Японский авианосец «Акаги», описание и особенности

Авианосец «Акаги»

«Акаги» представляет собой японский авианосец времен Второй мировой войны. Корабль назван в честь спящего стратовулкана Акаги в долине Канто «Красный замок». Корабль считается вторым по времени постройки авианосцем Японского Императорского флота, перестроенный из недостроенного линейного крейсера.

Авианосец «Акаги» в начале войны был флагманским кораблем японского ударного авианосного соединения. Корабль принимал участие во многих сражениях: в атаке на Перл-Харбор, боях в Юго-Западной части Тихого океана и рейде японского флота в Индийский океан.

Японский авианосец «Акаги» был потоплен 5 июня 1942 года в ходе сражения у атолла Мидуэй.

История создания

  • Предшественники. Для Японии одним из путей внедрения авиации в военно-морской флот являлась постройка специальных кораблей, оборудованных сплошной полетной палубой по типу британского авианосца HMS Argus. В кораблестроительную программу 1919 года были внесены изменения, которые предусматривали создание двух авианосцев, ставших предшественниками всех авианесущих кораблей японских ВМС. Первым кораблем стал авианосец IJN Hiryu, заложенный в 1919 года как танкер. Документацию по переделке танкера в авианосец, с привлечением британских специалистов, закончили разрабатывать в 1920 году. Изначально предполагалось, что на корабле будет смешанная авиагруппа из гидропланов и самолетов с шасси, но в процессе постройки, от гидропланов отказались и в строй IJN Hiryu вошел в 1922 году как полноценный авианосец со сплошной полетной палубой и авиагруппой из 21 самолета. В 1928 году этот корабль вместе с авианосцем IJN Kaga начал выполнение программы боевой подготовки в составе первого дивизиона авианосцев.
  • Предпосылки к созданию. В программе строительства Императорского флота «8-4» от 1917 года планировалось построить: 3 линкора (IJN Mutsu, IJN Kaga, IJN Tosa), 2 линейных крейсера (IJN Akagi, IJN Amagi), 9 крейсеров, 27 эсминцев, 18 подводных лодок и 3 вспомогательных корабля. IJN Akagi, заложенный 6 декабря 1920 года, на верфи в Куре должен был стать самым мощным кораблем Императорского военно-морского флота полным водоизмещением в 41000 тонн, вооруженный орудиями калибра 410-мм, расположенными в 5 двухорудийных башнях и скоростью 30 узлов. Вашингтонская конференция 1922 года положила конец амбициозным планам японского командования и готовый на 40 % IJN Akagi должны были пустить на слом, но японцы отстояли корабль и решили достроить его как авианосец.
  • Проектирование. Проблема для Японии заключалась в том, что до этого не было проектов перестройки линейных крейсеров в авианосцы. Главным конструктором этого проекта был капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото и он решил обратиться к английскому проекту авианосца HMS Furious на который в конечном счете и стал похож японский авианосец. Стоит отметить, что IJN Akagi был своего рода испытательным полигоном для ВМС Японии в том плане, что на нем проводились различные эксперименты при проектировке, постройке и последующей модернизации. Все недостатки выявленные при этом устранялись при проектировке и строительстве других авианосцев.
  • Постройка и испытания. 19 ноября 1923 года появился приказ начать достройку IJN Akagi и IJN Kaga в качестве авианосцев. Процесс перестройки корабля проходил в 3 этапа и являлся сложным т.к. приходилось перестраивать линейный крейсер в авианосец. Одним из наиболее сложных процессов было расположение броневых поясов. IJN Akagi был спущен на воду 22 апреля 1925 года. В процессе оснащения и достройки корабля японские инженеры и конструкторы получили большой опыт по проектированию и постройке самолетных ангаров, системой отвода выхлопа, размещению орудий, расположению палуб. Однако, большими проблемами оставалась полетная палуба и система отвода выхлопа. 25 марта 1927 года на нем торжественно подняли военно-морской флаг.

Особенности конструкции авианосца «Акаги»

«Акаги» стал первым опытом строительства крупных авианосцев в Японии, поэтому многие элементы отрабатывались на нем впервые. Сказалось также и изначальное происхождение корабля как линейного крейсера. Самым необычным элементом являлось наличие сразу трех полетных палуб.

Верхняя полетная палуба длиной 190 метров и максимальной шириной 30,5 метров предназначалась для взлета и посадки самолетов. Средняя палуба начиналась в районе мостика и была длиной всего 15 метров, а ширина была сильно ограничена орудийными башнями. Нижняя полетная палуба длиной 55 метров и максимальной шириной 23 метра предназначалась для старта торпедоносцев. Наличие трех палуб должно было облегчить экипажу обслуживание самолетов и обеспечить старт максимально возможного количества самолетов за ограниченное время. «Акаги» был авианосцем, способным одновременно вы­пускать и принимать самолеты.

Японский авианосец «Акаги»

Расположение полетных палуб позволяло организовать непрерывный цикл. После старта и выполнения задания самолет приземлялся на главную полетную палубу, его опускали в ангар, заправляли, вооружали и самолет снова отправлялся в бой с передней палубы. Серьезным недостатком авианосца было отсутствие у ангаров стен, которые установили лишь в дальнейшем после того, как произошло несколько аварий из-за захлестывания ангаров водой.

Авианосец имел два подъемника самолетов: носовой, расположенный по правому борту, и кормовой, расположенный симметрично по диаметральной плоскости. При помощи носового подъемника перемещали большие самолеты между ангаром и полетной палубой. Кормовой подъемник служил для перемещения самолетов меньшего размера.

Главные ангары на авианосце вмещали 60 самолетов и располагались в три этажа на корме и в два этажа на носу. Под главными ангарами авианосца находились склады авиационного вооружения, откуда при помощью транспортеров подавались боеприпасы, вооружение, торпеды. Авиационный бензин хранили на самом нижнем уровне над двойным дном.

Специальная система подавала топливо на полетную палубу и в ангары. Все работы, связанные с подготовкой самолетов к вылету и послеполетным обслуживанием (ремонт поломок, дозаправка, пополнение боезапаса, перевооружение и т. д.), проводили в ангарах. Оба ангара — верхний и нижний — были разделены на три отсека, каждый для отдельного типа самолетов (истребители, торпедоносцы, бомбардировщики). Такое разделение позволяло лучше организовать площадь ангаров, а также отвечало типам палубной авиации.

Кроме того, торпедоносцы обычно требовали большой площади для паркования, а также им требовалось много места для пробега. Расположение торпедоносцев в другом месте на авианосце затруднило бы пуск и прием самолетов. Противопожарную безопасность ангаров обеспечивала специальная система тушения огня, работающая на углекислом газе. Кроме того, в ангарах находились пожарные помпы и углекислые огнетушители. В случае необходимости пожар можно было бы затушить забортной водой.

Силовая установка авианосца «Акаги» состояла из 4 турбинных групп с передачами. Авианосец унаследовал силовую установку линейного крейсера практически без изменений. Конструктивная мощность машин — 131000 л. с., что позволяло кораблю развивать скорость до 30 уз. На корабле было два силовых отделения. Носовое силовое отделение работало на два внешних гребных винта, в то время как кормовое отделение работало на два внутренних винта. Кроме бронепояса, защиту силовых отделений обеспечивал ряд помещений, расположенных вдоль борта.

Схема авианосца

Большой проблемой для создателей корабля было сконструировать систему отвода дыма. Использованная на первом японском авианосце «Хосе» система с вращающимися дымовыми трубами не удовлетворяла требованиям моряков и летчиков. Дым из труб клубился над полетной палубой и затруднял посадку самолетов. Было решено остановиться на большой трубе на правом борту. Труба была наклонена под углом 120° так, что вершина трубы смотрела вниз. За главной трубой находилась дополнительная дымовая труба, направленная вертикально вверх и слегка возвышавшаяся над уровнем полетной палубы. Вспомогательная труба предназначалась для отвода дыма при раскочегаривании котлов. В целом, эта система не удовлетворяла даже своих создателей, поскольку главная дымовая труба слишком низко нависала над поверхностью воды и ее могло залить или повредить при поперечной качке или сильном волнении. Все эти опасения в полной мере подтвердились на протяжении первых не­скольких месяцев службы. За это время трубу не раз заливало водой. Система охлаждения трубы, которая по мысли создателей, должна была понижать температуру дыма и уменьшать его турбулентность, также не выдержала испытание. Более того, смешивание дыма с холодным забортным воздухом приводило к усилению турбулентности потока.

Бронирование корпуса должно было защитить от снарядов, торпед и мин силовое отделение, артиллерийские погреба и баки с авиационным бензином, размещенные внутри цитадели. Цитадель простиралась на 2/3 длины корпуса и была защищена с бортов противоторпедными булями и броней, отличавшейся большой прочностью на разрыв. Толщина горизонтальной брони варьировалась в зависимости от того, какой отсек защищал данный бронелист.

Авиация

За время службы авианосец нес на борту почти все типы довоенных японских палубных самолетов. Первоначально авиагруппа «Акаги» включала в себя 60 самолетов (28 торпедоносцев-бомбардировщиков Mitsubishi B1M3, 16 истребителей Nakadjima A1N и 16 разведывательных самолетов Mitsubishi 2MR). В начале 1930-х годов бомбардировщики были заменены на самолеты Mitsubishi B2M.

Тактика использования японской палубной авиации предусматривала значительно большую долю ударных самолетов по сравнению с потенциальными противниками — американцами. После модернизации с 1938 года авиагруппа состояла из 66 самолетов, готовых к полетам и еще 25 в разобранном состоянии (12 истребителей Mitsubishi A5M «Клод» и еще 4 разобранных, 19 пикирующих бомбардировщиков Aichi D1A и 5 разобранных и 35 бомбардировщиков-торпедоносцев Yokosuka B4Y «Джин» и 16 разобранных).

Вид сбоку

К началу войны на Тихом океане «Акаги», как и все авианосцы Ударного соединения, был перевооружен на самолеты новых типов. Его авиагруппа во время атаки Перл-Харбора включала 63 самолета (18 истребителей Mitsubishi A6M2 «Зеро», 27 торпедоносцев-бомбардировщиков Nakadjima B5N «Кейт» и 18 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A1 «Вэл»).

Первое в истории сражение авианосцев в Коралловом море продемонстрировало необходимость усиления истребительного прикрытия авианосцев, поэтому в свой последний поход к атоллу Мидуэй «Акаги» отправился имея на борту 24 истребителя, 18 торпедоносцев и 18 пикировщиков. Авианосец, будучи флагманом ударного флота был привлекательным местом службы, поэтому его авиагруппа (особенно ударные самолеты) была укомплектована лучшими пилотами флота.

Артиллерия

Первоначально, «Акаги» был вооружен десятью 200-мм пушками длиной 50 калибров: четыре пушки находились в двухорудийных в башнях, установленных по бортам в районе средней полетной палубы перед боевым мостиком. Остальные шесть пушек в казематах по обоим бортам в кормовой части авианосца. Первоначально в казематах планировали установить пушки калибра 120 мм, но затем их заменили на 200-мм орудия.

Подобные орудия стояли на ранних сериях японских тяжелых крейсеров. Японские конструкторы рассчитывали, что в непосредственном бою «Акаги» с американскими авианосцами «Саратога» и «Лексингтон» преимущество останется за японским кораблем, поскольку американские авианосцы несли только 8 орудий калибра 203 мм. Однако расположение орудий на японском авианосце оказалось очень невыгодным. Если американцы могли сосредоточить на каждом борту огонь всех восьми орудий, то японский авианосец мог дать бортовой залп только из пяти орудий. При модернизации две орудийные башни были демонтированы.

В бою

Основу зенитной артиллерии составляли 12 120-мм орудий длиной 45 калибров. Зенитные орудия разместили в барбетах по обоим бортам корабля. При модернизации зенитное вооружение авианосца усилили четырнадцатью спаренными 25-мм автоматами, выпускавшимися по французской лицензии фирмы «Гочкисс», расположенных на платформах, по семь на каждый борт (3 на носу и 4 на корме). Управление огнем артиллерии среднего калибра (тяжелой зенитной артиллерии) осуществлялось при помощи двух постов управления огнем, размещенных по обоим бортам корабля.

Первый пост находился перед главной дымовой трубой на выступающем спонсоне по правому борту. С этого поста управления руководили огнем зенитной артиллерии правого борта. Второй пост управления находился с левого борта под главной надстройкой (в спонсоне). Для оптического управления огнем зенитной артиллерии «Акаги» был оборудован тремя стереоскопическими дальномерами базой 4,5 метра. 120-мм зенитные орудия к началу войны были явно устаревшими, но нехватка средств не позволила произвести их замену. Конструкторы посчитали что их невысокие характеристики будут компенсированы большим числом зенитных автоматов.

Технические характеристики авианосца «Акаги»

  • Назван в честь: Акаги (вулкан).
  • Изготовитель: Морской арсенал, Курэ.
  • Строительство начато: 6 декабря 1920 года (как линейный крейсер).
  • Спущен на воду: 22 апреля 1925 года.
  • Введен в эксплуатацию: 27 марта 1927 года.
  • Статус: Потоплен в Мидуэйском сражении 5 июня 1942 года.

Водоизмещение:

До модернизации:

  • 27 300 тонн (стандартное).
  • 34 364 тонн (полное).

После модернизации:

  • 36 500 тонн (стандартное).
  • 41 300 тонн (полное).

Размеры:

  • Длина: 249 м.
  • Ширина: 31 м.
  • Осадка: 8 м.

Бронирование:

  • Пояс: 152 мм (наклон наружу 14 градусов), обшивка корпуса: 14,3 мм, броневая палуба: 31,7—57 мм, скосы: 38,1 мм.

Двигатели:

  • 19 котлов типа «Канпон-Б».
  • 4 турбины «Тихон».
  • Мощность: 133 000 л. с. (97,8 МВт).
  • Движитель: 4 трехлопастных винта.
  • Скорость хода: 31 узел (57,4 км/ч).
  • Дальность плавания: 8200 морских миль на 16 узлах.

Экипаж:

  • 2000 человек.

Вооружение:

Артиллерия:

  • До модернизации: 10 (2 × 2+6 × 1) 200-мм/50;
  • После модернизации: 6 (6 × 1) 200-мм.

Зенитная артиллерия:

  • 12 (6 × 2) 120-мм/45.
  • 28 (14 × 2) 25-мм/60 тип 96 (добавлены при модернизации 1935—1939 гг.).

Авиационная группа:

  • 91 самолет (66 на линии, 25 разобранных) (1941).
  • 18 истребителей А6М.
  • 18 пикирующих бомбардировщиков D3A.
  • 27 торпедоносцев B5N.

Боевая служба авианосца «Акаги»

Боевой путь корабля начался в 1931 году с поддержки японских войск своей авиационной группой во время войны в Китае. После модернизации 1938 года IJN Akagi возвращается на театр военных действий в Китае, где и пробыл с перерывами до 1941 года. Поскольку IJN Akagi — был флагманом первого авианосного флота, не удивительно, что именно его самолеты были на острие атаки на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. В этот день начался его боевой путь во Второй Мировой Войне. После разгрома Тихоокеанского флота США, соединение авианосцев вместе с IJN Akagi вернулось в Японию для ремонта и пополнения запасов. Следующим этапов в его карьере стало участие в захвате базы Рабаул, которое проводилось в январе 1942 года. В феврале-марте 1942 года самолеты с IJN Akagi участвовали в налетах на австралийскую базу Порт Дарвин и оказали помощь японским войскам в оккупации острова Ява.

Боевая служба авианосца

Соединению Тюити Нагумо, в которое входил IJN Akagi была поставлена задача по уничтожению британского Азиатского флота, который мог помешать продвижению японских войск в Бирме и к побережью Бенгальского залива. В составе британского флота было 3 авианосца, 5 линкоров, 7 крейсеров, 16 эсминцев и несколько подводных лодок. Во время бомбардировок острова Цейлон в апреле 1942 года и последующих воздушных атаках японцы потеряли всего 17 самолетов, уничтожив у англичан авианосец, 2 крейсера, 2 эсминца, корвет и несколько торговых и вспомогательных кораблей. Потери англичан в самолетах составили 33 истребителя и 6 бомбардировщиков. После таких интенсивных боевых действий IJN Akagi вернулся в Японию и 22 апреля прибыл в порт Йокосука.

Последней операцией, в которой он принял участие стало сражение за Мидуей. К лету 1942 года преимущество полученное Японией в результате налета на Перл-Харбор постепенно улетучивалось и среди японских военных возникла мысль о необходимости генерального сражения между флотами США и Японии. Для реализации этого плана адмирал Исороку Ямамото принял решение силами Объединенного флота захватить атолл Мидуей и уничтожить американский флот. Для захвата крошечного атолла Япония выступила силами, невиданными доселе в военно-морской истории. Флот адмирала Ямамото состоял из 8 авианосцев, 10 линкоров, 21 крейсера, 9 эсминцев и 15 крупных подводных лодок. На палубах авианосцев стояло 352 истребителя и 277 бомбардировщиков. Ранним утром 4 июня 1942 года началось сражение, которому было суждено стать одним из крупнейших поражений Японии, и последним днем IJN Akagi. После налета на Мидуей японские пикирующие бомбардировщики возвращались на свои авианосцы, в это время истребители прикрытия уничтожали американские торпедоносцы. Примерно в 09.00 адмирал Нагумо получил сообщение о том, где находятся американские корабли и уверенный в окончании воздушных налетов отдал роковой приказ, перевооружить самолеты торпедами и уничтожить американский флот.

Гибель корабля

В то время, когда на авианосцах происходила громоздкая работа по перевооружению самолетов торпедами, в небе неожиданно появились 47 американских пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless. Японские истребители после последней атаки торпедоносцев врага кружили низко над морем и еще не успели набрать высоту. IJN Akagi был атакован в 10:26, первая 454-кг бомба взорвалась в 10 м от корабля, вторая бомба попала взорвалась в районе центрального подъемника, взрыв третьей бомбы, среди готовых к вылету самолетов вызвал пожар и многочисленные взрывы па палубе корабля.

В обычных условиях попадания трех бомб недостаточно, чтобы потопить такой большой корабль, как авианосец, но на палубе IJN Akagi лежали только, что снятые с самолетов 250-кг авиабомбы, стояли заправленные и вооруженные торпедами самолеты, по всей палубе были протянуты шланги с топливом. Дело в том, что согласно инструкции снятые бомбы необходимо было сразу опускать в артиллерийский погреб, а этого никто не сделал, и вся палуба была завалена авиабомбами, которые и начали взрываться, превращая палубу корабля в сплошной костер. В 10.29 начали взрываться торпеды, горящий бензин стекал с верхней палубы вниз, взрывая переборки.

Гибель корабля

На палубе был настоящий ад, горящие и взрывающиеся самолеты, бомбы, торпеды, разорванные шланги с топливом. Противопожарная система вышла из строя, потушить горящий авианосец было невозможно. Внутри корабля все было в дыму и огне, все стоящие на вахтах матросы погибли. Из состава авиагруппы корабля погибло 6 пилотов, остальные приводнились и были спасены. У адмирала Нагумо, еще были надежды спасти корабль, и он спросил о возможности буксировки IJN Akagi эсминцами у контр-адмирала Абэ. Но корабль с заклиненным рулем, описывающий на полном ходу циркуляцию в 20 градусов, из которого постоянно раздаются взрывы, спасти было невозможно.

В 18:00 поступила команда оставить корабль, люди спасались, как могли. Вокруг горящего авианосца постоянно кружились эсминцы, подбирая людей из спасательных шлюпок, а также тех, кто добирался вплавь. В 19:20 пришел ответ от Ямамото, который запрещал затопление корабля. Адмирал надеялся, что его любимый корабль удастся спасти. Но все надежды были напрасны, и 5 июня в 3:50 Ямамото приказал затопить корабль. Эсминцы выпустили 4 торпеды, и в 4:55 IJN Akagi пошел ко дну. 25 сентября 1942 года корабль исключили из списков флота. Из 1630 членов экипажа погиб и пропал без вести 221 человек. На этом закончилась история самого знаменитого авианосца Японии.

Командиры авианосца «Акаги»

С 1927 по 1942 годы 20 человек стояли на капитанском мостике Akagi. Перед Вами полный список людей возглавлявших корабль в разные годы.

Командиры служившие на IJN Akagi
Фамилия, имя командира Вступление в должность Сдача должности
Reyutaro Kaizu 25.03.1927 01.12.1927
Seizaburo Kobayashi 01.12.1927 10.12.1928
Isoroku Yamamoto 10.12.1928 01.11.1929
Kiyoshi Kitagawa 01.11.1929 26.10.1930
Goro Hara 26.10.1930 01.12.1930
Hideho Wada 01.12.1930 28.08.1931
Jiro Onishi 28.08.1931 01.12.1931
Baron Masaki Shibayama 01.12.1931 01.12.1932
Eijiro Kondo 01.12.1932 20.10.1933
Nishizo Tsukahara 20.10.1933 01.11.1934
Rokuro Horie 01.11.1934 15.11.1935
Toshio Matsunaga 15.11.1935 01.12.1936
Kokichi Terada 01.12.1936 27.08.1937
Shinichi Moizumi 27.08.1937 01.12.1937
Junichi Mizuno 01.12.1937 15.11.1938
Kinpei Teraoka 15.11.1938 15.11.1939
Ryunosuke Kusaka 15.11.1939 15.10.1940
Ko Ito 15.10.1940 25.03.1941
Kiichi Hasegawa 25.03.1941 25.04.1942
Taijiro Aoki 25.04.1942 05.06.1942
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: