Самолет Як-38 представляет собой советский палубный штурмовик. Он является первым самолетом в Советском Союзе, который обладал возможностью производить вертикальный взлет и посадку.
Штурмовик Як-38 в период изготовления обозначали как изделие 86, а по классификации НАТО он получил название «Кзнец».
Основу советского штурмовика Як-38 составляло множество конструктивных особенностей предыдущего самолета Як-36.
На самолет Як-38 был установлен подъемно-маршевый мотор типа Р-28 и еще два двигателя подъемного типа с обозначением РД-38. Все это было размещено непосредственно за кабиной пилотов. Данный аппарат был единственным в СССР, который был оснащен системой автоматического катапультирования, то есть автоматика машины самостоятельно решала, когда нужно было произвести катапультирование пилота. Штурмовик Як-38 изготовляли серийно на протяжении пятнадцати лет, начиная с 1974 года. За это время была построена 231 машина данного класса. Серийным изготовлением занимались на авиазаводе в городе Саратове. Этот аппарат широко использовался на авианосцах СССР.
История создания и эксплуатации штурмовика Як-38
Истории его тесно соприкасается с созданием предыдущего самолета Як-36, поскольку много агрегатов было использовано именно с данной машины. Штурмовик типа Як-38 впервые произвел свой полет в 1970 году. В дальнейшем пилоты работали над техникой взлета на коротких дистанциях, первым таких показателей достиг испытатель Ю.И. Чурилов. Кроме палубного базирования, этот самолет использовали и в военных конфликтах над сушей. Так, в 80 году четыре таких аппарата были направлены для поддержки наших войск в Афганистан. Эти машины выполняли боевые вылеты на протяжении четырех месяцев, при этом была потеряна одна по техническим причинам.
Данная машина не имела большого успеха у моряков, и ее не особо хотели использовать на авианосцах, из-за того что она имела недостаточную для морских условий тяговооруженность. Также недостатком было то, что при высоких температурах и большой влажности воздуха данный самолет имел практически постоянные проблемы с взлетом, а также он обладал малым радиусом действия.
При эксплуатации данная машина стала лидером по количеству аварий и людских жертв. Пилотов только спасала автоматическая система катапультирования. В конце 89 года данный аппарат перестали изготовлять, а все самолеты были переведены на наземные базы, а еще через некоторое время их вообще убрали из состава ВВС. С 2004 года данные штурмовики были переданы на хранение.
Стоит отметить, что в 85 году сотрудниками конструкторского бюро Яковлева была создана более качественная модификация типа Як-38М, которая имела высшие характеристики. На подкрылках данной модели было установлено два ПТБ, а также была усилена боевая мощь машины. На базе Як-38 планировали создать истребитель, который должен был размещаться на авианосцах. Здесь конструкторы планировали увеличить площадь крыльев и оснастить машину большими топливными баками. В конечном счете, данные проекты остались только на бумаге.
Особенности конструкции самолета Як-38
Самолет изготовлен в схеме свободнонесущего среднеплана и являет собой цельнометаллическую конструкцию. В качестве основного металла был взят алюминий и его сплавы, также используется титан, что позволяет снизить массу и укрепить всю конструкцию. Некоторые детали изготовлены из закаленной стали и жаропонижающих сплавов.
Бортовое оборудование аппарата предоставляло возможность использовать штурмовик практически при любых метеорологических условиях и в любое время суток, на наземных или корабельных взлетных площадках. В бортовое оборудование были включены такие системы: прибор управления САУ-36, система навигации на ближние дистанции типа «Квадрат», два прибора курсовертикали модели ИКВ-2. Кроме всего этого, использовались стандартные приборы, такие как радиокомпас и радиовысотомер.
Кабина пилотов была укомплектована большим количеством приборов, которые служили летчикам для более эффективной боевой деятельности. На приборной доске был размещен пилотажный прибор типа КПП-1273, высотомер и указатель скорости аппарата. На панель пилота выводились показатели температуры газов, количества топлива и кислорода, а также стоял датчик оборотов двигателя.
Для проведения огневого удара самолет Як-38 был оснащен новым оптическим прицелом модели АСП-ПФД-21. Для наведения ракет типа Х-23 на машине был установлен подвесной прибор «Дельта-НГ2». Для идентификации аппарата стояла государственная система «Хром». Для связи пилоты использовали переговорное устройство и радиостанцию класса Р-863.
Что касается боевых возможностей, то тут нужно сказать, что данная машина способна как проводить атаку на надводные или наземные объекты, так и эффективный воздушный бой. Приборы позволяли выполнять боевые задания в любое время дня и ночи. На крыльях самолета были установлены балочные держатели для оружия. На каждом крыле было установлено по четыре таких держателя типа БДЗ-60, причем каждый мог нести на себе до 500 килограммов боеприпасов. Полный вес вооружения штурмовика Як-38 составлял одну тысячу килограммов.
За все время серийного изготовления конструкторы производили усовершенствования и модернизации, которые привели к множеству самых различных модификаций данного аппарата. Модернизация касалась в основном бортового оборудования и двигателей вертикального взлета, которые были не совсем совершенны. Также были разработаны и учебные аппараты. За все время использования штурмовика Як-38 было потеряно очень много машин, а именно 48 аппаратов, и это только в результате катастроф, которые были связаны с неисправностями машины.
Технические характеристики Як-38
ЛТХ: | |||||
Модификация | Як-38 | ||||
Размах крыла , м | |||||
полный | 7.02 | ||||
со сложенными крыльями | 4.45 | ||||
Длина, м | 16.37 | ||||
Высота, м | 4.25 | ||||
Площадь крыла, м2 | 18.41 | ||||
Масса, кг | |||||
пустого снаряженного самолета | 7020 | ||||
нормальная взлетная (ВВП) | 10300 | ||||
топлива | 2750 | ||||
Тип двигателя | |||||
подъемно-маршевый | 1 ТРД Р-27В-300 | ||||
подъемные | 2 ТРД РД-36-35ФВР | ||||
Тяга, кгс | |||||
подъемно-маршевый | 1 х 6100 | ||||
подъемные | 2 х 3050 | ||||
Максимальная скорость, км/ч | |||||
на высоте | 1100 | ||||
на уровне моря | 1210 | ||||
Практическая дальность, км | |||||
нормальная | 680 | ||||
при вертикальном взлете | 500 | ||||
Боевой радиус действия, км | 250 -370 | ||||
Максимальная скороподъемность, м/мин | 4500 | ||||
Практический потолок, м | 11000 | ||||
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6 | ||||
Экипаж, чел | 1 | ||||
Вооружение: | На 4-х внешних подвесках — максимально — 1500 кг боевой нагрузки, при ВВП -1000 кг 2 УР воздух-воздух Р-3 или 4 Р-60, или ПКР Х-23, или 2 Р-60 и 2 500 кг. бомбы, или 2х 500 кг бомбы и 2 НУР УВ-16-57 (55-мм), или 2 Р-60 и 2 контейнера УПК-23 с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л. |
Вооружение
Тренировочные полеты Як-38 на крейсере «Киев» вскрыли новые проблемы. Выяснилось, что при утверждении технических характеристик будущего самолеты не были учтены особенности применения самолетов при базировании их на авианесущих крейсерах. Авиабомбы, первоначально заложенные в проект вооружения, не соответствовали требованиям безопасности применения их на кораблях. Для создания из самолета боевой машины требовалось переоснащение самолета вооружением. Необходимо было провести дополнительные испытания.
Конструкторы при тесном сотрудничестве с военными исследовали не один вариант комплекса вооружения, пока не пришли к окончательному. В итоге, оружейный арсенал Як-38 составили:
- управляемые ракеты различных типов;
- неуправляемые ракеты двух типов;
- неуправляемые авиационные реактивные снаряды;
- авиационные бомбы и бомбовые кассеты различных типов, а также зажигательные баки.
Вооружение самолета было размещено на четырех подкрыльевых пилонах. В состав вооружения также входило прицельное оборудование.
Модификации Як-38
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
Як-36М (изделие ВМ) | Экспериментальный штурмовик ВВП, дальнейшее развитие идей, заложенных в Як-36. Построено четыре самолета, оснащенных катапультными креслами спроектированными в ОКБ Яковлева. |
Як-36М-О | С единым подъемно-маршевым двигателем. |
Як-36П | Вариант Як-36М с бортовой РЛС. |
Як-38 (изделие ВМ, изделие 86) | Обозначение серийных штурмовиков Як-36М. |
Як-38-80 | Проект развития Як-38, техническое предложение по которому было представлено ОКБ в 1980 году. Подробности проекта неизвестны. |
Як-38И | Многоцелевой истребитель ВВП. |
Як-38М (изделие ВММ, изделие 82) | Модернизированная версия штурмовика Як-38, производилась серийно. |
Як-38У (изделие ВМУ, изделие 76) | Двухместный учебно-тренировочный СВВП на базе Як-38 предназначен для обучения и тренировок летчиков самолетов Як38. |
Як-39 | Проект многоцелевого СВВП, прорабатывавшийся сразу в трех вариантах (истребителя, штурмовика и учебно-тренировочного самолета). Работы прекращены в 1985 году. |
Оценка проекта
Став одним из трех принятых на вооружение самолетов вертикального взлета и посадки (вместе с Hawker Siddeley Harrier и F-35B), Як-38 имел ряд как общих, так и специфических достоинств и недостатков. Принятая схема использования для вертикального взлета дополнительных турбореактивных «стартовых» двигателей — в отличие от «Харриера», использующего отклоняемые сопла основного двигателя, и F-35B, использующего подъемный вентилятор, раскручиваемый турбиной основного двигателя — приводила к увеличению массы конструкции и риску потери стабильности парения в случае любых случайных отклонений направления тяги.
Главным недостатком серийных Як-38 по сравнению с «Си Харриером» (наиболее близким по характеристикам) следует признать отсутствие бортовой РЛС и недостаточную гамму используемых боеприпасов. Отсутствие бортовой РЛС фактически не позволяло Як-38 вести воздушный бой иначе, как на очень близкой дистанции в условиях визуального обнаружения цели, превращая его в практически чистый штурмовик. Планировавшаяся модификация-перехватчик — Як-38П — так и не была создана.
Кроме того, на момент создания и принятия на вооружение самолета, в СССР отсутствовали компактные дальнобойные ПКР авиационного базирования (подобные французской Exocet и британской Sea Eagle). В результате ракетное вооружение самолета ограничивалось лишь ракетами Х-23 и Х-25, имевшими небольшой радиус действия. Это вынуждало штурмовик при атаке на объекты с дальнобойной ПВО подходить к ним почти вплотную, что существенно повышало риск для пилота. В телесериале про историю советской авиации «Красные звезды» о Яке-38 был приведен такой любопытный факт: в совокупности качеств (по своей боевой эффективности) как палубный штурмовик самолет Як-38 уступал не то что британскому «Харриеру», но даже вертолету Ка-29: у Ка-29 и более мощное и разнообразное вооружение, и больший радиус действия, и в целом надежность намного выше, чем у Як-38. И даже бóльшая скорость полета Яка-38-го не давала ему перед Ка-29 никаких преимуществ, что и послужило в итоге одной из причин снятия Яков-38 с вооружения в конце 1980-х г.г.