Зенитно-ракетный комплекс «Сосна», обзор и характеристика

ЗРК «Сосна»

Эффективные зенитные самоходные установки типа «Сосна» созданы для того, чтобы удовлетворить требования противовоздушных оборонительных систем. В данной статье рассмотрим подробно ЗРК «Сосна», историю ее создания, состав и конструкцию, технические характеристики, перспективы и боевое применение.

ЗРК типа «Сосна» и ее колесный вариант

На данный момент дабы удовлетворить требования противовоздушных оборонительных систем, создаются эффективные зенитные самоходные установки типа «Сосна». Окончательная концепция уже рассмотрена и принята, но тщательные поиски полезных альтернатив продолжается.

Недавно, во время проведения мероприятия «Армия-2021» была продемонстрирована усовершенствованная «Сосна», базировавшаяся на колесной платформе БТР-82А.

Краткая история разработки ЗРК «Сосна»

Мысль создать облегченный вариант ЗРК зародилась еще в 1990 году. Шипунов А.Г., член Российской академии наук предложил разработать облегченный вариант техники, взяв за основу зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10» посредством внедрения оптико-электронной системы управления и лазерной системы наведения ракет.

Зенитно-ракетный комплекс «Сосна»

Проектирование новой модели зенитно-ракетного комплекса началось еще в 2005 году и не прекращается по сегодняшний день. Впервые образец продемонстрировали в 2013 году на конференции о развитии техники противовоздушной обороны в г. Смоленск. Тогда же и прошли первые испытания.

Предполагалось, что ЗРК «Сосна» поступит на вооружение в 2017 году.

Основные задачи и цели комплекса

На первых этапах разработки комплекса инженеры преследовали цель улучшить боевой потенциал ЗРК «Стрела-10», а также увеличить его выносливость. С учетом этого были сформулированы главные принципы конструирования:

  • В основу комплекса внедрили зенитную управляемую ракету модели «Сосна-10Р».
  • Разработка нового управления ЗУР, ориентирующейся в луче лазера.
  • Использование многоканальной оптико-электронной системы контроля вооружения, имеющей автоматическое управление и защиту от радиоэлектронных помех. Она должна работать практически в любую погоду и круглосуточно.
  • Разработка двух режимов наведения огня – автоматического и полуавтоматического.

Кроме того, ракеты ЗРК «Сосна» стали более эффективными благодаря точному наведению на воздушную цель, использованию нескольких типов взрывателей (контактного и неконтактного лазерного с круговой диаграммой и за счет уменьшения полетного времени до цели посредством увеличения начальной скорости.

Особенности конструкции ЗРК «Сосна»

В качестве основы для машины используется легкобронированное многоцелевое шасси ЛТ-МБ отечественного плавающего бронетранспортера. При этом основные элементы ЗРК могут монтироваться как на пневмоколесную конструкцию, так и на гусеничный движитель. К тому же, ЗРК может выступать, как стационарная установка на суше, так и быть установлен на плавучих судах.

«Сосна»

Главное требование к платформе – грузоподъемность не меньше 4 тыс. кг. В роле основы может выступать популярные транспортеры БМП-3, БМД-4 и БТР-82. В состав боевого модуля входят:

  • механизмы питания и система наведения;
  • оптико-электронная система управления;
  • пакеты с 6 ракетами «Сосна-Р» в количестве 2 штук;
  • цифровая вычислительная установка.

ЗУР располагается в специальных транспортно-пусковых контейнерах, которые не нуждаются в проверке в течение всего срока эксплуатации. При необходимости комплекс может быть выполнен в нескольких вариантах исполнения.

Технические характеристики ЗРК «Сосна»

Сочетание эффективной работы оптико-электронного управления и высоких характеристик ракеты позволяет увеличить радиус поражения ЗРК «Сосна». Тактико-технические характеристики новой модификации по сравнению с прототипом находятся на более высоком уровне.

Пусковая установка

ЗРК «Сосна» может идти в составе батареи (если, конечно, батареи тоже смешанного состава). В таком случае, за целеуказание будет отвечать командирская машина или пункт управления от батареи. Кроме того, ЗРК может сам наводиться на цели, применяя секторный поиск и функционируя в пассивном режиме, что затрудняет ее обнаружение.

Достоинства машины ЗРК «Сосна»

  • большая результативность применения в бою как по высокоскоростным, так и низколетящим целям (включая вертолеты на подскоке и БПЛА);
  • управляемый уровень автоматизации процесса работы в бою;
  • возможность работы в бою круглосуточно и в тяжелых метеоусловиях;
  • незаметный процесс приготовления к стрельбе и отличная живучесть;
  • нет ограничений минимальной высоты для поражения летящей цели, возможно уничтожение наземной легкобронированной техники;
  • отсутствие чувствительности к применяемым противником радиолокационным и оптическим средствам подавления;
  • ведение стрельбы не только с места или с коротких остановок, но и в движении;
  • незаметность полета ЗУР для средств защиты обстреливаемого летательного аппарата;
  • относительно невысокая стоимость как боевой машины ЗРК, так и ЗУР.

Перспективы нового проекта

Судьба уже созданных вариаций ЗРК типа «Сосна» уже стала известна. Техника на базе МТ-ЛБ останется в состоянии опытной, а в серийное производство отправится модификация на шасси БМП-3. Уже в 2024-2025 году воздушно-десантные войска получат в распоряжение первые образцы «Птицеловов» на базе десантируемого БМД-4М.

Помимо этого, комплексы типа «Сосна» обладают огромными экспортными возможностями, и заказчики из других стран могут покупать ЗРК в различных вариантах и конфигурациях. Планы на новейшую модификацию колесной ЗРК на данный момент держат в секрете. Вероятно, ее сперва предложат на рассмотрение Минобороны РФ. Кроме того, образец такого ЗРК показали на зарубежном мероприятии, скорее всего, чтобы вызвать интерес у военных ведомств других государств. Если так, то техника на основе БТР-70 была призвана продемонстрировать потенциальную возможность создания «Сосны» не только на передовой базе, но и на более устаревших.

Боевая техника

Планы создателей и Минобороны на зенитно-ракетные комплексы «Сосна» на базе БТР-82А не оглашались. Вероятно, что они необходимы для определения негативных и положительных сторон такой модификации, чтобы решить вопрос о дальнейшем будущем проекта. Если в целом, то разработка смотрится достаточно любопытно и запросто может обрести достойное место в российской армии, а также среди военных других государств.

Основные характеристики нового варианта «Сосны» определены унифицированной конструкцией боевого модуля с современной электронной оптической станцией и системами управления ведения огня, а также передовой ЗУР типа «Сосна-Р». Данные составляющие комплекса уже преодолели все этапы задуманных испытаний и доработок, после чего их стали смело рекомендовать для передачи в российскую армию. Это значит, что по своим боевым показателям колесные зенитки ничем не должны отличаться от прототипов и серийных обликов.

Как и прочие примененные варианты, шасси БТР-82А обладают высоким потенциалом в использовании и унификации. У армии России сформировался внушительный парк техники типов МТ-ЛБ, БМП-3 и БТР-82А, благодаря чему процесс создания разных модификаций зениток «Сосна» станет проще. Параллельно с этим колесная база новой серии или переделанная из устаревшего БТР-80 значительно удешевляет сборку и эксплуатацию техники. Колесная база во многом превосходит гусеничную. Прежде всего, более высокие показатели мобильности и скорости на дороге. На таком шасси «Сосна» способна сопровождать войска на в тылу и на передовой, также при переброске сил на внушительное расстояние. Колесный ЗРК может двигаться вместе с танковозами и прочей техникой, чтобы обеспечивать защиту от атаки с воздуха.

Следует отметить, что БТР-82А проигрывает в проходимости по пересеченной местности бронемашинам на гусеничном ходу. Вместе с этим, он абсолютно оправдывает все ожидания Минобороны, касательно техники в своем классе.

Полевые учения

Это означает, что и ЗРК на его шасси соответствует выдвинутым требованиям в бою на различных ландшафтах. Из-за отличий и специфических характеристик, колесный вариант «Сосны» нельзя считать полноценной заменой гусеничного зенитно-ракетного комплекса. Но подобная техника может стать отличным дополнением ЗРК в определенных боевых условиях. Как в мотострелковых войсках успешно используют гусеничные БМП и колесные БРТ, так можно сочетать и различные типы техники для противовоздушной борьбы.

Туманное будущее

Из описанного выше становится ясно, что колесный вариант ЗРК типа «Сосна» кажется крайне интересным и перспективным проектом. Ключевым его положительным качеством выступает отличное сочетание передовой бронированной платформы и унифицированного стрелкового модуля. Такая техника во многом отличается от прочих усовершенствований данного типа ЗРК, что позволяет получить улучшенные тактические и технические характеристики, а также несет в себе немалые коммерческие возможности.

Вот только это не делает будущее ЗРК «Сосна», базирующегося на платформе БТР-82А, более конкретным и определенным. Разработка проекта велась совсем недавно и прототип еще не успел преодолеть все испытательные этапы. Помимо этого, потенциальные иностранные заказчики тоже не смогли более детально ознакомиться и изучить новейшую модификацию ЗРК, чтобы принять какие-то серьезные решения о заказах.

В любом случае широкий спектр применения готовых узлов будет очень полезным при таком сценарии развития техники. За счет этого снизится скорость проведения этапов испытаний и калибровки орудий, после чего уже можно будет принимать первые заказы на серийное производство. Но даже тогда судьба колесного варианта «Сосны» будет целиком зависеть от мнения российского Министерства обороны.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: