Боевой вертолет Ми-28 первый раз взлетел еще в эпоху расцвета Советского Союза, хотя в серию попал лишь в 2005 году. Данная техника создана для участия в активных боевых действиях против бронетехники и живой силы вероятного противника в условиях плохой видимости, а также в ночное время. С помощью вооружения вертолета Ми-28 можно вести борьбу с воздушными целями, движущимися с небольшими скоростями полета.
НАТО назвал боевое вертолет «Опустошителем», что сразу же говорит о способности машины. Боевой вертолет Ми-28 среди российских летчиков называют «летающий танк».
История создания Ми-28
Вертолет конструировался на конкурсной основе. Ми-28 создавали работники вертолетного завода имени М.Л. Миля. Ему противостоял Ка-50 (ОКБ Камова). Первая опытная машина совершила полет 10 ноября 1982 года. На ней не было никакого вооружения, поскольку первый полет совершался с целью проверки летно-технических характеристик. Его установили лишь на втором экземпляре. Конструкцию подкорректировали под замечания, вынесенные комиссией ВВС.
В 1985 году началась постройка третьего опытного экземпляра, в котором были учтены все замечания. В 87-м модернизированная модель получила маркировку Ми-28А. Его испытания начались в январе 88-го, и после этого вертолет продемонстрировали на авиавыставках в Париже и Ред-Хилле (под Лондоном). В 1991 году был создан второй экземпляр сотрудниками МВЗ. Через два года под Гороховцом он блестяще продемонстрировал себя на учениях.
В 96 году 16 августа вертолет прошел курс модернизации (Ми-28Н). Через четыре месяца он совершил первый опытный полет.
В 2005 году начались ГСИ (государственные совместные испытания). В программе было заложено проведение массовых наземных и воздушных испытаний. Они и показали летно-технические качества вертолета. Их проведение возглавил сам главнокомандующий ВВС России. В декабре на предприятии соорудили первый опытный образец. Начальный этап ГСИ закончился в 2007 году.
Государственные совместные испытания включали в себя два этапа. В первом характеризировалась общая картина и возможное будущее производство. Помимо этого, просматривалась способность вертолета к уничтожению наземных противников. Во втором этапе проверялась способность поражать воздушных противников с помощью ракет «воздух-воздух», а также выживаемость вертолета.
ГСИ для Ми-28Н завершились 26 декабря в 2008 году. По результатам стало ясно, что вертолет полностью соответствует требованиям и нормам ТТЗ. В 2009 году президент РФ отдал приказ на принятие вертолета на вооружение ВВС, а в 2013-м тот же приказ отдало Министерство обороны страны. В 2005 году подписали договор на долгосрочной основе о поставке 67 единиц Ми-28Н. В это же время начальник РГШ генерал Ю. Балуевский заявил о необходимости спецназа в вертолетах Ка-50 и Ка-52, но уточнил информацию насчет Ми-28Н. «Ночной охотник» является основной боевой единицей типа вертолет.
В 2006 году два экземпляра приняли участие в учениях «Щит Союза-2006» на территории Республики Беларусь. Был продемонстрирован ОП-1 (первый опытный образец) и 01-01 (первый предсерийный экземпляр). Седьмого сентября в Ростове-на-Дону были проведены государственные испытания на заводе ОАО «Роствертол».
Первые четыре Ми-28Н прикрепили к Торжокскому центру боевой авиации (2008 год). В январе этого же года первые два экземпляра поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА. В период с 2009 по 2011 год в ВВС России поступило 27 серийных вертолетов (четвертая армия ВВС и ПВО). К концу 2010 года на базе 6971 сформировали первую вертолетную эскадрилью из шестнадцати серийных Ми-28Н. В октябре начались параллельные поставки вертолета на 6974-ю авиабазу. До конца 2010 г. во владение Минобороны РФ поступило 38 серийных экземпляров. После этого ВВС и завод заключили еще один договор на тридцать вертолетов. Сдать их необходимо было до 2014 года. На конец 2013 года для ВВС РФ построено 63 Ми-28Н.
Основные задачи Ми-28
Ударный вертолет должен был выполнять широкий спектр задач на поле боя. Оснащение инновационными пилотажно-навигационными комплексами позволяло вести бой в любых условиях, вне зависимости от времени суток и метеорологической обстановки.
Основные задачи машины следующие:
- Поддержка сухопутных формирований во время ведения боевых действий;
- Уничтожение танков, бронированной техники различных типов;
- Сопровождение десантов, сбрасываемых с вертолетов;
- Уничтожение авиации, по характеристикам сопоставимой с вертолетами.
Предусмотрен специальный отсек, в котором можно разместить 2-3 человека. Это позволяет использовать машину для эвакуации экипажей поврежденных машин с поля боя.
Для выполнения боевой задачи можно перевозить вертолет в кабине транспортных самолетов, таких как:
- Ил-76;
- Ан-124;
- Ан-24.
После выгрузки ударной машины из транспортника необходимо подготовить его к вылету. Для этого необходимо всего полтора часа.
Описание конструкции Ми-28
Боевой вертолет Ми-28 имеет классическую компоновку с одним несущим винтом и неубирающимися опорами шасси. Фюзеляж имеет смешанную конструкцию, выполнен из легких сплавов на основе алюминия и композитов, соединенных сваркой, склеиванием и клепкой. Конструктивно фюзеляж машины разбит на переднюю и центральную части, а также балку киля и хвоста. Соединения разъемные, чем обеспечивается ускоренный ремонт техники.
Экипаж машины расположен в носовой секции в двух разделенных кабинах.
Спереди установлено место штурмана, позади – пилота. Кресла экипажа оснащены амортизацией и преднатяжителями ремней безопасности. Между кабинами имеется алюминиевая защитная переборка. Металлические части кабин прикрыты титановыми и керамическими пластинами.
Для установки элементов брони на вертолете Ми-28 применен клей. Остекление выполнено из силикатного многослойного бронестекла. Защита выдерживает удары снарядов калибром до 23 мм, а также бронебойных пуль из крупнокалиберного пулемета (кроме боковых стекол). Для обеспечения аварийной высадки из кабин имеются надувные трапы, исключающие удары людей о стойки шасси.
Под носовой частью вертолета Ми-28 установлен прицельный модуль и 30 мм пушечная установка 2А42 с боекомплектом 250 выстрелов. Станция оснащена лазерным измерителем расстояний и целеуказателем с выводом данных на экраны в кабине летчика. Часть электроники прицельной станции и пилотажного оборудования размещена под полами кабин экипажа.
Хвостовая балка Ми-28 приспособлена для установки радиооборудования, а также для перевозки различного аэродромного оснащения. Допускается перевозка трех человек. Безопасность перелета обеспечена невозможностью контакта балки и лопастей несущего винта. Килевая балка машины оборудована хвостовым винтом и стабилизатором с управляемой плоскостью. Приводы управления тросовые, проложены внутри балок.
По бокам фюзеляжа смонтировано крыло с размахом 4880 мм, оборудованное четырьмя пилонами для боевой нагрузки или топливных баков.
Крыло Ми-28 имеет кессонную схему с частичным использованием композитных материалов. В конструкции имеется пиропатрон, отстреливающий плоскость. Подобные действия выполняются при покидании экипажем машины на большой высоте.
На машинах под крыльями может устанавливаться вооружение:
- неуправляемые ракеты типов С-8 или С-13;
- противотанковые управляемые ракеты комплексов «Штурм» или «Атака»;
- ракеты класса «воздух-воздух» типа «Игла-В»;
- контейнеры с 30 мм пушкой НППУ-28, пушка может дистанционно управляться летчиком;
- контейнеры для перевозки грузов или для постановки минных преград.
Силовая установка ранних машин Ми-28 состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА с автоматической регулировкой мощности. Дополнительно применяется система впрыска воды, обеспечивающая работу установки в момент запуска неуправляемых ракет. Впоследствии на вертолет установлены российские моторы ВК-2500, созданные на базе предшественника.
В моторном отсеке установлен дополнительный двигатель, приводящий компрессор. Сжатый воздух необходим для пуска основных двигателей. Топливные баки расположены в центральной секции, оборудованы системой заполнения пенополиуретаном по мере выработки топлива. На вертолете применен 5-лопастный несущий винт и 4-лопастный рулевой. Для изготовления лопастей применены композитные материалы, выдерживающие попадание 23 мм снаряда.
На вертолетах Ми-28Н применена радиолокационная станция (установлена выше несущего винта), обеспечивающая обнаружение целей на дистанциях до 20 км и позволяющая выполнять полет с огибанием рельефа местности.
Питание бортовой электроники машины обеспечивают два генератора, установленных на двигателях. Там же размещены гидравлические и пневматические компрессоры.
Тактико-технические характеристики
ЛА предназначен для двух пилотов, однако, предлагались варианты оснащения инновационными системами контроля. Электроника в этом виде может взять на себя большую часть функций второго члена экипажа.
Параметр: | Значение: |
Диаметр несущего винта, мм | 17200 |
Диаметр хвостового винта, мм | 3840 |
Длина вертолета, мм | 16850 |
Высота вертолета, мм | 3820 |
Масса (пустой/максимальная), т | 7,89/11,5 |
Мощность двигателя, л.с. | 2 по 2215 |
Практический потолок, км | 5,75 |
Дальность полета, км | 460 |
Скорость подъема по вертикали, м/с | 13,6 |
Скорость (горизонтальный полет, максимальная/крейсерская), км/ч | 300/260 |
В зависимости от модификации и комплектации, параметры могут сильно различаться. К примеру, значительный рост возможностей продемонстрировала замена украинских двигателей более новыми российскими.
Вооружение вертолета
Для оснащения боевыми системами предусмотрено 4 точки подвески под пилонами, кроме того, используется пушка 2А42 калибра 30 мм. Орудие является подвижным и оснащается боекомплектом в 250 снарядов. Пушка поражает живую силу (до 4 км), легкобронированную (на 1,5 км) и малоскоростную воздушную технику (до 2,5 км).
На подвесах можно расположить следующие типы ракет:
- НАР С-8 – 4Х (20 штук), относится к неуправляемым ракетам;
- НАР С-13 — тоже неуправляемые, подходят для борьбы с живой силой врага, легкобронированными машинами и объектами инфраструктуры;
- Управляемые ПТРК «Штурм-В» — 16 штук;
- Управляемые «Атака-В» — 16 штук;
- Управляемые «Атака-ВН» — 16 штук;
- Для поражения авиации «Стрелец» с ракетой Игла-В – 4Х4.
Также в оснащение ударного ЛА входит контейнер КМГУ-2, который применяется для ряда задач. Он позволяет перевозить малогабаритные грузы, устанавливать минные заграждения.
Модификации и боевое применение Ми-28
Название Ми-28 имели первые два прототипа, созданные в рамках «проекта 280». С учетом результатов испытаний и замечаний заказчиков на свет появился «проект 286». Машины обозначались как Ми-28А и были оснащены газовыми турбинами ТВ3-117 и видоизменными винтами.
В серию вертолет не попал, поскольку не отвечал требованиям эксплуатации в ночное время. На основе 28А была разработана версия Ми-28Л, предназначенная для ВВС Ирака. Машина создавалась в 1990 году, но из-за изменившейся ситуации дело не дошло даже до постройки прототипа, хотя предполагалось изготовление машин по лицензии.
Первый по настоящему серийным вариантом стал Ми-28Н, запущенный в производство только в 2006 году. «Ночной охотник» комплектовался улучшенной трансмиссией на основе редуктора ВР-29, а также модернизированным бортовым оборудованием.
На борту установлена специальная станция ночного видения, обеспечивающая обнаружение подвижных целей на дистанциях до 10 км. К 2018 году российские ВВС получили не менее 108 экземпляров Ми-28Н, из которых 5 машин разбито полностью или частично. Жертвами происшествий стали 4 человека.
Для поставок на экспорт предназначен вариант Ми-28НЭ.
Партия машин была поставлена в Ирак и Алжир (15 и 2 вертолета соответственно). Предполагалась поставка техники в Индию, но заказчик забраковал предложенные образцы и контракт расторгли. Обучение пилотов предполагается вести на вертолетах Ми-28УБ, оснащенных дублированным управлением.
Характерной особенностью учебных машин является полностью сохраненный боевой потенциал. Разработка модификации началась в 2010 году, заводские тесты завершились только в прошлом году. В 2018 году ожидается поставка первой партии машин (24 вертолета).
В 2009 году стартовали работы по созданию усовершенствованной версии Ми-28НМ. На вертолете применена новая радиолокационная станция с расширенным радиусом действия. Для повышения надежности использовано дублирующее управление. Первый тестовый полет состоялся летом 2016 года. В настоящее время ведется доработка машины.
Из-за сравнительно недавнего поступления вертолетов на вооружение, их боевое применение носит ограниченный характер. Единственным конфликтом, в котором официально задействованы ударные вертолеты Ми-28Н, стала война в Сирии.
Первые машины поступили в Авиационную группу ВВС России осенью 2015 года.
Техника принимали участие в освобождении ряда городов от подразделений террористов. В апреле 2016 года была зарегистрирована первая потеря – вертолет был разбит из-за ошибки пилота. Весь экипаж погиб.
Достоинства и недостатки
Основной проблемой Ми-28, как и всего комплекса РФ, является серьезное отставание от Соединенных Штатов по электронным системам. В совокупности это не позволяет реализовать потенциал в полной мере.
Большая часть электроники «Охотника» строится на элементной базе французов и шведов, но отечественные инженеры ведут разработку собственных систем.
Среди высоких характеристик, особенно важной является способность летать на предельно малой высоте. ЛА является единственным в мире, способным в автоматическом режиме лететь на высоте 5-15 метров и полностью огибать рельеф местности вне зависимости от сложности.