Массовый вертолет Ми-8 уже давно стал образом настоящего российского вертолета. Он находится в производстве с далекого 1960 года. За это время вертолет Ми-8 успел стать одним из самых распространенных вертолетов в мире.
По сведениям на 2015 год вертолет Ми-8 занял третье место по распространенности среди летательных аппаратов вообще. На сегодняшний день этот вертолет находится на производстве, и по универсальности и актуальности ему до сих пор нет равных.
История возникновения Ми-8
Дата «рождения» Ми-8 – 20 февраля 1958 года. В этот день Совет министров принял постановление по опытному строительству среднего вертолета, именуемого тогда «В-8». Глава КБ, Михаил Миль, планировал использовать опыт, накопленный при создании тяжелого вертолета Ми-6, создав замену среднему Ми-4.
Замена поршневого мотора двумя турбинами обещала не только повысить эксплуатационные качества, но и рационализировать компоновку вертолета.
В те годы и американские фирмы отказывались от поршневых моторов, заменяя их газотурбинными. Силовой установкой многих поршневых вертолетов (и Ми-4 в том числе) обычно служили громоздкие звездообразные моторы, занимавшие всю носовую часть фюзеляжа. Такое размещение вынуждало выносить пилотскую кабину наверх, а пространство грузовой кабины занимать приводными валами.
В-8 изначально проектировался, как многоцелевой – заказчиками выступали и ВВС, и «Аэрофлот».
Рассматривались пассажирское, военно-транспортное и вооруженное исполнения.
Первый В-8, взлетевший летом 1961 года, были именно пассажирским, с комфортабельным салоном на 18 человек. Правда, прототип был одномоторным. Разработка двухмоторного В-8А стартовала позже и полетел он только в 1962 году.
Следующими опытными машинами стали военный транспорт для 20 десантников, оснащенный установкой для крупнокалиберного пулемета, и вертолет для правительственных перевозок. Пятый прототип стал эталонным образцом, и в 1965 году началось серийное производство Ми-8.
Конструкция Ми-8
Вертолет представляет собой классический вариант винтокрылой машины с одновинтовой схемой. Для стабилизации машины в полете использовался рулевой винт. Оба движителя приводились в движение двумя двигателями. Для взлета и посадки машина оснащалась трехстоечным шасси.
Важно отметить. В конструкции новой машины советскими авиаконструкторами были впервые использованы гидроусилители, обеспечивающие работу системы управления. На Ми-8 была установлена система, препятствующая обледенению лопастей несущего винта и самой машины.
Двигательная установка обеспечивала вертолету высокий запас энерговооруженности. При отказе одного из двигателей вертолет мог продолжать горизонтальный полет без потери рабочей высоты. Конструкцию винтокрылой машины оснастили автопилотом, средствами радиосвязи и приборами навигации, обеспечивающими полет в условиях ограниченной видимости и при сложных метеоусловиях.
Основные летные характеристики вертолета Ми 8 выглядят следующим образом:
- масса машины в снаряженном состоянии – 13000 кг;
- длина вертолета – фюзеляж 18,4 м, фюзеляж в хвостовой балкой – 25,35 м;
- высота корпуса машины с несущим винтом – 5,5 м;
- двигательная установка – два газотурбинных двигателя конструкции Климова – по 1500 л/с;
- крейсерская скорость – 225 км/ч;
- дальность полета составляла 450 км;
- практический потолок составлял 4500 м.
Вертолет в пассажирском варианте мог перевозить до 26 человек, исключая экипаж машины, состоящий из 3-х человек. Максимальная грузоподъемность Ми-8 составляла 4000 кг. На внешней подвеске винтокрылая машина могла поднимать в воздух груз массой до 3 тонн.
Вертолеты Ми-8 выпускались в военно-транспортном варианте и в пассажирском варианте. Позже проявились военные модификации машины, которые имели специальное оборудование для установки бортового вооружения (неуправляемые ракеты и бомбы на пилонах, пулеметы на турели). Наиболее распространенной модификацией машины стал военно-транспортный вертолет Ми 9ТВ. На этой модификации в носовой части пилотской кабины стали устанавливать курсовой пулемет. На фюзеляже появились крепления и пилоны для более мощного ракетно-бомбового вооружения.
В армии и на флоте вертолет Ми-8ТВ использовался в качестве санитарного вертолета, средства доставки и огневой поддержки десанта и летающего командного пункта. В гражданской сфере машина массово использовалась в санитарной и в гражданской авиации. Геологи, спасатели, строители, полярники и нефтяники своими успехами и достижения целиком и полностью обязаны этой винтокрылой машиной.
Технические характеристики вертолета Ми-8
- Необходимый экипаж: 3 человека.
- Максимальная скорость полета: 250 км/ч.
- Максимальная высота полета: 4700 м.
- Максимальная транспортная дальность полета: 445 км.
- Максимальная пассажирская дальность полета: 500 км.
- Масса вертолета: 6600 кг.
- Максимальный вес груза на подвеске: 3000 кг.
- Вес заправляемого топлива: 2800 кг.
- Длина вертолета : 25,24 м.
- Двигатель: 2 х ТВ2-117А
- Максимальная мощность двигателя: 1700 л.с.
- Расход топлива: 0,680 т/час.
Вооружение
Изначально для войск был разработан только транспортный вертолет, но уже в 1968 году военным представили его вооруженную версию. И вооруженную очень мощно. На внешних консолях подвешивались до шести блоков неуправляемых ракет калибра 57мм, либо до 1500 кг бомб. Бороться с танками позволяли четыре управляемые ракеты «Фаланга», а дополняла арсенал установка пулемета калибра 12,7мм в пилотской кабине.
По огневой мощи Ми-8ТВ едва ли уступал специализированному штурмовику Ми-24, но вот по защищенности сравниться с ним не мог.
Хотя кабина летчиков дополнительно защищалась броней толщиной до 8 мм. Явным недостатком вертолета стал его возросший вес. Полностью загруженная оружием и десантниками машина с трудом взлетала, дальность полета снизилась.
В ходе войны в Афганистане ракеты калибра 57мм заменили на более мощные аналоги С-8 калибра 80мм. Арсенал пополнился подвесными контейнерами с автоматическими гранатометами калибра 30мм или 23мм пушками.
Модификации вертолета Ми-8
За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных целей. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:
- Опытные. Первые образцы, как самого МИ-8, так и его модификации. Иными словами это различные модели данного вертолета, в которые вносили те или иные изменения.
- Пассажирские. Из названия понятно, что данные модели вертолетов служат для перевозки пассажиров. Причем, речь идет как о гражданских лицах, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить в себе 18-30 человек, в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
- Транспортные. МИ-8 способен нести на себе груз с общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться подобными характеристиками. А из-за возможности использования его для выполнения многоцелевых задач он и вовсе остается вне конкуренции.
- Многоцелевые. Помимо всех вышеизложенных способов применения, МИ-8 способен совершать еще один ряд различных боевых задач. Хорошим примером тому может служить установка противопехотных мин в количестве до 200 штук. В некоторых случаях их используют для выполнения ряда технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Известны случаи использования МИ-8 и на поисковых и спасательных операциях. Порой, его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.
Отдельно стоит отметить одну из самых новых модификации вертолета МИ-8, которую сконструировали буквально в конце прошлого года – МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых различных климатических условиях. В отличии от старых моделей, здесь ввели возможность перевоза крупногабаритных грузов путем крепления на внешнюю подвеску вертолета. А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам, у новой версии вертолета появилась возможность вести огневую поддержку для союзной пехоты. Причем, именно благодаря новейшему оборудованию, вовсе не обязательно вести огневую поддержку в дневных условиях.
И если данная модель хорошо себя покажет в боевых условиях, то ее однозначно, примут на постоянное вооружение. А иметь столь надежную и эффективную технику, для любой страны, очень важно. Ведь именно благодаря ней и обеспечивается безопасность всего государства.
Интересные факты
Когда «восьмерки» начали заменять Ми-4, стало ясно, что предшественники уступают им во всем. Ми-8 превосходили «четверку» и по скорости, и по вместимости, и по удобству обслуживания. Например, газотурбинные двигатели избавили механиков от постоянной борьбы с подтеканием смазки. Но в одном старый вертолет долго превзойти не удалось – он был более высотным. Поэтому вплоть до появления модификации Ми-8МТ в горах продолжали работать поршневые Ми-4.
Хотя пассажирский вариант Ми-8 входил в число «разработанных изначально», в советское время таких машин было произведено немного.
Зато в 21 веке зарубежные и российские заказы на пассажирские вертолеты сильно помогли заводам.
Довольно часто «универсальность» понимают, как возможность машины делать все, но плохо. Спектр задач, который решал, и успешно, вертолет Ми-8, заставляет усомниться в справедливости такого подхода. За свою полувековую карьеру он возил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.
«Восьмерка» работала воздушным госпиталем и летающим краном. С ее борта ставили и тралили мины. Вертолет служил штурмовиком и разведчиком. Конечно, можно было бы списать его распространенность на неизбежный результат сферы влияния СССР, но ведь Ми-8 еще в советское время официально поставлялся на экспорт в страны Запада. И спрос на него не прекратился с развалом Советского Союза. Остается только признать «восьмерку» настоящим шедевром вертолетостроения.