Dreamliner является самолетом мечты. Данное название принадлежит одному из самых современных авиалайнеров нашего времени – Боинг-787. Этот самолет был создан в начале 2000-х годов известным американским производителем The Boeing Company.
Боинг-787 — это первая модель авиалайнера с превосходящей долей композитных материалов в конструкции и внедрением последних разработок NASA. Благодаря этому, проект — 7Е7 стал практичным и востребованным среди авиаперевозчиков.
История создания
На исходе 1990 годов, авиакомпания Боинг занималась активным продвижением своей последней разработки под индексом — 777. Модель превосходила авиалайнеры Боинг-747 и Боинг-767 по уровню комфорта и технологичными новшествами.
Эти самолеты стремительно устаревали морально и нуждались в срочной модернизации или более радикальном решении, утилизации. Для компании Вoeing данный вопрос стал приоритетным. Вскоре руководство вынесло вердикт: направить модель 747 на модернизацию, а модель 767 списать.
Последнему предстояло уступить дорогу футуристическому авиалайнеру — Sonic Cruiser, который планировался как трансзвуковой самолет, не имеющий конкуренции в мире. Предполагалось обеспечить новое судно аналогичными характеристиками по вместимости пассажиров с лайнером 767.
Вместе с этим планировалось увеличить скоростные параметры самолета до 1100 км/ч.
Техническое задание не предполагало преодоления звукового барьера, но проект самолета будущего был очень перспективным. Особенно его ожидали на авиалиниях с длительной продолжительностью полета по 10-12 часов. Но проект не приняли к разработке.
Начало XXI века запомнилось человечеству самым крупным террористическим актом в Америке, именуемым 9/11. Трагедия стала причиной крупномасштабной военной операции США в Афганистане. Последствием этих событий стало увеличение стоимости нефти. В связи с этим, разработка Sonic Cruiser была официально прекращена к 2002 году.
Так как планируемый расход топлива у самолетов этого проекта трудно было назвать экономичными, а, следовательно, расходы на эксплуатацию могли перевесить прибыль от рейсов.
Однако наработки по трансзвуковому авиалайнеру не остались без внимания.
Спустя месяц после бесславного завершения амбициозной программы SC, компания Боинг объявила о начале нового проекта — 7Е7. По задумке инженеров, на свет должен был появиться авиалайнер классической компоновки, но с применением новейших технологий из нацпроекта Sonic Cruiser.
Основная идея инженеров содержала следующие условия: воздушное судно для эксплуатации на дальних авиалиниях с возможностью совершать посадки в небольших узловых аэропортах.
Новый проект фактически продолжил идею авиалайнера Боинг-767 в обстановке XXI столетия.
Среди лиц, интересующихся судьбой проекта возникал вопрос, что означает литера Е в индексе 7Е7? Они находили для нее разные объяснения, такие и как Environmentalism (окружающая среда), Efficient (эффективный) а также Eight, (№ 8). Кроме этой загадки, фирма Боинг объявила конкурс на название нового самолета. Согласно итогу голосования, победу одержал слоган — Dreamliner (самолет мечты).
В 2004 году появился первый заказчик на «самолет мечты». Это японский авиаперевозчик ANA (All Nippon Airways). Предзаказ поразил своей масштабностью. Согласно контракту, компания Боинг взяла обязательство построить 50 самолетов для страны восходящего солнца с поставкой первых единиц авиатехники в 2008 году.
На базе двух лайнеров планировался проект Boeing-787-9, который должен был выйти в серию через пару лет.
Через год, после заключения контракта с японским авиаперевозчиком ANA, компания Боинг приняла заказы на производство 237 единиц Dreamliner. Самой доступной моделью стал Boeing-787-8, его стоимость составляла $ 120 000 000, что являлось относительно низкой ценой. Однако, невысокая стоимость продержалась недолго и самолет со временем подорожал на $30 -$40 млн.
Среди массы предполагаемых силовых установок предпочтение отдали двум авиадвигателям:
- британский Rolls-Royce Trent 1000;
- американский General Electric GEnx.
Данные силовые установки позволяли авиалайнерам 787-8 и 787-9 пройти сертификацию ETOPS 330, которая регламентировала следующее: при аварийной остановке одного двигателя, самолет должен продолжать перелет на протяжении 5,5 часов.
Стоит отметить тот факт, что Boeing-787 Dreamliner интернациональная разработка.
Это обстоятельство возможно успокоит тех россиян, которые недовольны большим объемом иностранных технологий в отечественном самолете Superjet-100 компании «Сухой».
Подрядчики компании Боинг в работе над проектом 787 удивляют своим географическим местоположением и общим количеством. Из разных уголков земного шара ведутся поставки элементов конструкции для самолета мечты. Сборка лайнера происходит в городе Эверетт штат Вашингтон.
Число задействованных работников на сборочном производстве насчитывает 1200 человек. Изначально, схема поставки узлов и деталей из стран подрядчиков в США не была отработана, но со временем, процесс вошел в нужное русло и начал себя окупать. Сеть поставщиков Boeing-787 относится к многопрофильной и узловой в истории авиастроения.
В число подрядчиков входят следующие иностранные компании, производящие:
- центроплан и крыло — японская Митцубиси;
- горизонтальное оперение хвоста— Alenia Aermacchi (Италия) и южнокорейская Korea Aerospace Industries;
- модули фюзеляжа — полный интернационал, итальянская Аэронавтика, японская Кавасаки HI, американская Spirit Aerosystems и южнокорейская Korean Air;
- багажные и интерьерные двери — шведский Saab;
- электронное оснащение — HCL Enterprise (Индия);
- несущий каркас пола — TAL Manufacturing Solutions (Индия);
- электролиния — Labinal (Франция);
- аэродинамика механизации крыла, законцовки крыла, створки отсека шасси, несущие лонжероны — Korean Air;
- механизм шасси — Messier-Bugatti-Dowty;
- управление энергосистемой, комплекс кондиционирования — Hamilton Sundstrand (США);
- пассажирские двери — Latecoere (Франция).
Отдельно следует выделить Японию. Согласно статистике 2017 года, предприятия страны восходящего солнца производили 35 % элементов авиалайнера Вoeing-787. Для доставки крупногабаритных деталей в США использовались четыре самолета Boeing-747LCF DreamLifter. Это модернизированная версия авиалайнера Боинг-747-400.
Большой спрос на модель 787 заставил компанию Боинг открыть дополнительную сборочную платформу в 2009 году. Она находится в городе Чарльстон, штат Южная Каролина.
Сопутствующие сложности в инновационных решениях и задержки в поставках компонентов, увеличили рассчитанные сроки проекта на два года. Это заставило понервничать всех сотрудников компании Боинг. Между собой они стали называть лайнер негласным прозвищем – Dreadliner (самолет ужаса).
В декабре 2009 года, диспетчеры дали разрешение на взлет самолета Boeing-787 Dreamlier. Это был первый испытательный полет. Долгожданное событие произошло на экспериментальном аэродроме Paine Field принадлежащего авиазаводу, в городе Эверетт.
Описание конструкции Боинг-787
Воздушное судно представляет собой двухдвигательный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и одним килем (рулем направления).
Боинг-787 стал первым самолетом, изготовленным с большим количеством композитных материалов. Каждый самолет содержит порядка 35 тонн композитных материалов. Композиты используются при производстве фюзеляжа, крыльев и других частей самолета. Из-за этого у производителя получилось сильно облегчить самолет.
Плоскость крыла стреловидная, законцовки с переменным изгибом, благодаря чему на 2 процента увеличилась подъемная сила, в сравнении с предыдущей моделью. В двигателе тоже использовано большое количество композитных запчастей, поэтому уменьшилось количество вредных выбросов в атмосферу и увеличилась мощность. «Пластиковые» крылья самолета увеличивают подъемную силу на 2% по сравнению с предыдущими моделями.
За счет новых решений интерьера объем багажного отделения увеличился на 45 % относительно Boeing 767.
Кабина пилотов Боинга-787 «стеклянная», то есть вместо стрелочных приборов используются экраны, на которые выводится необходимая информация, в том числе схемы полета и захода на посадку. Также стоит обратить внимание, что Боинг использует для управления классический штурвал, а не ручку управления, как у Airbus.
Технические характеристики Боинг-787
Вариант | 787-8 | 787-9 | 787-10 |
Экипаж | Два человека | ||
Пассажировместимость | 242 (2 класса) | 290 (2 класса) | 330 (2 класса) |
Длина | 56,69 м | 63 м | 68,27 м |
Размах крыла | 60,17 м | ||
Площадь крыла | 325 м2 | ||
Угол стреловидности крыла | 32,2 | ||
Высота | 17 м | ||
Размеры фюзеляжа | Ширина: 5,77 м
Высота: 5,97 м |
||
Ширина салона | 5,49 м | ||
Грузовместимость | 138,2 м³ 28 контейнеров типа LD3 |
174,5 м³ 36 контейнеров типа LD3 |
192,6 м³ 40 контейнеров типа LD3 |
Максимальный взлетный вес | 227 930 кг | 254 011 кг | |
Максимальный посадочный вес | 172 365 кг | 192 777 кг | 201 849 кг |
Максимальный вес без топлива | 161 025 кг | 181 437 кг | 192 777 кг |
Вес пустого | 118 000 кг | 126 000 кг | Н/Д |
Двигатели | 2×General Electric GEnx-1B либо
2×Rolls-Royce Trent 1000 |
||
Тяга двигателей | 280 кН | 320 кН | 340 кН |
Расход топлива | 4800 кг/час | 5400 кг/час | 5700 кг/час |
Летные характеристики Boeing-787
Вариант | 787-8 | 787-9 | 787-10 |
Крейсерская скорость | 0,85 М (902 км/ч) | ||
Максимальная скорость | 0,90 М (956 км/ч) | ||
Дальность полета | 13 620 км | 14 140 км | 11 910 км |
Длина разбега | 3100 м
С модернизацией: 2600 м |
2900 м | Н/Д |
Запас топлива | 126000 л (101000 кг) | Н/Д | |
Потолок | 13 100 м |
План пассажирского салона
Ширина салона Боинг-787 составляет 5,5 метров. Это превышает поперечный размер салона В-767 (4,70 м) и немного уступает В-777 (5,80 м). Интерьер авиалайнеров модельного ряда 787 может отличаться друг от друга. Кастомизация связана с предпочтением компании заказчика. Расположение пассажирских рядов имеют следующие схемы: для бизнес-класса: 1+2+1, 2+2+2, 2+3+2, и в эконом-классе 3+2+3, 2+4+2, 3+3+3.
Расстояние между рядами по оси самолета: 120-150 см для первого класса, 100 см для бизнес-класса, и 80-85 см для салона третьего класса. В каждом кресле встроен персональный видеомонитор.
Самая рентабельная установка кресел для авиаперевозчика, это схема 3+3+3 для третьего класса. Представленная схема размещения пассажиров широко применяется у Boeing-777 и основного конкурента Airbus A350.
Однако, для такого расположения мест в самолете, у В-787 не совсем достаточно ширины фюзеляжа и салон самолета ввиду этого тесный и неудобный для людей внушительной комплекции. Особенно, от недостатка места страдают высокие, широкоплечие мужчины во время длительных перелетов.
Одним из новаторских решений на Boeing-787 является увеличение размера иллюминаторов.
Получив окна 27см х 47см, он превзошел все другие гражданские модели. К этому стоит добавить, что теперь иллюминаторы не оснащены шторками.
Способность светопропускания стекла изменяется с помощью внесенных в состав стекла светопоглощающих частиц. Оно носит название электрохромное или смарт-стекло. Пассажир может регулировать прозрачность при помощи нажатия кнопки, но полностью затемнить окно не удастся.
В освещении салона полностью отсутствуют лампочки. Роль источника света выполняют линии LED-осветителей. Хотя данная функция освещения не считается инновацией, так как уже применялась в Boeing-777 и моделях Airbus. Однако, ее отличительной чертой является полный отказ от ламп в модели 787, а не частичная, как в упомянутых выше самолетах.
Преимущества LED-осветителей в том, что они имеют низкую энергозатратность и меняют тон и цвет освещения. Последняя функция добавляет комфорт в интерьере самолета мечты.
Пассажиры бизнес-класса становятся обладателями лучших мест в Boeing-787. Кресла большие и удобные в виде полукабинок. Они раскладываются в лежачие места при необходимости. Расположение кресел по диагонали в виде елочки, это обеспечивает пассажиру наибольшее уединение.
Каждое место оснащено большим видеомонитором и мультимедийной системой, для желающих развлечься в полете.
Пассажиру выдается комплект носков, заменяющий тапки. А если перелет ночной, то дополнительно к носкам будет предложена пижама.
Подлокотники поднимаются при помощи электропривода. Есть небольшой ящик для обуви и бардачок для небольших личных вещей. На уровне плечевого сустава находится индивидуальная полочка. Передний столик возможно разложить вдвое, потянув его на себя.
Ремень безопасности оснащен демпфером, для тех, кто предпочитает спать пристегнутым. Обслуживание клиентов индивидуальное, как в ресторане. Стюардесса принимает заказ и приносит его на подносе, никаких тележек.
Туалетные комнаты две. Они просторнее, чем в эконом-классе в 1,5 раза. В число гигиенических принадлежностей входят дезодоранты и средства для ухода за зубной полостью. Стоит заметить, что ряд №6 не пользуется популярностью, так как расположен вблизи туалетов.
Модификации Boeing-787
На текущий момент Боинг предлагает своим покупателям три модификации самолета. Планировалась еще четвертая — 787-300, с укороченным радиусом действия (для Японских внутренних маршрутов), но ее производство было отменено в 2010 году.
- Boeing 787-8 (787-800). Базовая версия. Первой вышла на рынок и стала поставляться покупателям. Планировалась как замена Boeing 767-200ER и Boeing 767-300ER. Модель рассчитана на перевозку 242 пассажиров на расстояние в 13600 км.
- Boeing 787-9 (787-900). Данная модель имеет удлиненный на 6,1 м фюзеляж. Крылья не изменялись. Может перевозить до 280 человек на расстояние в 14140 км.
- Boeing 787-10 (787-1000). Разработка представлена 18 июня 2013 года на авиашоу в Ле-Бурже. При перевозке 330 пассажиров на расстояние более 11000 км, этот самолет планировался как конкурент таким моделям, как Boeing 777-200, Airbus A330 и Airbus A340. Для производства этого самолета пришлось увеличить крылья, сместить их относительно фюзеляжа. Также пришлось перенести шасси для уменьшения вероятности удара удлиненного хвоста о полосу.
Самолет и его модификации в итоге получились очень удачными. Лучший микроклимат при перелете, больший комфорт предоставляется пассажирам. Самолет как бы подталкивает вас к выбору этого борта при следующем полете.
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом самолета является использование большого количества композитных материалов — самолет стал гораздо легче.
За счет композитного фюзеляжа удалось добиться поддержания давления в полете на уровне 1800 м, в противовес обычным 2400 м. Для улучшения условий полета на борту, воздух компрессорами подается непосредственно из окружающей среды, а не от двигателей. Это снимает проблему сухости воздуха на эшелоне и повышает комфорт перелета. Так, например, стандартный уровень влажности воздуха в полете составляет 4 %, в 787-м влажность – 15%.
За счет применения новой формы заднего среза мотогондол («зубчиками»), удалось снизить шум самолета более, чем на 15%.
Широкополосная передача данных (ШПД) по радиоканалу позволяет борту сообщать наземным службам о параметрах полета в реальном режиме времени.
Применение автоматической системы, отклоняющей элероны при тряске, улучшило аэродинамику самолета и его поведение при турбулентности.
Однако нельзя не отметить, что авиационные власти США и Евросоюза в январе 2013 года остановили полеты самолета из-за неполадок с аккумуляторами. После разбирательства, в апреле 2013 года полеты были возобновлены.
Безопасность полетов Boeing-787
До настоящего времени не зафиксировано ни одной аварии или катастрофы с данным типом воздушного судна. Зафиксирован один летный инцидент в декабре 2012 года, связанный с отказом штатного генератора в полете. Самолет произвел экстренную посадку, никто не пострадал.