Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Блоги

 

Рыцари далекого неба

Дмитрий Сергеев
Ноя 18, 2014
Рыцари далекого неба
Самолет-заправщик Ил-78 (справа) и самолет дальней авиации Ту-160 во время репетиции воздушной части Парада Победы в Москве в 2014 году. Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Дальняя авиация России в декабре этого года отметит столетие со дня основания. Эскадра тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», созданная в 1914 году, положила начало главной ударной силе Военно-воздушных сил, одному из трех китов стратегических ядерных сил России. В преддверии юбилея «Армия сегодня» начинает публиковать материалы о судьбе летчиков дальней авиации. Сегодня воспоминаниями делится генерал-майор Валдис Алкснис.


Про Гагарина

— Моя служба в Вооруженных силах началась в 1961 году. Выбор дальнейшего пути был напрямую связан с событием, которое взбудоражило весь советский народ. Полет в космос Юрия Алексеевича Гагарина вдохновил многих мальчишек пойти в летные училища, и я не стал исключением. У нас в семье летчиков не было. Правда, троюродный брат отца – Яков Иванович Алкснис – в 1931 году был назначен на должность командующего ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии, но я его не знал и никак не был с ним связан.


Отбор в летные училища в те времена был по-настоящему жестким: поступали 1700 человек, а приняли всего 168. Многие уходили по состоянию здоровья, кто-то не справлялся с интенсивностью обучения.


Закончив в 1965 году Тамбовское высшее военно-авиационное училище, я летал в Приморье: Воздвиженке, Спасске-Дальнем. Спустя время меня назначили командиром корабля в город Белая Церковь под Киевом, где я освоил Ту-16. В 1975 году перевели в гарнизон Прилуки – первый, где появились бомбардировщики Ту-160. В восьмидесятых я приехал служить заместителем командира дивизии в Энгельс. Был заместителем командующего 46-й воздушной армией в Смоленске, где и завершил службу.


Про самолеты

В училище мы летали на Як-18, а потом наш курс в качестве эксперимента первым перешел на Ил-28. После я летал не только на Ту-16, но и на самолете Мясищева (М-4), на Ил-78, а в качестве ознакомительных полетов – на Ту-95МС и Ту-22М3. Каждый самолет по-своему хорош и уникален; коротко об этом не расскажешь.


Пожалуй, все знают, что дальняя авиация способна нести ядерное оружие. Однако на самом деле с атомными бомбами на борту в последнее время никто не летает. Берем так называемые имитаторы – это не простые болванки, на них очень сложные электронные системы, которые повторяют все схемы реальной ракеты. На них экипаж и отрабатывает соответствующие навыки. А так, конечно, участвуем в учениях, применяем обычные авиабомбы.


Про экипаж

Дальников от всех остальных отличает более дружный и тесный коллектив. Понимание экипажа как воздушного братства, единого организма для нас особое. Сплоченности людей помогают, в первую очередь, самолеты: на Ту-16 летают шесть человек, на М-4 – 8-9 человек, на Ил-78 – тоже восемь, на Ту-22М3 – четверо.


Обращение ко всем одинаково уважительное и, главное — на равных. Нет школярства, как, например, в Сухопутных войсках. И никогда ни за что не бывает такого общения, знаете, свысока, с задранным носом. На старых самолетах с нами летали и рядовые – командиры огневых установок или стрелки-радисты. В воздухе, по существу, было неважно, майор ты или полковник.


У летчиков дальней авиации перегрузок нет, но трудность в другом – мы достаточно длительное время проводим в воздухе. Например, у меня были полеты по 17 часов. Два года назад, в 2012 году, Ту-95МС, поднявшиеся с авиабазы Украинка, провели в воздухе 42 часа 42 минуты!


Про бытовые условия

Современные самолеты Ту-160, Ил-78 обладают всеми необходимыми условиями: есть туалет, можно разогреть еду и вскипятить чай. На старых самолетах ничего этого не было, но мы как-то обходились, терпели. Ели сухие пайки: открывали консервы, пили виноградный сок.


Туалетов в самолетах не было отнюдь не потому, что конструкторы не могли их учесть в проектах. Просто основным лозунгом было – больше полезной нагрузки и дольше в воздухе. А если болтается что-то лишнее, то эти характеристики, понятное дело, становятся чуть хуже.


Курить в полете, разумеется, нельзя, все-таки высота очень большая – 12–13 тысяч метров. А Ту-160 могут подниматься и до 18 километров над землей. На таких высотах нужны спецкостюмы и кислородные маски, что уж говорить о сигаретах.


Про холодную войну

Все бомбардировщики действительно были символами холодной войны. Наши аэродромы находились только на территории Союза, иностранные пилоты нас действительно сопровождали на своих самолетах, следили за нами. Непривычно, когда первый раз видишь за стеклом кабины чужой истребитель на расстоянии буквально десятка метров, но потом ко всему привыкаешь.


Такие полеты способствовали своеобразному общению – бывало, дружески помашем друг другу руками из кабин. Радиочастоты не совпадали, так что в эфире перекинуться словом было невозможно. Но они подходили очень близко — можно было увидеть лица летчиков. И могу вас заверить, что никакой «классовой» злости не было. Небо общее, его законы одинаково важны для всех. Мы друг друга рассматривали как достойных противников, но не как врагов.


Про мастерство

Думаю, что мастерство современных летчиков выросло. Им приходится иметь дело с гораздо более совершенным оборудованием. Хорошо, что обновляют технику: идет замена электронной начинки самолетов, поставляется новое ракетное вооружение. Плохо то, что не поступают новые двигатели для Ту-22М3 и Ту-160. Их делает самарское предприятие «Кузнецов», но процесс обновления идет слишком медленно.


Сейчас еще нет проблем с топливом. Вот лет 15–20 назад был полный развал. Кстати, в 1995 году дальняя авиация выполняла задачи в Чечне – но об этом разговор особый, как-нибудь в другой раз.


Про семью

Я встретил свою жену, Татьяну Федоровну, в Воздвиженке Приморского края. Там и поженились в мае 1967 года. Супруга постоянно со мной, все гарнизоны объездила. Мы 48-й год вместе, выдержали 14 переездов по стране. Это примерно как семь пожаров пережить. У многих, конечно, сил на такое не хватает – кто как настроен.


У меня одна-единственная дочь, музыкальный работник. А внук сейчас летает помощником командира корабля на самолете Ил-78 в Рязани. Началось все так: в 2005 году я взял его на авиасалон МАКС в подмосковном Жуковском. Обязательно езжу туда каждые два года. Там, в Школе летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени Громова, у нас состоялась очень теплая встреча однокашников. Возглавлял школу заслуженный летчик Владимир Кондратенко, который к тому времени руководил ею 23 года. Были демонстрационные полеты, потом пришли летчики, пообщались, сфотографировались с нами всей группой... С тех пор внук и заболел авиацией.


Про жизнь

Я живу в Смоленске, до сих пор работаю в группе генералов-инспекторов. Мы, летчики с опытом, помогаем молодым командирам растить молодежь, подбираем кадры, рассказываем об авиации, все разъясняем. Я лично отобрал в позапрошлом году шесть человек, в прошлом году – восемь. Парни поехали поступать в Краснодарское авиационное училище.


Отпросился с работы, чтобы приехать в Москву на открытие памятника воинам-дальникам в сквере Девичьего поля. Вообще, мы ежегодно проводим апрельские встречи однополчан, сослуживцев.


Есть в дальней авиации и свои легенды. Вот, например, Петр Степанович Дейнекин, генерал армии, экс-главком ВВС. Или Василий Васильевич Решетников. Мы его зовем Батей. Ему почти 95 лет! Герой Советского Союза. Опыт у него колоссальный, душевные качества поразительные. С 1969 по 1980 год он был главнокомандующим Военно-воздушных сил СССР. День рождения Василий Васильевич будет отмечать как раз 23 декабря – в день столетия дальней авиации.








































Все знают, что дальняя авиация способна нести ядерное оружие, но на самом деле с атомными бомбами на борту в последнее время никто не летает.

Текст сообщения*

Возврат к списку

В других рубриках

Карьера и образование
Андрей Иванович и его кадеты
Н. Александров 02.12.2014
Оборона
Увидеть все
Дмитрий Сафонов 01.12.2014
Спорт
Держим спину!
Анна Богданова 01.12.2014
Культура
Шпионы и разведчики
Михаил Котов 28.11.2014
Спорт
Проверка на прочность
Анна Богданова 28.11.2014
Культура
Невыдуманные истории о русских моряках
М. Патраш 27.11.2014