Самолет Ан-12 является одним из самых популярных машин Воздушно-транспортной авиации. Все потому что рожденный в СССР самолет до сих пор воюет и успешно трудится, более 60-ти лет на благо мира.
Рассмотрим более подробно самолет Ан-12, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.
История создания
В ноябре 1955 года было издано Постановление СМ СССР, которое предписывало ГСОКБ-473 О.К.Антонова разработать сразу два самолета: транспортный «Т» и пассажирский «У». Транспортный самолет было поручено разрабатывать В.Гельприну, именно он стал ведущим конструктором по нему. В конструкции самолета по замыслу Антонова должно быть использовано максимальное количество агрегатов от пассажирского Ан-10.
Уже в июле 1956 года макет будущего самолета был готов. В декабре 1957 года прототип ан 12 первый раз поднялся в воздух. Первоначально планировалось поставить на транспортный самолет двигатели НК-4. Завод №39 в Иркутске даже выпустил в 1958 году 2 серийных ан 12, в которых был установлен двигатель НК-4. Однако техническое описание двигателей не понравилось ЦК КПУ, оно потребовало, чтобы транспортный самолет ан 12 был установлен двигатель АИ-20 разработки ОКБ-478 А.Г.Ивченко. То есть самолет из Украины должен иметь украинский двигатель.
В 1958 году приступили к государственным испытаниям самолета, которые завершились в июне 1959. В том же году самолет Ан-12 приняли на вооружение. Самолет демонстрировал высокую грузоподъемность. По своим возможностям транспортный Ан-12 на порядок превосходил самолет Ан-8. Конструкторы заложили в него огромные резервы для модернизации. Именно поэтому Ан-12 долгие годы оставался в военно-транспортной авиации основным транспортным самолетом.
В декабре 1961 года самолет ан 12, оснащенный лыжным шасси, совершил перелет по пути Москва-Антарктида-Москва. Самолет посетил и северный полюс. В июне 1965 года транспортный самолет Ан-12 демонстрировали в Ле-Бурже на XXVI Международном авиакосмическом салоне. В феврале 1966 года на этом самолете начались регулярные грузовые перевозки по маршруту Москва – Рига – Париж по линии Аэрофлота. В июле 1969 года была открыта линия Владивосток-Амстердам. Самолеты Ан-12 неоднократно применялись для перевозки гуманитарной помощи в самые разные части планеты, когда случались катастрофы, стихийные бедствия и другие катаклизмы. Летчики НИИ ВВС в 1991-1992 годах установили 39 мировых рекордов по скорости и высоты.
Ан-12 скорость демонстрировал феноменальную для транспортного самолета. Летчики НИИ ВВС в 1991-1992 годах установили 39 мировых рекордов по скорости и высоты. Самолет за годы производства неоднократно модернизировался. Всего было выпущено 1242 самолета различных модификаций (258 в Воронеже, 155 в Иркутске, 830 в Ташкенте). В разные годы 183 самолета Ан-12 были поставлены в Польшу, Малайзию, Эфиопию, Югославию, Чехословакию, Китай, Кубу, Ирак, Йемен, Индию, Индонезию, Египет, Гану, Гвинею, Алжир, Болгарию и Афганистан. Некоторые из них до сих пор остаются в строю. Применяются они и в гражданской авиации некоторыми авиакомпаниями.
Особенности конструкции Ан-12
Основной особенностью является фюзеляж с перекрестными креплениями (схема «полумонокок») с двумя бронированными (броня марки АПБЛ-1) кабинами (кабина для экипажа в носовой части, для бортстрелка — на корме).
Вспомогательное десантное оборудование в центральном отсеке включало транспортер с лебедкой и кран грузоподъемностью до трех тонн.
К другим особенностям крылатой машины можно отнести:
- наличие УКВ радиостанции для экипажа, коротковолнового передатчика — для связи с землей;
- полностью убирающиеся в фюзеляж трехопорные (передняя плюс две основные опоры) шасси;
- двухлонжеронное цельнометаллическое крыло;
- относительно небольшой расход топлива (приблизительно 2135 — 1983 кг/ ч);
- четыре двигателя марки АИ-20 мощностью 4250 тысячи л.с. (3128 кВт);
- максимальная скорость 777 км/час;
- более простое, чем у западных аналогов, РЛЭ (руководство эксплуатации).
Вооружение Ан-12
Имеет бомбардировочное и артиллерийское вооружение.
К артиллерийскому относится система пушечного вооружения, которая состоит из кормовой башни с двумя пушками (23 мм), прицельно-вычислительного блока и электросистем дистанционного управления. Боекомплект рассчитан на 700 снарядов, скорострельность – 1250 выстрелов в минуту.
Бомбардировочное вооружение:
- Две фотографические бомбы и две ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы или два дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы для сбрасывания с балочных держателей
- Шесть цветных ориентирно-сигнальных авиабомб, или шесть ночных ориентирно-морских авиабомб, или шесть дневных ориентирно-морских авиабомб, или шесть радиозондов, предназначенных для сбрасывания из ящика держателя
- Семьдесят авиабомб калибра 100 кг (ЗАБ, ОФАБ), или 29-32 авиабомб по 250 кг (ЗАБ, ОФАБ, РБК, ПТАБ), или 18 авиабомб по 500 кг (ФЗАБ, ЗАБ, ФАБ), или 18 авиамин для сбрасывания с транспортера
В кабине штурмана для прицельного бомбометания и сброса грузов установлен прицел НКПБ-7. В передней части обтекателя шасси находится два наружных балочных бомбодержателя и два внутри задней части. Ящик держателя для вертикальной подвески шести бомб располагается в хвостовой части фюзеляжа.
В случае необходимости на заднюю створку грузового люка монтируется один ночной фотоаппарат НА-МК/25 или один дневной АФА-42.
Технические характеристики Ан-12
Модификация | Ан-12 |
Размах крыла, м | 38.00 |
Длина самолета,м | 33.10 |
Высота самолета,м | 10.53 |
Площадь крыла,м2 | 121.7 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 28000 |
нормальная взлетная | 55100 |
максимальная взлетная | 61000 |
Внутреннее топливо, л | 18100 |
Тип двигателя | 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К |
Мощность, л.с. | 4 х 4250 |
Максимальная скорость, км/ч | 777 |
Крейсерская скорость, км/ч | 670 |
Практическая дальность, км | 5700 |
Дальность действия, км | 3200 |
Практический потолок, м | 10200 |
Экипаж, чел | 5 + 1 |
Полезная нагрузка: | 90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза |
Вооружение: | две 23-мм пушки НР-23 |
Модификации
Ан-12А | (1961 г.) Установлены двигатели АИ-20А (4000 э.л.с.) и 4 дополнительных мягких топливных бака в крыле в зоне двигателей (общая емкость баков доведена до 16600 л). Грузоподъемность увеличена до 20 т. |
Ан-12Б | (1963 г.) В отъемных частях крыла сделаны кессон-баки (общая емкость баков доведена до 19500л). Для автономного запуска двигателей и питания бортовой сети до высоты 1000 м в левом обтекателе шасси установлен турбогенератор ТГ-16. Триммер руля направления увеличен, два задних бомбодержателя сняты, добавлено рабочее место борттехника. Для погрузки несамоходной техники массой до 8 т лебедки БЛ-52 заменены на БЛ-1500. |
Ан-12П/АП/БП | (1963 — 1989 гг.) Установлены топливные баки под полом между шп. No. 14 и шп. No. 24 (5500 л) и между шп. No. 33 и шп. No. 41 (4350 л). |
Ан-12БК | (1967 г.) Установлен двигатель АИ-20М (4250 э.л.с.), модернизирован комплекс оборудования. Проем грузового люка увеличен по порогу на 105 мм, по бортам установлены обтекатели грузового люка. Турбогенератор ТГ-16 заменен на ТГ-16М, обеспечивающий запуск двигателей до высоты 3000 м. Установлены лебедки ГЛ-1500ДП с дистанционным управлением, кран-балки грузоподъемностью 2300 кг и грузовые трапы — сиденья. |
Ан-12ВПК Зебра | конверсия 1970 года, воздушный командный пункт. |
Ан-12УД/УД-3 | (1960 г.) — вариант увеличенной дальности с двумя/тремя дополнительными топливными баками (по 4000 л) в грузовой кабине. |
Ан-12ПЛ | (1961 г.) Полярный, лыжный вариант с неубираемым лыжным шасси и подогревом лыж воздухом при их примерзании для страгивания самолета с места. Построено 2 экз. |
Ан-12Т | (1961 г.) — топливовоз, предназначался для перевозки авиационных, автомобильных и ракетных топлив и окислителей в емкостях, установленных в грузовой кабине. |
Ан-12БМ | (1962 г.) — вариант Ан-12Б для исследования возможности дальней радиосвязи через спутник «Молния-1». В кабине сопровождающих размещены 4 оператора аппаратуры связи. Переоборудован 1 самолет. |
Ан-12БК | (1963 г.) — поисково-спасательный вариант с аппаратурой «Исток-Голубь» пеленгования работающих аварийных УКВ-радиостанций. |
Ан-12Б-И | (1964 г.) — вариант Ан-12Б со станцией индивидуального радиоэлектронного противодействия «Фасоль». Построено 7 экз. |
Ан-12БП | (1968-1969 гг.) — разведчики степени радиоактивного заражения атмосферы. |
Ан-12БКВ | (1969 г.) — бомбардировщик и постановщик мин, оснащен стационарным транспортером для сброса 12 т бомб. |
Ан-12Б Кубрик | (1969 г.) — самолете комплексом аппаратуры для исследования инфракрасного излучения надводных, наземных и воздушных целей и испытания объектов инфракрасной техники. |
Ан-12ПС | (1969 г.) — авиационно-морской поисково-спасательныи комплекс на базеАн-12Б. Предназначен для поиска и эвакуации приводнившихся космонавтов, а также людей, терпящих бедствие на море. Самолет доставляет и десантирует в акваторию спасения спецкатер типа 03473 с командой спасателей из трех человек. |
Ан-12БШ и Ан- 12БКШ | ( 1970 г.) — учебно-штурманские варианты Ан-12Б и Ан-12БК для группового обучения (10 рабочих мест в грузовой кабине) курсантов-штурманов ВТА. |
Ан-12БЛ | (1970 г.) — экспериментальный самолет на базе Ан-12Б, оснащенный с целью снижения потерь при преодолении ПВО противника противорадиолокационным ракетным комплексом Х-28. |
Ан-12БК-ИС | (1970 г.) — Ан-12БК, оборудованный средствами индивидуальной радиотехнической защиты «Фасоль» и «Сирень» в четырех контейнерах на внешней подвеске. Переоборудовано 45 экз. |
Ан-12ПП | (1970 г.) — вариант Ан-12Б/12БК — постановщик помех групповой защиты. Оснащен автоматическими станциями прицельных и прицельно-заградительных активных и пассивных помех радиотехническим средствам наведения ракет противника. Оборудован специальными радиопоглощающими устройствами биологической защиты экипажа от излучений. Построено 27 экз. |
Ан-12БК-ППС | (1971 г.) — вариант Ан-12ПП — постановщик помех групповой защиты. От Ан-12ПП отличается наличием станций ответных помех «Сирень» во внешних контейнерах. Построено 19 экз. |
Ан-12БК-ППС | (1974 г.) — вариант Ан-12БК — постановщик помех групповой защиты повышенной эффективности. От Ан-12БК-ППС (1971 г.) отличается более совершенным целевым оборудованием (в том числе наличием автомата инфракрасных помех) и сохранением пушечной установки. Самолеты-постановщики помех позволяют: скрывать направление полета, состав и построение подразделений ВТА; создавать помехи работе РЛС ЗРК, самолетов-истребителей, головкам самонаведения ракет (в том числе тепловым), сетям радио- и радиорелейной связи противника. |
Ан-12БК-ИС | (1974г.) — Ан-12БК, оборудованный средствами индивидуальной радиотехнической защиты «Барьер», «Сирень» и автоматом ИК-помех. Переоборудовано 105 экз. |
Ан-12М | (1972 г.) Установлен двигатель АИ-20ДМ (5180 э.л.с.) и винты АВ-68ДМ диаметром 4,7 м. Летные характеристики улучшены. Переоборудован 1 экз. |
Ан-12 вариант МГА | (1959-1972 гг.) Гражданский самолет без вооружения (иногда с кормовой кабиной) и десантного оборудования. РЛС РБП-3 заменена на РЛС обзора земной поверхности РОЗ-1. На некоторых самолетах вместо кабины стрелка установлен отсек с 16 дополнительными аккумуляторами. |
Ан-12БКТ | (1972 г.) — топливозаправщик самолетов фронтовой авиации. Объем отдаваемого топлива 19500 л. Заправляет на земле одновременно два истребителя. |
Ан-12Б | (1972 г.) — лаборатория для метрологической поверки КИП авиаполков. Переоборудован 1 экз. |
Ан-12Б | (1972 г.) — лаборатория для проведения работ на местах летных происшествий, имеет лабораторный отсек и дополнительное бытовое оборудование. Переоборудован 1 экз. |
Ан-12БСМ | (1973г.) — вариант МГА для перевозки контейнеров, оснащен двумя кран-балками общей грузоподъемностью 5000 кг, роликовыми дорожками и направляющими. Для выравнивания грузового пола между шп. No. 34 и шп. No. 43 уложены специальные настилы. Самолет транспортирует 8 поддонов ПА-2,5, или 8 контейнеров УАК-2,5, или 4 поддона ПА-5,6, или 4 контейнера УАК-5А. |
Ан-12БКК Капсула | (1975 г.) — самолет-салон командующего ВТА. Оборудован герметичной кабиной-капсулой. Переоборудован 1 экз. |
Ан-12БКЦ Циклон | (1979 г.) — лаборатория на базе Ан-12БК для исследований метеорологических процессов, оборудована измерительной и вычислительной аппаратурой, средствами воздействия на облака. Переоборудовано 2 экз. |
Ан-12РКР | конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения. |
Боевое применение Ан-12
Самолет активно использовался в чрезвычайных ситуациях, в военных целях, для переброски личного состава и военной техники, также для грузовых и пассажирских перевозок, спасания и поиска космических объектов, экипажей пилотируемых воздушных судов и космических кораблей, терпящих бедствие. Он стал толчком для развития влияния ВВС.
Самое большое значение Ан-12 имел в становлении ВДВ СССР. Ан-12 был первым массовым самолетом в ВТА (военно-транспортной авиации), который позволял выполнять массовое десантирование как боевой техники ВДВ, так и парашютистов.
Ан-12 способен брать на борт 2 боевые машины, сделанные на базе БТР-Д, 2С9 «Нона», или 2 боевые машины десанта, а именно БМД-1 или 60 парашютистов. В грузовой кабине парашютисты размещаются в 4 ряда. Десантирование выполняется в 2 потока: первый – бойцы в средних рядах, второй – бойцы, располагающиеся вдоль бортов.
Самолет Ан-12 использовали в качестве летающих лабораторий для таких работ:
- отработка систем приземления аппаратов космических кораблей;
- испытание мотора АИ-24 с винтами АВ-72 самолета Ан-24;
- отработка систем самолетовождения и сборка грузов «Купол» для Ил-76 и Ан-22 (в 1961 году);
- испытание тепловизора для формирования карт пожаров и тепловых карт местности;
- испытания новейших катапультируемых кресел;
- исследования средств обнаружения лазерного облучения, ракет и оперативной радиотехнической разведки;
- испытание новых средств обнаружения подводных лодок;
- создание искусственного обследования.
Ан-12 зарекомендовал себя в качестве надежного аппарата, который может работать даже в очень сложных климатических условиях. Не менее важно и то, что он неприхотлив в обслуживании.
В строю 60 лет
В 2017 году железный летный герой отмечал своеобразный юбилей: ровно шестьдесят лет Ан-12 и его модификации успешно трудятся в мирных и военных небесах практически над всей планетой.
При этом Аны активно используются не только в странах — бывших республиках СССР, но продолжают героически или незаметно трудиться в Китае, Нигерии, Индонезии, Йемене, республике Сан-Томе и Принсипи, Анголе, Болгарии, Индии, других государствах.