Многоцелевой вертолет Ка-32, описание и особенности

Вертолет Ка-32

Визитной карточкой ОКБ Николая Камова были (и остаются) летательные аппараты соосной схемы, которые начали производиться еще в СССР. Конструктивная сложность такой схемы компенсируется малыми габаритами летательных аппаратов и высокой маневренностью.

Одними из самых знаменитых считаются вертолеты Ка-50 »Черная акула» и Ка-52. Так же самой удачной разработкой того периода, позволившей заводу выжить в трудное время, стал, наверное, многоцелевой вертолет Ка-27 и его гражданский вариант – Ка-32.

Рассмотрим более подробно многоцелевой вертолет Ка-32, историю его создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.

История создания

Разработка Ка-32, как и его военной версии Ка-27ПС, началась в 1969 году. Руководство советской гражданской авиации хотело получить вертолет, выполненный по соосной схеме, который мог взлетать с корабельной палубы. Первоначально его планировали использовать в качестве средства ведения разведки ледовой обстановки в Арктике.

Однако позже спектр задач для новой машины был расширен. Его планировали использовать в качестве поисково-спасательного средства, для транспортировки грузов и пассажиров, для монтажных работ, патрульной службы и для решения других задач.

Первый полет предсерийного Ка-32 состоялся в конце 1973 года, серийная машина поднялась в воздух в 1980 году. В 1978 году вертолет участвовал в проводке каравана судов во главе с ледоколом «Сибирь» по Северному морскому пути. Вертолет справился со своими задачами, действуя в очень тяжелых условиях полярной ночи.

Многоцелевой вертолет Ка-32

В 1981 году состоялась демонстрация Ка-32 перед иностранными специалистами, а в 1985 году вертолет был показан на авиасалоне в Ле Бурже.

Ка-32 – это одна из самых удачных машин, разработанных в ОКБ Камова. Соосная схема делает вертолет очень компактным и маневренным, идеальным для использования в условиях городской застройки, горной или лесистой местности. Этот вертолет отлично подходит для работы на море: Ка-32 может легко приземлиться на палубу даже небольшого корабля или на площадку буровой платформы.

Машина имеет прекрасные характеристики по грузоподъемности, энерговооруженности, потребляет сравнительно немного топлива, легко управляема. Последние модификации вертолета сертифицированы согласно международным требованиям (FAR-29, АП-29, EASA).

Особенности конструкции вертолета Ка-32

Вертолет создан по традиционной для всех машин семейства Камова соосной схеме. Приверженность коллектива КБ Камова к данной схеме объясняется фирменным стилем, который отличает все машины с логотипом Ка. Эти машины невозможно спутать ни с одним другим вертолетом.

Помимо психологических и моральных побуждений, которыми руководствуются специалисты КБ, следует признать, что соосные несущие винты имеют ряд преимуществ перед обычной классической схемой. Отсутствие рулевого винта позволяет существенно уменьшить габариты машины и снижает технологическую насыщенность системы управления.

В вертолетах Камова соосные винты использовали мощность двигателей на полную мощность, тогда как у классических вертолетов до 15-20% мощности двигательной установки уходит на работу рулевого винта. Вертолеты Камова не имеют ограничений в угловой скорости, которая определяет возможность вертикального висения машины. Противоположное вращение несущих винтов обеспечивает вертолету необходимую устойчивость в полете и хорошую маневренность. Это уже сумели по достоинству оценить военные моряки, которые долгие годы эксплуатируют машины Камова на судах военно-морского флота. Вертолеты прекрасно подходят для швартовки на палубе судна, что нельзя сказать о винтокрылых машинах классической схемы.

В полете

Длительное висение вертолета с соосными винтами позволяет с высокой точностью осуществлять доставку грузов на внешней подвеске. Это качество незаменимо при выполнении монтажно-строительных работ, при выполнении поисково-спасательных операций и во время эвакуации раненных из труднодоступной местности. Несмотря на сложность двигательной установки, конструкция отличается надежностью и достаточно высокой ремонтопригодностью.

Соосная схема несущих винтов, небольшие и компактные габариты позволяют использовать такие машины в трудных погодных условиях, в любое время суток. Машина, которая способна зависать в воздухе, очень удобна для взлета – посадки на ограниченном пространстве. К тому же Ка-32 вобрал в себя многие особенности конструкции военных машин. Для удобства хранения машины в ангаре на ней установлены складывающиеся несущие винты, уменьшающие объем винтокрылой машины в 5 раз. От военной версии «тридцать второй» получил систему живучести. Благодаря установке баллонетов вертолет при аварийной посадке на воду сохранял некоторое время плавучесть. На Ка-32 имелось дублирование основных систем управления и энергообеспечения.

Корпус фюзеляжа имеет схему полумонок. Планер машины имеет компактную конфигурацию, которая заканчивается двумя хвостовыми стабилизаторами. Передняя часть фюзеляжа занята двухместной кабиной пилотов. Вся остальная часть фюзеляжа занята пассажирско-грузовым отсеком, в котором вдоль бортов установлены посадочные кресла для 18 пассажиров. Можно говорить, что перевозка пассажиров на борту Ка-32 далека от комфортных условий пассажирского лайнера, однако вертолет создавался совсем для других целей. Длительные перелеты при конструировании машины не предусматривались, поэтому комфортность была отдана в жертву технической оснащенности машины. На борту воздушного судна могла разместиться команда спасателей со всем необходимым оборудованием или команда медиков со своим санитарно-медицинским скарбом. Внутреннее пространство салона винтокрылой машины имеет объем, достаточный для перевозки груза или грузов, общей массой до 5 тонн.

На внешней подвеске вертолет может переносить до 6 тонн груза. Причем подъемных механизм внешней подвески оснащен весовым устройством. Т.е. другими словами, машина может поднимать в воздух вес равный своему собственному взлетному весу.

Все эти уникальные качества не были бы таковыми, не имея вертолет таких двигателей. Два турбовальных двигателя ТВ3-117 суммарной мощностью 4400 л/с. обладают громадной подъемной силой. Вертолет способен летать со скоростью 200-230 км/ч на дальность до 800 км. Практический потолок достигает 5000 метров.

На стоянке

Посадку машина осуществляет на четыре стойки неубирающегося шасси, две носовых и две основных.

На борту вертолета установлен совершенный навигационно-пилотажный комплекс, который состоит из автопилота, радиовысотомера, измерителя сноса. В состав комплекса входит устройство автоматического контроля полета, благодаря которому осуществляется стабилизация машины в полете, выполняется автоматический заход на посадку. Обзорная радиолокационная станция обеспечивает машине видимость в плохих погодных условиях, в ночное время суток. На первых модификациях большая часть бортовой электроники была аналоговая. На более поздние машины стали устанавливаться новые цифровые навигационно-пилотажные комплексы.

Технические характеристики Ка-32

  • Диаметр несущих винтов:15,9м
  • Высота вертолета:5,45м
  • Длина:12,217м
  • Ширина:3,805м
  • Угол наклона вала несущих винтов:+4°30′ (вперед)
  • Наименьший взлетный вес:7200кг
  • Наибольший взлетный вес:11000кг
  • Наибольший полетный вес с грузом на внешней подвеске:12700кг
  • Наибольший вес груза в грузовой кабине:
  • Ка-32С:3300кг
  • Ка-32Т:3500кг
  • Ка-32А:3700кг
  • Наибольший вес груза на внешней подвеске:5000кг
  • Наибольшая скорость:260км/ч
  • Скорость полета на наибольшую дальность:200км/ч
  • Скорость полета на наибольшую продолжительность:120км/ч
  • Практическая дальность:800км
  • Максимальная скороподъемность:15м/с
  • Практический потолок:5000м
  • Статический потолок:3500м
  • Наибольшая высота площадки для взлета и посадки с выключением основных двигателей:3000м

Модификации

Исторически первыми модификациями вертолета Ка-32 стали Ка-32С и Ка-32Т. Первый вариант предназначался для обслуживания судов (как правило, в арктических условиях) и нефтяных вышек. На него устанавливались навигационная РЛС «Осьминог», спасательное и санитарное оборудование. Ка-32Т – транспортный, «упрощенный» вариант, лишенный радара и спецоборудования. На его основе построили «летающий кран» Ка-32К, с дополнительной кабиной оператора и новой электродистанционной системой управления.

Дальше опытного образца, к сожалению, дело не пошло.

Модификации вертолета

Модернизированный Ка-32 получил индекс «А». Чтобы летательный аппарат соответствовал международным требованиям, ему пришлось улучшить приборное оборудование. В дальнейшем Ка-32А стал базовой модификацией. На его основе создали противопожарный вертолет Ка-32А1. Вариант Ка-32А2 должен был заинтересовать правоохранительные органы и использоваться, в том числе для высадки спецподразделений. Но был построен всего 1 экземпляр, да и тот позже переоборудовали в обычный транспорт.

Одной из последних экспортных модификаций «тридцать второго» стал Ка-32А11BC. Его отличало не только модернизированное приборное оборудование, но и увеличенным ресурсом узлов. С 2011 года этот вариант стал единственной базовой моделью. В число нереализованных проектов на базе Ка-32 вошли пассажирский вертолет с увеличенным фюзеляжем, в котором находилась комфортабельная пассажирская кабина и машина с увеличенной до 7 т грузоподъемностью.

Эксплуатация Ка-32

Применять вертолеты Ка-32 начали задолго до их запуска в серию.

В 1978 году опытный вертолет доказал свои высокие эксплуатационные качества участием в проводке ледокола «Сибирь» по Севморпути.

Затем, в период с 1983 по 1985 год на «тридцать втором» установили несколько мировых рекордов – по скороподъемности, высоте полета и высоте подъема груза. Причем все рекорды были установлены женским экипажем.

В 1986 году, вскоре после начала массового выпуска «тридцать второго» и его международного дебюта на авиасалоне в Ле-Бурже, вертолет пригодился при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Высокая маневренность Ка-32 при полетах с грузом на подвеске позволила использовать его для опускания датчиков в вытяжную трубу энергоблока.

Эксплуатация Ка-32

Впоследствии, после развала СССР, «тридцать второй» продолжили активно эксплуатировать в России и странах СНГ. И не только: в Испании и Португалии летают пожарные Ка-32, машины КБ Камова активно закупали Канада и Швейцария, а в Южной Корее «тридцать второй» даже приняли на вооружение.

Когда во всем мире стремительными темпами идет совершенство авионики и бортового оборудования летательных аппаратов, Ка-32 продолжает летать, имея на борту довольно устаревший бортовой комплекс оборудования. Некоторые отдельные бортовые системы и узлы модернизированы в соответствии с новыми требованиями, однако в основной своей массе – вертолет представляет собой классическую винтокрылую машину XX века.

Производство машины прекратили ввиду отсутствия совершенных двигателей. Задел по двигателям ТВЗ-117 подошел к концу. К тому же в нынешних условиях машина не отвечает требованиям экологической безопасности. Требуется существенная модернизация машины, если в ней будут заинтересованы основные эксплуатанты вертолета Ка-32.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: