Наследство «Дугласа» — самолет Boeing-717

Самолет Boeing-717

Фирма «Боинг» стала уже давно известной, она обеспечила себе место в истории в основном с помощью больших самолетов. В списке компании есть и тяжелые бомбардировщики, и пассажирские лайнеры.

Правда, в начале 21-го века популярность приобрел небольшой самолет малой дальности, рассчитанный всего на 100 мест, под названием «Боинг-717». История его создания была уникальной. Самолет «Боинг-717» был совсем не новый, и даже не разработкой «Боинга». Данный самолет проектировался под названием MD-95 на фирме «Макдоннел-Дуглас», а его родословная уходила в далекие 60-е годы прошлого века.

История создания

В 1965 году первый полет совершил DC-9 – двухмоторный узкофюзеляжный лайнер для линий небольшой протяженности. Самолет оказался удачным, коммерчески успешным, и производился до начала 80-х годов.

В 1982 году производитель, к этому времени слившийся с фирмой «Макдоннел Эйркрафт», начал выпуск преемника DC-9, получившего название МD-80. Он отличался улучшенной конструкцией крыла, большим запасом топлива и увеличенной взлетной массой. MD-80 оказался даже более популярным, чем DC-9, но в целом пассажирские самолеты “Макдоннел-Дуглас» производились в меньших объемах, чем продукция конкурентов.

В 90-е годы сокращение оборонных заказов сильно ударило по компании.

В попытках удержаться на плаву «Макдоннел-Дуглас» разработал MD-90 – вариант MD-80 с удлиненным фюзеляжем и более экономичными двигателями. Несложно заметить, что модернизации включали в себя увеличение пассажировместимости, а вследствие того – и размеров. При этом фирма пыталась разработать укороченную версию MD-80, но получившийся самолет оказался не очень удачным.

Боинг-717

Наконец, в 1994 году было объявлено о запуске в серию MD-95 – лайнера, который заменил бы оригинальные DC-9. Однако, отсутствие военных заказов, невысокая популярность 3-моторного лайнера MD-11 и отсутствие средств на завершение нового «флагмана» привели к тому, что фирма слилась с «Боингом».

Находящиеся в серийном выпуске пассажирские самолеты «Макдоннел-Дуглас», и без того не являвшиеся лидерами продаж, вскоре «пали жертвой» внутренней конкуренции. Но вот MD-95 было решено сохранить под новым названием – «Боинг-717».

Аэродинамическая схема, особенности конструкции

Boeing 717 построен по схеме с задним боковым расположением двигателей. Крыло проходит снизу фюзеляжа, что соответствует аэродинамической модели «низкоплан». Эта схема позволяет сохранить пространство в салоне между крыльями при малом диаметре фюзеляжа. Шасси имеет три стойки, по два опорных колеса на каждой.

Хвостовое оперение — Т образное. Стабилизаторы размещены на киле. По прочности конструкции такая схема уступает классической, с креплением рулей высоты на фюзеляже. Т-образная схема является удобной при хвостовом расположении двигателей. Управление рулями высоты и вертикальным стабилизатором осуществляется с помощью авиационных сервоприводов.

Кабина пилотов имеет 2 места. Приборная панель оснащена стандартными авиационными приборами с большими ЖК-экранами. Предусмотрено автоматическое пилотирование, взлет и посадка, система ADSB, спутниковая навигация. Самолеты Boeing 717 содержат около 15 радиопередающих устройств различной мощности и диапазонов.

Хвостовое расположение двигателей имеет много преимуществ. Это тишина в салоне, безопасность в случае их взрыва и возгорания топлива, возможность увеличения площади закрылков, маневренности и управляемости самолета. Именно эта схема была выбрана для сверхнадежных правительственных самолетов.

Турбореактивные двигатели Boeing 717

Boeing-717 оснащается двумя одинаковыми двигателями BR715 производства Rolls Royce. Эта фирма производит самые надежные в мире авиадвигатели, устанавливающиеся на правительственную авиацию и пассажирские авиалайнеры Боинг. Место производства — город Далевиц (Германия). Серия BR700 насчитывает около 15 моделей. BR715 обеспечивает тягу 8400 кгс в штатном режиме без форсажа. Запас топлива 14-17 т.

Турбореактивные двигатели

BR715 — двухконтурный турбореактивный двигатель. В сравнении с простым одноконтурным он обладает более высокой экономичностью. Второй контур — это продуваемое турбокомпрессором пространство между двойными стенками двигателя. Такими образом наиболее полно используется энергия турбокомпрессора, обеспечивается охлаждение мотора и выходящей газовой струи.

Двигатели могут включаться на реверс (обратный ход потока воздуха за счет поворота лопаток внешнего контура). На взлетно-посадочной полосе возможно движение задним ходом. Также обратный ход двигателя включатся против обледенения крыльев (только на земле).

Экономичность двух двигателей BR715, установленных на самолет с максимальным взлетным весом 50 т, оказалась довольно высокой. Эксплуатационные расходы были на 10% ниже, чем у популярного Airbus A318. В то же время, одна из причин снятия самолета с производства в 2007 году — низкая экономичность.

Боинг 717 — схема салона

На борту боинга предусмотрены 124 пассажирских места для одного класса и 106 мест, если на борту находятся два класса. Боинг 717 схема салона в своем оснащении имеет поручни с подсветками и вместительные полки для ручной клади.

Бизнес-класс

Боинг 717 лучшие места находятся в ряду под номером два. Вообще в бизнес-классе три ряда, что составляет всего 12 пассажирских мест. Рекомендованные кресла располагаются возле иллюминаторов, откуда виден восхитительный пейзаж.

Наименее удобными будут места в третьем ряду. Неудобство доставляет перегородка, которая разделяет бизнес и эконом-классы, поэтому шум будет доноситься очень отчетливо до пассажиров на этих местах.

Читайте больше о характеристиках различных версий Боинга:

  • Боинг 767-300 Азур Эйр — схема салона
  • Боинг 747-400 — Россия: схема салона
  • Боинг 777 200 схема салона
  • Боинг 737-800 схема салона

Преимущества бизнес-класса лайнера 717:

  • Мягкие, очень удобные сидения;
  • дистанция между местами, предназначенная для удобного положения тела и возможности отдохнуть;
  • разнообразие в меню.

Эконом-класс

В данном классе расположено 22 сидения. Нумерация рядов от 10 до 31. Самыми лучшими местами для полета в эконом-классе, будут места десятого ряда. Перед ними отсутствуют другие сидения. Это связано с тем, что именно с 10 ряда начинается другой класс на борту, поэтому там есть пространство, разделяющее бизнес и эконом-классы.

Бизнес-класс

Наименее удобными местами являются те, которые расположены в конце самолета и располагаются около уборной. Это не способствует комфортному и расслабленному перелету, поэтому подобные места лучше избегать, если только не остается других вариантов.

Преимущество эконом-класса боинга 717: мягкие кресла с откидными спинками до 45 градусов.

Проведенный опрос среди клиентов, показал положительный результат. Большинство пассажиров отдают предпочтение именно 717 боингу. Пассажиров привлекает дизайн интерьера салона.

Вице-президент компании Джим Филлипс не раз отмечал то, что лайнер был создан с наименьшими тратами на техническое обслуживание. При этом акцент был смещен в сторону высокой надежности эксплуатации данной модели.

Технические характеристики «Боинга 717»

Разработка будущего 717-го «Боинга» была закончена в 1994 году. На нее ушло больше десяти лет. Новый самолет проектировался как среднемагистральный – дальность полета до 2 500 км, вместимость около 100 пассажиров. Для заданной цели самолет получился исключительно удачным. Элементы, разработанные при его проектировании, были впоследствии использованы в целом ряде моделей «Боингов».

Машина длиной 38 метров с размахом крыльев 28,5 метров могла перевозить до 124 пассажиров (в оптимальном варианте 106 человек). При этом пассажирская кабина имела ширину чуть больше трех метров и высоту чуть больше двух. Два двигателя BMW/Rolls Royce BR715 позволяли «Боингу 717» преодолеть 3 820 километров с крейсерской скоростью 810 км/час исходя из запаса топлива в 16 тонн. Экипаж самолета составлял всего два человека.

В наиболее популярной версии «Боинг 717» принимал 106 пассажиров в бизнес- и эконом-классах. Салон из мест только эконом-класса вмещал 124 пассажира. Выпускались также модификации с шестью местами первого класса. Кресла в салоне располагались по схеме «три справа – два слева».

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 717
Тип региональный пассажирский самолет
Модификция 717 базовый 717 с увеличенной полной массой
Силовая установка Rolls-Royce BR715-A1-30 Rolls Royce BR715-C1-30
Тяга двигателей 2 X 8,58 тс 2 X 9,71 тс
Максимальное число пассажиров 134 максимум
117 (1 класс)
106 (2 класса)
134 максимум
117 (1 класс)
106 (2 класса)
Практический потолок 11 000 м
Дальность полета 2 645 км 3 815 км
Максимальная взлетная масса 49,9 т 54,9 т
Крейсерская скорость 822 км/ч
Размах крыла 28,4 м
Длина 37,8 м
Высота 9 м

Эксплуатация и модификации

Самолет «Боинг-717» прошел сертификацию осенью 1999 года (в сентябре). В следующем месяце первые лайнеры получила авиакомпания AirTran, оформившая свой заказ еще в 1995 году. Затем 100 единиц заказала фирма TWA. Машина стабильно набирала популярность, а «Боинг» активно пытался заинтересовать «717» авиалинии, до этого использовавшие DC-9.

Удар по планам нанесли теракты 11 сентября и последовавший за ними кризис.

Технические характеристики

В течение 2001 года удалось продать всего 6 самолетов. Однако фирма осталась уверенной в том, что рынок стабилизируется, 100-местные региональные самолеты останутся нужны, и оставила «717» в производстве. Однако в это время свой вариант такого лайнера запустила бразильская фирма «Эмбраэр». Конкуренту удалось «перехватить» заказ на замену парка DC-9 канадской авиалинии Air Canada. В 2006 году производство «Боинг-717» свернули из-за низких продаж.

По состоянию на 2018 год «Боинг-717» эксплуатировался в основном в США, большинство выпущенных машин летало в цветах фирмы «Delta Airlines». 20 единиц используются в Австралии региональным отделением компании “Qantas”. Лайнеры, проданные в Испанию, планируется списать и заменить на А320.

Все серийные варианты «Боинга-717» сводились к вышеперечисленным вариациям планировки салона. В 2003 году был представлен «Business Express» — вариант повышенной комфортабельности для деловых перевозок. В серию он не пошел. В стадии проектирования находились модификации с укороченным фюзеляжем (рассчитанная на 75 пассажиров) и с удлиненным (для 120 человек в 2 классах). Их создание также было свернуто.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: