Ударный вертолет Ми-35 «Крокодил», характеристика и особенности

Вертолет Ми-35

В СССР создали ударный и транспортный вертолет Ми-24. За свою необычную форму его прозвали «Крокодилом». Он составлял основу вооруженных сил многих зарубежных стран.

К сожалению, вертолет просуществовал не долго, бурное развитие новых видов вооружения и бортовой электроники требовало создания новой техники. Именно такой машиной стал модернизированный вариант вертолета под обозначением Ми-35.

Новый вертолет смог сохранить универсальность и надежность предшественника. Он может применяться как боевой, транспортный или санитарный вертолет.

История создания

Разработка улучшенного варианта ударной машины Ми-24В началась в конце прошлого столетия. Целью работ являлось повышение конкурентоспособности вертолета на зарубежных рынках. Новый вариант машины 24В получил обозначение Ми-35, а для доработанной версии 24Д стал применяться индекс Ми-35П. Причем для поставок на внутренний рынок подобные машины не были предназначены.

В 2000-м году по программе модернизации данного вертолета были доработаны первые машины, которые впоследствии поставили для ВВС Зимбабве. Большое внимание при доработке было уделено улучшению электронного оборудования. На вертолетах стали использоваться приборы ночного видения и тепловизорные определители целей, способные выполнять обнаружение объектов на расстоянии до 4000 м.

Ударный вертолет Ми-35 «Крокодил»

Оператор бортового вооружения видит объекты вокруг машины Ми-35 в секторе 240 град., что повышает вероятность поражения целей.

Для ориентации применена спутниковая навигационная система с выводом информации на отдельный многофункциональный экран. Дополнительное оборудование позволяет вертолету работать с неподготовленных площадок в любое время суток и при различных погодных условиях.

В 90-е годы появился проект доработанного варианта Ми-24ВМ, который поставлялся на экспорт как Ми-35М. Прототип новой машины появился в 1995 году, но испытания заняли почти 10 лет. Вертолеты модели Ми-35М поступают на внутренний рынок – для Российской армии поставлено не менее 60 единиц.

Вертолеты неплохо поставляются за рубеж – кроме ряда стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан), машины имеются в ВВС стран Южной Америки и Ближнего Востока. Завод работает над созданием дальнейших модификаций – Ми-35М2 и М3, отличающихся вооружением и бортовой электроникой. Образец вертолета демонстрировался на выставке МАКС-2017.

Особенности Ми-35

Разработка этой боевой машины началась в 1968 году, а окончательный его облик сформировался лишь в 1973 году. По сути своей, Ми-35 – это экспортный вариант ударного многоцелевого вертолета Ми-24. С конструктивной точки зрения, большим достоинством вертолета явилась унификация многих его узлов с теми, которые использовались в Ми-8 и Ми-14.

Те характеристики, которыми обладает Ми-35, в полной мере оправдывают тот факт, что зачастую его называют «летающей боевой машиной пехоты». Дело в том, что с самого начала экипаж экипировался летными бронешлемами и бронежилетами, в бронированном исполнении были лобовое стекло кабины и сидения экипажа, локальные бронеплиты были установлены на капотах двигателей и на бортах кабины.

«Крокодил» спереди

Устойчивость вертолета на скоростях, превосходящих 200 км/час, обеспечивается за счет того, что на нем было установлено крыло, имеющее отрицательную стреловидность, равную -12°. Для повышения эффективности путевого управления используется тянущий хвостовой винт. Все это позволило увеличить скорость машины до 300 км/час.

Конструкция Ми-35

Летные и боевые характеристики вертолета в значительной мере обеспечиваются за счет той удачной формулы, которая использована в его конструкции. Ми-35 создан в соответствии с классической одновинтовой схемой, имеет пятилопастной трехшарнирный несущий и трехлопастной рулевой винты. Убирающееся шасси состоит из трех стоек, причем передняя опора является управляемой.

Двухместная кабина, предназначенная для экипажа, выполнена по тандемной схеме и расположена в носовой части машины. Отдельная передняя кабина предназначена для стрелка-оператора. Кабина летчика, находящаяся на втором плане, приподнята над передней кабиной на 0,3 м для обеспечения удобства обзора. Бортмеханик размещается на откидном сиденье, установленном в отсеке оборудования, находящемся за кабиной летчика. Обе кабины экипажа герметизированы, имеют систему обогрева и вентиляции. В них поддерживается избыточное давление небольшого уровня, что позволяет исключить попадание зараженного воздуха в боевой обстановке.

Безопасность машины и персонала обеспечивается бронированием с помощью стальных плит:

  • кабины экипажа;
  • коробки приводов;
  • маслобаков двигателей;
  • редукторов;
  • гидробака;
  • кресла летчика, которое имеет откидную бронеспинку и бронезаголовник;
  • перегородки между кабинами.

Вертолет в полете

Более того, бронированными являются и лобовые стекла, на которых для обеспечения обзора установлены стеклоочистители.

Центральная часть фюзеляжа включает в себя:

  • грузовую кабину, способную принять восемь десантников;
  • заднюю конусообразную часть, где находится оборудование и ниши для уборки основных опор шасси.

Чтобы обеспечить стабильную скорость и устойчивость во время поступательного движения, ось несущего винта одновременно наклонена на 4,5° вперед и на 2,5°вправо.

Вооружение Ми-35

  • Стрелково-пушечное: неподвижная пушечная установка НПУ-30 с двуствольной пушкой ГШ-2-30 калибра 30-мм и боекомплектом 250 патронов (Ми-35П) или несъемная подвижная пушечная установка НППУ-24 с двуствольной пушкой ГШ-23 калибра 23-мм (Ми-35М)
  • Точки подвески: 6 (4 у Ми-35М)
  • Боевая нагрузка: 1780 кг
  • Управляемые ракеты:
  • ракеты «воздух-земля»: 8 х «Штурм-В» или «Атака-М»
  • ракеты «воздух-воздух»:
  • Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм или С-13 калибра 130-мм или С-24 калибра 240-мм
  • Дополнительное вооружение: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг, минное — контейнер КМГУ-2

Модификации вертолета Ми-35

  1. Ми-35 – представляет собой экспортный вертолет на базе Ми-24В. В технике изменены прицельная система АСП-17В и двигатели, производимые «Мотор Сич» − «Климов» ТВЗ-117В.
  2. Ми-35П – экспортная модель ранее созданного Ми-24П. Несущая система, трехлопастный рулевой винт, длинное крыло и убирающееся шасси типичны для Ми-24П. Из оружия присутствует неподвижная пушечная установка, на которой установили двуствольную пушку ГШ-30К (калибр 30 мм).
  3. Ми-35ПН – тот же Ми-35П, с дополнениями для выполнения боевых задач в ночное время суток. Монтирована система «Зарево» − ночная телевизорная прицельного типа. Экипаж оснащен специализироваными очками ночного видения (ОНВ).
  4. Ми-35 ПМ – дублетная версия Ми-35П с новыми Х-образным рулевым и несущим винтами с лопастями, изготовленными из композитных материалов.
  5. Ми-35М – оснащен неубирающимся шасси, что защищает вертолет при падении (поглощает часть удара на себя), ОПС-24Н и присущей ей гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-324, лазерным дальномером, укороченным крылом и двигателями ВК-2500 «Климов».

Эта авиационно-военная машина состоит на вооружении России (24 экземпляра Ми-35М и еще осуществлен заказ на 49 вертолетов), Азербайджана (16 штук Ми-35М и заказ на 24 вертолета той же маркировки), Венесуэлы (10 Ми-35М2), Индонезии (семь представителей маркировки П), Мьянмы (в наличии 50 Ми-П), Перу (два вертолета Ми-35П и подписан контракт еще на два Ми-35П), Афганистана (9 вертолетов Ми-35).

В небе

В данное время используется в военных целях на территории Ирака.

Летно-технические характеристики и применение в боях

Сравнительная таблица показывает, что, несмотря на самый большой вес в своем классе вертолетов, российская машина уступает только Denel AH-2 по радиусу действия. Но южноафриканская машина выпущена тиражом всего 12 экземпляров, поэтому ее нельзя рассматривать как серьезного соперника.

Параметр Ми-35М Denel AH-2 McDonnell AH-64D Apache
Страна-изготовитель Россия ЮАР США
Длина, мм 17490 18730 17760
Высота, мм 4160 5185 4660
Диаметр основного винта, мм 17200 15580 14630
Диаметр рулевого винта, мм 3840 6355 2790
Предельный вес, кг 11500 8750 9525
Мощность силовой установки на взлете, л.с. 2*2200 2*1845 2*1695
Максимальная скорость, км/час 300 309 365
Боевой радиус, км 550 704 482
Перегоночная дальность, км 1000 (с внешними баками) 1260 1899
Потолок, м до 5400 до 6100 4465
Экипаж, чел 2 2 2
Грузоподъемность 2400 кг или 8 чел. 2032 кг 771 кг

На вертолетах AH-2 используется 20 мм пушка, имеющая значительный (700 выстрелов) боекомплект. Расширенный (до 1200 штук) запас патронов имеет и 30 мм пушка М230, применяемая на Apache. Российская машина Ми-35 может противопоставить зарубежным аналогам подвесные контейнеры со стрелковым вооружением. Перечень ракетного вооружения на вертолетах схожий, включает в себя неуправляемые и управляемые ракеты, предназначенные для борьбы с наземными целями.

Из-за небольшого числа построенных машин, она ограниченно используется в боевых конфликтах. Первая потеря строевого Ми-35М произошла из-за недостаточной квалификации экипажа и ошибочной работы радара. В начале осени 2012 года вертолет врезался в склон горы в Дагестане.

Первым относительно боевым опытом использования техники стало патрулирование приграничных зон России и Украины, выполнявшееся в период присоединения Крыма. Вертолеты Ми-35М вступили в настоящий бой в ходе борьбы с исламскими террористами на территории Ирака. В середине 2014 года две машины были уничтожены огнем с земли, при этом оба экипажа погибли.

 

На взлете

На счету иракских вертолетчиков числятся несколько десятков уничтоженных террористов. Машины применяются ВКС России в боевых действиях на территории Сирии. На сегодняшний день официально признана потеря двух российских вертолетов.

Проведенный комплекс доработок позволил вдохнуть жизнь в стареющего «Крокодила».

Кроме того, предприятие продолжает вести модернизацию техники. Минусом является скудное финансирование и одновременный выпуск вертолета Ми-28Н, который требует ресурсов для дальнейшего развития. Несмотря на сложности, коллектив завода выводит машины Ми-35 на новые рынки.

Так, в 2017 году первые машины получил Пакистан, Мали и Нигерия. В текущем году поставки Ми-35 в эти страны продолжатся. В 2018 году планируется передача 12 боевых вертолетов Узбекистану. Эти факты указывают на то, что техника ОКБ Миля продолжает оставаться востребованной на мировом рынке вооружений.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: