Самолет Як-201 представляет собой проект дальнейшего развития самолетов вертикального взлета и посадки Як-141 и Як-43. Он остался только эскизным проектом.
Проектирование осуществлялось в середине 1990-х ОКБ имени Яковлева в инициативном порядке. Рассмотрим более подробно самолет Як-201, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и перспективы проекта.
Краткая история предшественников
КБ Яковлева имело в области разработок СВВП немалый опыт. Самолеты ВВП пытались создать многие авиастроительные компании в СССР и за рубежом, но до серийного выпуска дошли только советский Як-38 и американо-британский самолет Harrier.
Первый созданный штурмовик Як-38 состоял на вооружении в корабельной авиации ВМФ около полутора десятков лет. Было построено больше двух сотен машин Як-38, однако потери среди них по разным причинам составили почти пятую часть.
Следующий проект КБ Яковлева Як-141 (и его сухопутная версия Як-43) оказался еще менее успешным. Несмотря на реальное воплощение проекта в нескольких экземплярах и доведения их к первым полетам, до практического применения проект не дошел — он был приостановлен на этапе летных испытаний, а в начале 2000-х вовсе закрыт. Уникальный Як-141 был первым отечественным сверхзвуковым самолетом и должен был войти в состав палубной авиагруппы авианосных крейсеров. По летным характеристикам он превосходил зарубежные модели.
Однако разработка самолетов такого класса не прошла даром. Был приобретен опыт эксплуатации самолетов ВВП и их пилотирования, а также наработано немало конструкторских и инженерных решений, примененных в следующих проектах.
Описание конструкции Як-201
По заданным параметрам новый СВВП должен иметь некие отличия от предыдущих Як-141 и Як-43 и в первую очередь в плане увеличенного радиуса действия. Воздушный аппарат будут создавать по традиционной схеме, примененной в базовых моделях с наличием двухкилевого хвостового оперения. Его установят с большим углом наклона. Вся конструкция самолета прорисована по малозаметным характеристикам и имеет малое количество прямых углов.
По плану силовой установки примененный двигатель будет в одном экземпляре, подъемно-маршевый, с механическим приводом на подъемном вентиляторе. Двигатель установят за кабиной пилота. Сопло двигателя просматривали в разных вариантах, в частности плоской или круглой формах, однако выполнят его в поворотном варианте.
Механизм изменения вектора тяги даст возможность самолету стать сверхманевренным. Вооружение Як-201 разместят в специально спроектированных внутренних отсеках фюзеляжа. Но до проектирования макета самолет так и не дошел. Эскизный вариант показали представителям Министерства обороны, однако его так и не одобрили. Основной причиной было то, что на Як-201 не хватало средств, а добавочным предлогом стали неопределенные ТТТ к программе ЛФИ.
По предварительным данным ОКБ истребитель-перехватчик рассчитывался на одного пилота. Поскольку с окончательным вариантом двигателя так и не решились, по примерным данным самолет должен развивать у земли скорость в 1250 км/ч, а в воздухе – 1800 км/ч. Практический потолок для Як-201 составляет 15 000 м. Среди вооружения решили использовать стрелковую пушку ГШ-301с боезапасом в 120 снарядов. А на четырех точках подвески решили устанавливать УР «воздух-воздух» по типу Р-77 дальнего действия или Р-27 среднего действия. В некоторых вариантах прорабатывали установку ближних ракет Р-73 и Р-60 и блоки НАР калибром до 240 мм.
Технические характеристики Як-201
- Назначение: истребитель-перехватчик вертикального взлета и посадки
- Производитель: ОКБ имени Яковлева
Характеристики:
- Экипаж: 1 чел
- Макс. скорость у земли: 1250 км/ч
- Макс. скорость на высоте: 1800 км/ч
- Боевой радиус: 690 км
- Дальность полета: — у земли — 1250
- — на высоте 10-12 км — 2100 км
- Практический потолок: 15000 м
Размеры
- Длина: 18,3 м
- Высота: 5,0 м
- Размах крыла: — в развернутом положении — 10,1 м
- — в сложенном положении — 5,9 м м
- Площадь крыла: 63,4 м;
Масса
- Макс. взлетная: — при разбеге 120 м — 19500
- при вертикальном взлете — 15800 кг
Вооружение
- Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 30мм, ГШ-301 (боезапас 120 снарядов)
- Кол-во точек подвески: внутреннее размещение 4 позиций
- Подвесные вооружения УР класса воздух-воздух (Р-77(РВВ-АЕ) или Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности или Р-60 ближнего воздушного боя) и воздух-поверхность (Х-25, Х-31А или Х-35), пушечные установки (23 мм, 250 патронов) или пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.
Перспективы на будущее
Однако есть надежда, что в Минобороны помнят о проекте СВВП, поскольку он может оказаться весьма востребованным для корабельной авиации России. На Международном военно-техническом форуме (МВТФ) «Армия-2018» первыми лицами государства было сделано заявление о планах по созданию нового самолета ВВП для авианосцев в рамках государственной программы вооружения. О начале работ над проектом такого самолета появилась информация годом раньше, на МАКС-2017.
Для реализации проекта Минобороны планировало обратиться к специалистам КБ им. А. С. Яковлева. Работы по созданию СВВП должны стать продолжением «Яковлевкой» линии на базе имеющегося опыта, но с применением новых современных технологий. Подобная техника должна стать будущим палубной авиации. Вот такая перспективная история.