Медицинский автобус эпохи войны ГАЗ-55, описание техники

Автобус ГАЗ-55

Предвоенные годы в СССР происходила интенсивная моторизация армейских подразделений, которая не смогла обойти санитарные службы. Предложенные в качестве санитарных автомобилей коммерческие грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5 оказались совершенно непригодными для эвакуации раненных и больных.

Ситуацию смогли исправить только созданием специального медицинского автобуса ГАЗ-55, который использовали как армейские, так и гражданские медицинские службы.

История создания

Накопленный в РККА к середине 30-х опыт эксплуатации грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 выявил их полную непригодность для вывоза с поля боя раненных, особенно в тяжелой форме. Поэтому к 1938 году на ГАЗе под руководством конструктора Ю.Н.

Сорочкина, была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Его задняя ось была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырех гидроамортизаторах рычажного типа. Машина получила индекс ГАЗ-55 (армейский индекс М-55).

В ее салоне можно было перевозить либо четырех лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.

История создания

В 1942 г. конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. Вместо двух фар, как и все автомобили военного времени ГАЗ-55 оснащали лишь одной (левой), тормоза действовали только на заднюю ось.

Конструкция ГАЗ-55

Лонжеронную раму лестничного типа изготавливали по штамповочной технологии. К передней части рамы крепили силовую установку. Бензиновый двигатель, состоявший из четырех цилиндров, имел рядное строение. Рабочий объем составлял 3,28 литра, а максимальная мощность достигалась при 2,8 тысячах оборотах и составляла 50 лошадиных сил. Мотор работал вкупе с четерехскоростной МКПП (три передние, одна задняя передачи).

За охлаждение силовой установки отвечал водяной радиатор, находящийся перед ней. Топливный бак разместили за торпедой над коленями пассажира. Такое устройство обеспечило самотечную подачу бензина в карбюратор. Запуск двигателя осуществлялся электростартером. Электрооборудование работало под напряжением шесть вольт. Мощности двигателя хватало для разгона до 70 км/ч, что для 40-50х годов прошлого столетия считалось хорошим показателем.

Конструкция

Традиционно к раме присоединяли задний и передний мосты. Для крепления переднего моста использовали один поперечный полуэллиптический рессор и пару рычажных гидравлических амортизаторов односторонненого действия. Два продольных рессора кантилеверного типа использовали для крепления заднего моста к рамной конструкции.

В устройство задней оси включили главную передачу, которую интегрировали в работу коробки передач с помощью карданного вала. Карданный вал получил сложную конструкцию: устанавливался в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи.

Оси получили разные колеса. Вперед устанавливали резиновые шины 6,5-20, а назад — двускатные колеса дискового типа с резиновыми шинами такого же размера. Механическая тормозная система действовала на все колеса (до начала ВОВ). В основе работы лежал тросовый привод. Также присутствовал ручной тормоз, блокирующий колеса задней оси.

Каркас кузова делали из дерева. Снаружи его отделывали листовой сталью, а внутреннюю отделку собирали из листов фанеры. Зону водителя отделили от санитарного отсека перегородкой. Салон обогревался с помощью выхлопных труб. Для преобразования тепла от них использовали два калорифера. Они находились на полу и маскировались лавками. Для поддержания свежести воздуха внутри кузова экипаж пользовался вентиляционной системой. Она состояла из трех вентиляторов: два втягивали воздух, один — вытягивал. Вентиляторы находились в крыше. Ярусное строение позволяло вмещать до трех раненных солдат.

Для освещения дороги в темноте водитель использовал пару электрических фар (после начала ВОВ только одну левую). ИХ вместе с клаксоном крепили на балку, установленную между передними крыльями. Для очищения лобового стекла от грязи и осадков шофер использовал один стеклоочиститель. Он трубкой соединялся с входным коллектором карбюратора, благодаря чему активировался вакуумный привод и стеклоочиститель приводился в рабочее состояние.

Передний бампер строили из двух стальных балок. Он справлялся с задачей защиты транспорта от мелких повреждений. Зеркало заднего вида устанавливали на левую стойку кабины. Для упрощения посадки конструкторы добавили подножки в устройство, представляющие собой единую конструкцию с передними крыльями.

ГАЗ-55, которыми пользовались в гражданской медицине, красили в белый, серый и песочный цвета. Для военной отрасли кузов покрывали специальной краской защитного цвета. Над кабиной на крыше находился сигнализирующий фонарь с крестом. Его включали во время срочных выездов, чтобы водители встречных автомобилей уступали дорогу.

Каркас кузова делали из дерева

В кабине машины напротив водителя находилась приборная панель, состоявшая из оптического указателя уровня топлива, амперметра и спидометра. Слева от панели размещался замок зажигания. Внешняя подсветка индикаторов представляла собой небольшую лампочку, находящуюся вверху щитка.

В основу устройства рулевой системы входили глобоидальный червяк и двойной ролик. Передаточное число рулевого механизма — 16,6. Кнопка звукового сигнала и переключатель света находились в центральной части четырехспицевого руля.

За рулем инженеры расположили два рычага. Первый отвечал за регулировку опережения зажигания, а второй — за фиксацию положения дроссельной заслонки карбюратора. Чуть выше педали газа установили специальную гашетку, которую водитель использовал для запуска двигателя. Для правой ноги шофера сделали специальную опору для повышения комфортабельности рабочих условий.

Технические параметры и аналоги

Ближайшим аналогом советской санитарной машины ГАЗ-55 является немецкий Sd.Kfz.31, построенный на шасси 1,5-тонного грузовика Adler. Плюсом немецкой машины стал усовершенствованный 6-цилиндровый двигатель, который имел меньший рабочий объем. Более прогрессивная система газораспределения и питания снизила расход бензина, что положительно сказалось на запасе хода.

  ГАЗ-55 Sd.Kfz.31 Granit 25Н
Мощность двигателя, л.с. 50 60 50
Запас хода, км 215 400 430
Максимальная скорость, км/ч 75 80 85

Другим вариантом немецкой санитарной машины стал Phaenomen Granit 25, который поставлялся с приводом на все колеса или только на задний мост. Автомобиль оснащался закрытым деревянным кузовом. Вместимость германских машин не отличалась от советского ГАЗ-55.

Автобус ГАЗ-55, ставший первым по-настоящему массовым санитарным автомобилем СССР, спасшим тысячи жизней людей во время войны. Тем более обидно, что ни одного подлинного автобуса до наших дней не сохранилось. Представленные в музеях машины являются новоделами (изготовленными с массой ошибок). При этом до наших дней не дошло даже технической документации на машину, которая была уничтожена вместе со всем архивом ГЗА в 70-е годы.

Оригинальные автобусы ГАЗ-55 можно увидеть только в фильмах, снятых сразу после войны.

В их число входит «Повесть о настоящем человеке» (1948 г.) или лента «Сталинградская битва», вышедшая в прокат в 1949 году.

Технические параметры

В знаменитой комедии Л. Гайдая «Кавказская пленница» фигурирует автобус, очень похожий на ГАЗ-55, но он таковым не является. Машина является творчеством какого-то ремонтного завода или автобазы на основе бортового шасси ГАЗ-АА, на котором сохранена даже оригинальная кабина. Позднее автомобиль был выкуплен «Мосфильмом» у владельца, снимался в фильме «Весна на Одере», но затем его следы теряются.

Применение

Автомобиль хорошо зарекомендовал себя на фронтовых дорогах. В отличие от стандартных грузовиков, также применявшихся для вывоза раненных, ГАЗ-55 плавно, без подскоков и виляний преодолевал разбитые фронтовые дороги. Его не так сильно трясло на кочках и ямах, значительно меньше раскачивало на ухабах. При помощи ГАЗ-55 с полей сражений в госпитали было эвакуировано значительное количество раненых военнослужащих, тем самым спасено много жизней. У фронтовиков ГАЗ-55 заслужил прозвище «фронтовая неотложка».

Вопреки распространенному мнению, что один из автомобилей ГАЗ-55 представлен в экспозиции музея на Поклонной горе (Москва), этот автомобиль не имеет ничего общего с ГАЗ-55 и является санитарным автомобилем на базе ГАЗ-А, изготовленным на Горьковском автозаводе. На данный момент единственный уцелевший экземпляр отреставрирован и находится в Музее автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: