Соперник дальнемагистральных «Боингов» самолет А340

Самолет А340

Одной из самых первых попуток европейских стран построить пассажирский самолет для межконтинентальных рейсов было строительство опытного лайнера «Бристоль Брабазон». Попытка оказалась весьма неудачной.

В 60-е годы в Великобритании запустили в серию дальний 4-моторный «Виккерс» VC-10, правда большого распространения он не получил. Зато «Боинг-747» из США завоевал массовую популярность на международном рынке. Американская монополия в самолетах подошла к концу только в 80-е годы, когда началась разработка 4-моторного европейского лайнера А340.

История создания

Информация о новом самолёте впервые была опубликована в 1981 году. Спустя 6 лет — в 1987 началась программа разработки. Выпушенный через год а320 отставал по своим показателям от американского Боинг 747, поэтому конструкторы решились на смелый шаг — у проектируемого ТА11 будет 4 мотора. В линейке самолётов не хватало современной средне и дальнемагистральной машин. Буквы в названии расшифровывались просто — самолёт с двумя проходами. Из этого вытекало, что версия должна быть широкофюзеляжная.

История создания

В 1995, после того как самолёт показал свои возможности, компании стали просить модель требующую меньшего обслуживания, вмещающую меньше людей и не рассчитанную на дальние полёты. Так родилась модель 200 — яркий пример поговорки «спрос рождает предложение». В то же время анализ рынка показывал — для переноса большого количества груза на дальние дистанции требуется кардинально новая модель. И на заводах закладывается две модели — Аirbus а340-313, переходная модель и а340-500.

Цена на топливо росли и заказы на новые самолёты стали падать. Параллельно обнаружилось что крыло, взятое у 320 версии под удвоенной тяжестью моторов начинает провисать.

В 2011 году официально объявляется о завершении разработки модели аэробус 340.

Конструкция

А340 – 4-моторный широкофюзеляжный низкоплан с крылом большого удлинения. При проектировании конструкторы старались обеспечить унификацию с находящимися в производстве самолётами «Airbus». Так, были использованы секции фюзеляжа от А300 и А310, а электродистанционная система управления с боковыми джойстиками вместо штурвалов – от А320. На панели приборов первоначально устанавливались 6 электронно-лучевых мониторов, впоследствии заменённых на жидкокристаллические.

Крыло А340 имеет мощную механизацию – в том числе 7-секционные автоматические предкрылки и интерцепторы, также выполняющие функцию закрылков. Само крыло отличается не только большим удлинением, но ещё и большую относительную толщину, оснащено вертикальными законцовками. На ранних модификациях самолёта устанавливали турбовентиляторные двигатели CFM56, поздние серии получили моторы «Роллс-Ройс Трент».

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Пассажирский салон аэробуса A340 имеет трёхклассную компоновку и способен вместить от 261 (модификация A340-200) до 419 пассажиров (модификация A340-600).

Салон первого класса аэробуса A340 может быть представлен количеством мест от 6 до 8, расположенным в одном ряду (как показано на схеме, это ряд 1), либо же в двух рядах, которые при необходимости могут быть разложены и превращены в удобные кровати. На некоторых самолётах данные места оборудованы в качестве уютных закрытых купе с дверцами. К услугам пассажиров первого класса предоставляется изысканное меню, интернет, USB-зарядка мобильных устройств, удобные экраны и система мультимедийных развлечений — словом, полный комплекс для того, чтобы полёт прошёл максимально комфортно.

Обзор салона

Тем не менее, следует отметить, что места первого класса, расположенные в первом ряду, могут иметь ряд неудобств. Основным неудобством является то, что эти места располагаются вблизи бортовых кухонь и туалета, что обеспечивает устойчивый поток пассажиров и обслуживающего персонала в дневное и ночное время. Суета возле этих мест, хлопанье дверей и свет в ночное время способны серьёзно помешать расслабленному и спокойному отдыху. При приобретении билетов в первом классе самолёта Airbus A340 следует учитывать это.

Следом за салоном первого класса располагаются места бизнес-класса. Согласно схеме, эти места располагаются со 2 по 5 ряд. Бизнес-класс аэробуса A340 представлен удобными и мягкими сидениями, оборудованными комфортными подлокотниками и экранами, установленными на спинках сидений, расположенных напротив. Меню здесь, конечно, не такое, как для первого класса, но, тем не менее, вкусное и ресторанное. Расстояние между местами в бизнес-классе достаточное, чтобы вытянуть ноги, при этом сидения также могут быть разложены и превращены в кровати для полноценного отдыха. Кроме того, места бизнес-класса имеют по комплекту носок и повязок для глаз, чтобы ничто не могло мешать спокойному сну пассажиров.

Наиболее неудачными для бизнес-класса являются места, расположенные в заднем ряду (ряд 5 согласно схеме), то есть, непосредственно примыкающие к туалетам и бортовой кухне. Эти места также связаны с постоянным потоком людей и суете, которая мешает полноценному отдыху.

За бизнес-классом располагается салон для пассажиров эконом-класса. Места эконом-класса самолёта расположены с 10 по 46 ряд. Данный класс характеризуется мягкими удобными сиденьями, расстояние между которыми составляет немногим больше 80 см, что обычно не вызывает неудобств даже для высоких пассажиров, тремя рядами мест в варианте «2-4-2» и двумя достаточно широкими проходами в середине салона. Места эконом-класса самолёта Airbus A340 оборудованы системой аудио- и видео-развлечений и удобными экранами, встроенными в спинки кресел напротив.

Самыми удачными и удобными для эконом-класса аэробуса являются места, обозначенные литерами A, B, K и L, расположенные в ряду 31 согласно схеме. Это объясняется тем, что эти места не имеют перед собой других мест, что существенно увеличивает для них пространство для ног, да и туалеты располагаются не близко, что делает данные места несколько «в стороне» от общей суеты и потока пассажиров.

Лётно-технические характеристики

Не очень удачным выбором являются места эконом-класса, расположенные в рядах 10 и 30. Близкое расположение туалетов и подсобных помещений создаёт для пассажиров, расположенных здесь, массу неудобств. И, наконец, наименее удачными для эконом-класса являются места 27 и 45 рядов.

Лётно-технические характеристики

Сравним одну из поздних модификаций А340 с двухмоторным «Боингом-777», запущенным в серию несколько позже. «777», кстати, до сих пор остаётся крупнейшим в мире двухмоторным лайнером.

  А340-600 Boeing 777-300ER
Размах крыла, м 63,45 64,8
Длина, м 75,36 75,36
Максимальная взлётная масса, т 380 351
Дальность, км 13980 13649
Пассажировместимость, чел До 380 До 390 (в трёх классах)

«Боинг-777», будучи схожим с А340 по габаритам и вместимости (но при одноклассовой схеме салона мог перевезти более 500 человек), «всухую» выиграл у него по экономичности.

Когда проектировали новый «Боинг», ограничения на эксплуатацию 2-моторных самолётов уже сняли, и необходимости использовать на лайнере дальнего действия 4 мотора уже не было. После роста цен на горючее это преимущество оказалось решающим.

«Аэробус» А340 был удачным современным самолётом, о чём свидетельствует то, что его активная эксплуатация продолжается по сей день.

Вероятно, если бы не скачок цен, то «триста сороковой» по сей день производился бы, конкурируя с «777». Преемником 4-моторного «Эйрбаса» стал А350 – с 2 моторами «Роллс-Ройс Трент».

Модификации и эксплуатация

Первыми в серию пошли (параллельно) варианты А340-200 и А340-300, отличавшиеся длиной фюзеляжа. Модификация «200» имел салон для 261 пассажира, разделённый на 3 класса. Вариант «300», за счёт большей длины, мог взять на борт 295 пассажиров.

Модификации и эксплуатация

Они отличались удлинённым фюзеляжем, увеличенным размером крыла и новыми двигателями производства «Роллс-Ройс».

Лайнеры серии «500», имеющие более короткий фюзеляж, могли взять на борт до 313 человек, а «длинные» А340-600 – до 380. Планировалось, что серии «500» и «600» будут заменять устаревшие «Боинги-747» раннего выпуска. К производству также готовился вариант серии «600» с увеличенной дальностью и усиленной конструкцией. В итоге было произведено всего 4 образца, которые приобрёл Катар.

Первыми заказчиками А340 стали национальные авиалинии – такие, как «Эр Франс» и «Люфтганза». Вскоре выяснилось, что укороченный А340-200 популярностью не пользуется.

В 1993 году удалось продать 12 самолётов, а в дальнейшем количество заказанных за год лайнеров не превышало 5. Уже в 1998 году серию «200» сняли с производства. Успеха не сыскал и «уменьшенный» А340 второго поколения – серии «500». За 9 лет его производства ни разу не удалось продать больше 9 экземпляров. Причиной этому называли то, что для лайнера такой вместимости он экономически неэффективен.

Удар по его популярности нанесли рост цен на топливо и конкуренция со стороны лайнера «Боинг-777». Его производство началось ещё в 1995 году, но после топливного кризиса соперничество вступило в новую фазу, об этом чуть ниже.

Где производится аэробус?

Аirbus — концерн объединяющих несколько европейских стран со своими авиазаводами. Поэтому детали будущего лайнера имеют разные страны происхождения. Конечный вид, окраску в ливрею компании новый А340 проходил во Франции — в Тулузе. После успешного прохождения испытаний самолёт отправлялся в ангары нового хозяина, где уже доукомплектовывался фирменными чехлами и прочей атрибутикой конкретной авиакомпании.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: