П-120
ракета 4К85
Обозначение NATO SS-N-9 «Siren»
Первый пуск июль 1961
Тип ГСН инерциальная (ИНС) + радиолокационная (АРЛГСН)
Тип ПУ контейнерная СМ-156
КАСУ «Дельфин»
Надводные корабли-носители (номера проектов) 1234, 12341,1240
Подводные лодки-носители (номера проектов) 670М, 686 (705А), 688
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 9,15 (8,84-9,0)
Размах крыла, м 2,5
Диаметр корпуса, м 0,8
Высота, м
Стартовый вес, кг 3800 (3200)
Полетный вес, кг
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная или ядерная (200 кт)
Масса БЧ, кг 840
Силовая установка
Двигатель РДТТ
Тяга, кгс (кН)
Тип стартового двигателя ПРД 4Л85 (4Л86)
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) (0,9)
Дальность стрельбы, км 15-110 (120-150)
Высота полета, м маршевая 60
в районе цели

Боевое применение П-120

10 августа 2008 года во время грузиноюгоосетинского конфликта группа российских кораблей с пятьюстами миротворцами и боевой техникой на борту вышла из порта Новороссийск в сторону порта Сухуми на побережье Абхазии. В 18:39 радиоразведка засекла группу из пяти грузинских катеров, которые вышли из порта Поти и пытались перехватить российский конвой.

Эксплуатация ракеты

Предупредительная стрельба ни к чему не привела, и тогда с расстояния в 25 км российский МРК Черноморского флота «Мираж» по приказу флагмана выпустил по одному из грузинских катеров две ракеты комплекса П-120. Подлетное время ракет до цели составило 1 мин. 20 секунд.

Грузинский сторожевой катер (предположительно «Георгий Торели») был последовательно поражен обеими ракетами и затонул. Еще один катер достала зенитная ракета Миража — Оса. Остальные катера противника прекратили сближение с конвоем и ушли в сторону своего побережья. Угроза обстрела российского десанта была предотвращена.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: