Вертолеты Ка производились КБ Николая Камова. Создатели занимались разработкой вертолетов соосной схемы, которая оказалась практически из ниши универсальных машин. Камовские вертолеты прижились там, где соосная схема давала большие преимущества – в частности, в морской авиации. Развитие палубных машин многоцелевого семейства Ка-28 вызвало к жизни транспортно-боевой Ка-29.
Рассмотрим более подробно транспортно-боевой вертолет Ка-29, историю его создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.
История создания
Хотя советская морская пехота и не представляла собой такую крупную и мощную структуру, как американская, но все же являлась важным родом вооруженных сил. Морпехи, в частности, должны были первыми высаживаться на побережье, удерживая плацдарм до высадки основных сил – мотострелков с транспортных и десантных кораблей.
Для быстрой и эффективной переброски десантно-штурмовых групп морской пехоты предполагалось использовать вертолеты. При этом те же машины должны были эвакуировать раненых, подвозить боеприпасы, а главное – оказывать огневую поддержку, в том числе уничтожая бронированные цели. Складывался портрет своеобразной «летающей БМП» вроде Ми-24, но с учетом флотской специфики.
КБ Камова с конца 60-х годов занималось разработкой нового корабельного вертолета Ка-27.
Основным предназначением «двадцать седьмого» были борьба с подводными лодками противника и спасательные операции. Универсальную машину для морской пехоты решили сделать именно на его базе. Работы под руководством Сергея Фомина начались в 1973 году. Название «Ка-29» появилось не сразу, поначалу вертолет именовали Ка-27ТБ.
Первый опытный экземпляр с бортовым номером «208» взлетел летом 1976 года. Заводские испытания первых двух Ка-29 завершили весной 1978 года, и машины немедленно передали на испытания государственные. В мае 1979 года Ка-29 (это название было утверждено окончательно) рекомендовали запустить в серию. Но серийный выпуск «двадцать девятых» начался только в 1984 году.
Предназначение Ка-29
Ка-29 предназначен для увеличения эффективности и мобильности десантных операций, проводимых на водных акваториях, а также уничтожения бронированных наземных и надводных целей.
Кроме этого, вертолет должен обеспечивать перевозку грузов, а также подразделений десанта с корабля на берег, а также наоборот, оказывать огневую поддержку ночью и днем при разнообразных погодных условиях.
Конструкция Ка-29
Вертолет Ка-29 – универсальная транспортно-боевая машина, построенная по схеме с 2 соосными винтами. Цельнометаллический фюзеляж – типа «полумонокок». В носовой части «двадцать девятого», между первым и четвертым шпангоутами силового набора находится кабина пилотов. За ней скомпонована грузовая кабина, в которой могут разместиться 16 десантников, либо 6 раненых.
Если раненые транспортируются на носилках, вместимость сокращается до 4 человек. При перевозке грузов кабина может вместить до 2 т. На внешней подвеске Ка-29 может перевезти до 4 т.
Пол грузовой кабины и силовой набор образуют отсеки, в которых находятся баки с горючим.
Отсек между четвертым и четырнадцатым шпангоутами является бомболюком, но в нем может быть установлен дополнительный бак. Внутри хвостовой балки «двадцать девятого» находится оборудование, снаружи к ней крепится оперения – 2 киля и стабилизатор. Шасси 4-колесное, неубирающееся.
На Ка-29 установлены 2 турбовальных двигателя ТВ3-117КМ. Моторы имеют 12-ступенчатый компрессор и 2-ступенчатую турбину, развивают номинальную мощность в 1700 сил. Крутящий момент на винты передается редуктором, от которого также приводятся гидронасосы и генераторы. Двигатели «двадцать девятого» запускаются пневматическим стартером, воздух для которого нагнетает вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-9.
Трехлопастные винты Ка-29 – стеклопластиковые. Система управления – с гидроусилителями. Вертолет оснащен автоматической системой пожаротушения и ручными огнетушителями для тушения возгораний в кабинах. Кабины и остекление Ка-29 обогреваются воздухом, отводимым от правого двигателя.
Пилотажный комплекс ПКВ-252, в состав которого входит автопилот, позволяет осуществлять полуавтоматическое управление вертолетом. Навигационный комплекс «двадцать девятого» — НКВ-252 включает радиокомпас, систему навигации по радиомаякам, допплеровский измеритель скорости и радиовысотомер.
Технические характеристики Ка-29
Модификация | Ка-29 |
Диаметр главного винта, м | 15.90 |
Длина, м | 11.60 |
Высота ,м | 5.40 |
Масса, кг пустого | 5520 |
Масса, кг нормальная взлетная | 11000 |
Масса, кг максимальная взлетная | 11500 |
Тип двигателя | 2 ГТД Климов ТВ3-117ВК |
Мощность, кВт | 2 х 1660 |
Максимальная скорость, км/ч | 280 |
Крейсерская скорость, км/ч | 230 |
Практическая дальность, км | 800 |
Дальность действия, км | 180 |
Практический потолок, м | 5000 |
Статический потолок, м | 3700 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 16 солдат или 4 носилок и 6 сидячих раненых или 2000 кг груза в кабине или 4000 кг на подвеске |
Вооружение
Вооружение вертолета составляет:
- 7.62-мм пулемет с боекомплектом на 1800 патронов.
- возможность установку 30-мм пушки А242 с боекомплектом на 250 патронов.
- Боевая нагрузка составляет 2000 кг, установленные на 4 узлах подвески. Вооружение включает: до 80 80-мм НУР, 2х 4 ПТУР Штурм, либо 2 напалмовых бака ЗБ-500, либо 2 контейнера с 23-мм пушкой с боекомплектом на 250 патронов.
Существующие модификации Ка-29
- Ка-252ТБ – первый прототип.
- Ка-29 – серийный вертолет с транспортно-боевым применением.
- Ка-29ВПНЦУ – спроектирован для проведения специальных операций, вертолет-целеуказатель.
- Ка-31 – вертолет ДРЛО, известный так же как Ка-27РЛД.
Эксплуатация Ка-29
Ка-29 официально был принят на вооружение в 1987 году – спустя 9 лет после окончания испытаний. Им предполагалось оснащать большие десантные корабли проекта 1174, кроме того, «двадцать девятые» должны были войти в состав авиагрупп советских авианесущих крейсеров, в том числе перспективных. Однако до развала Советского Союза успели построить всего 3 корабля проекта 1174, и авианосец «Адмирал Кузнецов».
Кроме того, в 1987 и 1988 годах с «двадцать девятыми» произошли 2 катастрофы – во время тренировочного полета над морем и при взлете с корабля. Все это привело к тому, что Ка-29 эксплуатировались в основном с наземных аэродромов.
В 1987 году «двадцать девятый» попытались обкатать в боевых условиях в Афганистане. На узбекском аэродроме в Чирчике Ка-29 активно отрабатывали виды боевого применения, однако в Афганистан камовские машины так и не пустили.
После 1991 года для уникальной машины настали тяжелые времена.
«Двадцать девятых» было мало, в море они практически не выходили, да и вообще летали мало – не было средств продлять ресурс.
Попыткой спасти Ка-29 стала идея «боевой ударной группы», которую отстаивал генерал-майор Воробьев, высоко оценивавший машины КБ Камова. В рамках этой концепции «двадцать девятые» должны были работать как разведчики-целеуказатели для «Черных акул» Ка-50. Вместо пулемета ГШГ на 2 вертолета установили навигационный комплекс «АБРИС», тепловизор, новое прицельное оборудование.
В 2001 году ударная группа все-таки попала на войсковые испытания в Чечню, где Ка-29 налетал 27 часов и израсходовал 184 неуправляемые ракеты. Несмотря на то, что результаты применения нашли удовлетворительными, а недостатки – устранимыми, вскоре программу закрыли. Вытеснить Ми-24 и Ми-28 вертолеты «Ка» не смогли.
К 2014 году в частях морской авиации числилось не более 15 Ка-29, да и те были законсервированы. Впрочем, в 2017 году появились сведения о том, что на Тихоокеанском и Балтийском флоте «двадцать девятые» ремонтируются и возвращаются в строй.
Оставшиеся в украинском флоте вертолеты довольно активно использовались в различных учениях, а также для перевозки комсостава.
В 2012 году в строю оставалось всего 3 «двадцать девятых», с 2014 года они числятся непригодными к полетам. «На экспорт» был отправлен всего 1 вертолет – его украинцы продали Экваториальной Гвинее.