Эффективные зенитные самоходные установки типа «Сосна» созданы для того, чтобы удовлетворить требования противовоздушных оборонительных систем. В данной статье рассмотрим подробно ЗРК «Сосна», историю ее создания, состав и конструкцию, технические характеристики, перспективы и боевое применение.
ЗРК типа «Сосна» и ее колесный вариант
На данный момент дабы удовлетворить требования противовоздушных оборонительных систем, создаются эффективные зенитные самоходные установки типа «Сосна». Окончательная концепция уже рассмотрена и принята, но тщательные поиски полезных альтернатив продолжается.
Недавно, во время проведения мероприятия «Армия-2021» была продемонстрирована усовершенствованная «Сосна», базировавшаяся на колесной платформе БТР-82А.
Краткая история разработки ЗРК «Сосна»
Мысль создать облегченный вариант ЗРК зародилась еще в 1990 году. Шипунов А.Г., член Российской академии наук предложил разработать облегченный вариант техники, взяв за основу зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10» посредством внедрения оптико-электронной системы управления и лазерной системы наведения ракет.
Проектирование новой модели зенитно-ракетного комплекса началось еще в 2005 году и не прекращается по сегодняшний день. Впервые образец продемонстрировали в 2013 году на конференции о развитии техники противовоздушной обороны в г. Смоленск. Тогда же и прошли первые испытания.
Предполагалось, что ЗРК «Сосна» поступит на вооружение в 2017 году.
Основные задачи и цели комплекса
На первых этапах разработки комплекса инженеры преследовали цель улучшить боевой потенциал ЗРК «Стрела-10», а также увеличить его выносливость. С учетом этого были сформулированы главные принципы конструирования:
- В основу комплекса внедрили зенитную управляемую ракету модели «Сосна-10Р».
- Разработка нового управления ЗУР, ориентирующейся в луче лазера.
- Использование многоканальной оптико-электронной системы контроля вооружения, имеющей автоматическое управление и защиту от радиоэлектронных помех. Она должна работать практически в любую погоду и круглосуточно.
- Разработка двух режимов наведения огня – автоматического и полуавтоматического.
Кроме того, ракеты ЗРК «Сосна» стали более эффективными благодаря точному наведению на воздушную цель, использованию нескольких типов взрывателей (контактного и неконтактного лазерного с круговой диаграммой и за счет уменьшения полетного времени до цели посредством увеличения начальной скорости.
Особенности конструкции ЗРК «Сосна»
В качестве основы для машины используется легкобронированное многоцелевое шасси ЛТ-МБ отечественного плавающего бронетранспортера. При этом основные элементы ЗРК могут монтироваться как на пневмоколесную конструкцию, так и на гусеничный движитель. К тому же, ЗРК может выступать, как стационарная установка на суше, так и быть установлен на плавучих судах.
Главное требование к платформе – грузоподъемность не меньше 4 тыс. кг. В роле основы может выступать популярные транспортеры БМП-3, БМД-4 и БТР-82. В состав боевого модуля входят:
- механизмы питания и система наведения;
- оптико-электронная система управления;
- пакеты с 6 ракетами «Сосна-Р» в количестве 2 штук;
- цифровая вычислительная установка.
ЗУР располагается в специальных транспортно-пусковых контейнерах, которые не нуждаются в проверке в течение всего срока эксплуатации. При необходимости комплекс может быть выполнен в нескольких вариантах исполнения.
Технические характеристики ЗРК «Сосна»
Сочетание эффективной работы оптико-электронного управления и высоких характеристик ракеты позволяет увеличить радиус поражения ЗРК «Сосна». Тактико-технические характеристики новой модификации по сравнению с прототипом находятся на более высоком уровне.
ЗРК «Сосна» может идти в составе батареи (если, конечно, батареи тоже смешанного состава). В таком случае, за целеуказание будет отвечать командирская машина или пункт управления от батареи. Кроме того, ЗРК может сам наводиться на цели, применяя секторный поиск и функционируя в пассивном режиме, что затрудняет ее обнаружение.
Достоинства машины ЗРК «Сосна»
- большая результативность применения в бою как по высокоскоростным, так и низколетящим целям (включая вертолеты на подскоке и БПЛА);
- управляемый уровень автоматизации процесса работы в бою;
- возможность работы в бою круглосуточно и в тяжелых метеоусловиях;
- незаметный процесс приготовления к стрельбе и отличная живучесть;
- нет ограничений минимальной высоты для поражения летящей цели, возможно уничтожение наземной легкобронированной техники;
- отсутствие чувствительности к применяемым противником радиолокационным и оптическим средствам подавления;
- ведение стрельбы не только с места или с коротких остановок, но и в движении;
- незаметность полета ЗУР для средств защиты обстреливаемого летательного аппарата;
- относительно невысокая стоимость как боевой машины ЗРК, так и ЗУР.
Перспективы нового проекта
Судьба уже созданных вариаций ЗРК типа «Сосна» уже стала известна. Техника на базе МТ-ЛБ останется в состоянии опытной, а в серийное производство отправится модификация на шасси БМП-3. Уже в 2024-2025 году воздушно-десантные войска получат в распоряжение первые образцы «Птицеловов» на базе десантируемого БМД-4М.
Помимо этого, комплексы типа «Сосна» обладают огромными экспортными возможностями, и заказчики из других стран могут покупать ЗРК в различных вариантах и конфигурациях. Планы на новейшую модификацию колесной ЗРК на данный момент держат в секрете. Вероятно, ее сперва предложат на рассмотрение Минобороны РФ. Кроме того, образец такого ЗРК показали на зарубежном мероприятии, скорее всего, чтобы вызвать интерес у военных ведомств других государств. Если так, то техника на основе БТР-70 была призвана продемонстрировать потенциальную возможность создания «Сосны» не только на передовой базе, но и на более устаревших.
Планы создателей и Минобороны на зенитно-ракетные комплексы «Сосна» на базе БТР-82А не оглашались. Вероятно, что они необходимы для определения негативных и положительных сторон такой модификации, чтобы решить вопрос о дальнейшем будущем проекта. Если в целом, то разработка смотрится достаточно любопытно и запросто может обрести достойное место в российской армии, а также среди военных других государств.
Основные характеристики нового варианта «Сосны» определены унифицированной конструкцией боевого модуля с современной электронной оптической станцией и системами управления ведения огня, а также передовой ЗУР типа «Сосна-Р». Данные составляющие комплекса уже преодолели все этапы задуманных испытаний и доработок, после чего их стали смело рекомендовать для передачи в российскую армию. Это значит, что по своим боевым показателям колесные зенитки ничем не должны отличаться от прототипов и серийных обликов.
Как и прочие примененные варианты, шасси БТР-82А обладают высоким потенциалом в использовании и унификации. У армии России сформировался внушительный парк техники типов МТ-ЛБ, БМП-3 и БТР-82А, благодаря чему процесс создания разных модификаций зениток «Сосна» станет проще. Параллельно с этим колесная база новой серии или переделанная из устаревшего БТР-80 значительно удешевляет сборку и эксплуатацию техники. Колесная база во многом превосходит гусеничную. Прежде всего, более высокие показатели мобильности и скорости на дороге. На таком шасси «Сосна» способна сопровождать войска на в тылу и на передовой, также при переброске сил на внушительное расстояние. Колесный ЗРК может двигаться вместе с танковозами и прочей техникой, чтобы обеспечивать защиту от атаки с воздуха.
Следует отметить, что БТР-82А проигрывает в проходимости по пересеченной местности бронемашинам на гусеничном ходу. Вместе с этим, он абсолютно оправдывает все ожидания Минобороны, касательно техники в своем классе.
Это означает, что и ЗРК на его шасси соответствует выдвинутым требованиям в бою на различных ландшафтах. Из-за отличий и специфических характеристик, колесный вариант «Сосны» нельзя считать полноценной заменой гусеничного зенитно-ракетного комплекса. Но подобная техника может стать отличным дополнением ЗРК в определенных боевых условиях. Как в мотострелковых войсках успешно используют гусеничные БМП и колесные БРТ, так можно сочетать и различные типы техники для противовоздушной борьбы.
Туманное будущее
Из описанного выше становится ясно, что колесный вариант ЗРК типа «Сосна» кажется крайне интересным и перспективным проектом. Ключевым его положительным качеством выступает отличное сочетание передовой бронированной платформы и унифицированного стрелкового модуля. Такая техника во многом отличается от прочих усовершенствований данного типа ЗРК, что позволяет получить улучшенные тактические и технические характеристики, а также несет в себе немалые коммерческие возможности.
Вот только это не делает будущее ЗРК «Сосна», базирующегося на платформе БТР-82А, более конкретным и определенным. Разработка проекта велась совсем недавно и прототип еще не успел преодолеть все испытательные этапы. Помимо этого, потенциальные иностранные заказчики тоже не смогли более детально ознакомиться и изучить новейшую модификацию ЗРК, чтобы принять какие-то серьезные решения о заказах.
В любом случае широкий спектр применения готовых узлов будет очень полезным при таком сценарии развития техники. За счет этого снизится скорость проведения этапов испытаний и калибровки орудий, после чего уже можно будет принимать первые заказы на серийное производство. Но даже тогда судьба колесного варианта «Сосны» будет целиком зависеть от мнения российского Министерства обороны.