В последние года можно заметить, как политика Российской Федерации в военно-морской области претерпела существенные изменения. Теперь она предусматривает деятельность ВМФ по защите национальных интересов в различных районах Мирового океана. От возможностей по высадке морского десанта зависит эффективность действий сил флота.
Для десантирования в удаленных районах всегда требуются крупнотоннажные средства перевозки. Данные задачи возлагаются на большие десантные корабли, и одним из новейших представителей этого класса является БДК проекта 11711 «Иван Грен». Рассмотрим его более подробно, а так же продолжение данной серии судов БДК «Петр Моргунов».
- История появления БДК проекта 11711
- Строительство больших десантных кораблей проекта 11711
- Особенности конструкции
- Компоновка корпуса
- Силовая установка
- Электрооборудование
- Особенности проекта 11711
- Вооружение
- Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей
- Достоинства и недостатки
- Стоимость
- БДК «Петр Моргунов» — продолжение проекта
История появления БДК проекта 11711
Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.
Все старые десантные суда, которые были сделаны ещё в СССР, не могли вместить достаточное количество морских пехотинцев, поэтому в 1998 году Невское проектно-конструкторское бюро получило техническое задание на разработку судов подобного типа. Изначально, специальное десантное судно предполагалось сделать небольшим. Использовать его предполагалось на Чёрном и Балтийском морях.
Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.
Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:
- Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
- Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
- Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
- На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.
Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.
Строительство больших десантных кораблей проекта 11711
Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.
Проект 11711 в полной мере испытал на себе последствия экономического кризиса в России. Заказчик проекта и подрядчик долго не могли придти к согласованному решению. Главной проблемой было недостаточное финансирование проекта. Хотя необходимые деньги на очередной этап работы часто выделялись в полном объёме, последствия инфляции значительно уменьшали эти суммы.
Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.
В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.
Хотя корабль «Иван Грен» должен был быть готов в конце 2013 года, свой первый полноценный выход в море он совершил только летом 2016 года.
Особенности конструкции
Главным отличием кораблей проекта 11711 от старых советских БДК является принципиально иная схема десантирования. «Тапиры» высаживали морскую пехоту и боевую технику при помощи рампы, подходя так близко к берегу, насколько это было возможно по условиям местности. «Иван Грен» в ходе десантирования может оставаться на значительном удалении от среза воды. Высадка техники при этом происходит по понтонной «переправе», соединяющей БДК с берегом.
Такая схема позволяет гарантировать десантирование танков, которое ранее было возможно лишь при благоприятных обстоятельствах. Многие иностранные десантные корабли освоили этот способ высадки достаточно давно, но российские БДК до сих пор подобных способностей не имели.
Компоновка корпуса
Главным внутренним помещением кораблей проекта 11711 является сквозной грузовой трюм, проходящий по всей длине корпуса. Закрывающие его передняя и задняя аппарели позволяют осуществлять высадку в любую сторону. Оборудование для неконтактного десантирования с использованием инженерных понтонов размещено в носовой части корпуса, имеющей довольно характерную изогнутую форму.
На верхней палубе имеется две надстройки – носовая пятиярусная и кормовая четырехярусная. Между ними расположены два крана, которые используются при выгрузке на причальную стенку лёгкой бронетехники и грузовых автомобилей (перевозить их можно как в десантном трюме, так и на верхней палубе).
Внутри кормовой надстройки расположен вертолетный ангар с выдвижной частью, а непосредственно за ним – небольшая полетная площадка. Места на борту хватает для двух винтокрылых машин, однако их одновременное использование едва ли можно будет осуществить. «Штатно» большие десантные корабли проекта 11711 оснащаются одним вертолетом Ка-29.
Помимо ангара, в кормовой надстройке расположен пост управления полетами, медицинский блок, часть вентиляционной системы машинного отделения и подбашенные помещения артустановок.
Антенны радиолокационной станции и связи установлены на крыше носовой надстройки, а на её верхнем ярусе находится ходовой мостик. На других «этажах» имеется целый ряд служебных и жилых помещений, в том числе столовая и спортивный зал. Десантные кубрики достаточно просторны, в них установлены трёхъярусные кровати, обеспечивающие размещение трёхсот человек.
Значительную часть верхней палубы занимает большой грузовой люк, закрывающийся четырьмя створками. Помимо своей основной функции, он является частью вентиляционной системы трюма, позволяя своевременно удалять выхлопные газы, создаваемые двигателями бронетехники, запущенными непосредственно перед десантированием.
Силовая установка
Большой десантный корабль проекта 11711 приводится в движение двумя гребными винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату ДРРА3700, состоящему из следующих основных элементов:
- Дизельный шестнадцатицилиндровый двигатель 10Д49;
- Реверс-редуктор РРП6000;
- «Пурга-11», электронная система, осуществляющая управление агрегатом.
Совокупная мощность силовой установки составляет 10 400 лошадиных сил.
Электрооборудование
Основным источником электроэнергии для кораблей проекта 11711 являются дизель-генераторы АДГ-1000НК. Всего их на борту четыре штуки, размещены они попарно в носовом и кормовом машинных отделениях. Потребителями являются различные исполнительные устройства, осветительное, радиолокационное и навигационное оборудование, аппаратура связи, а также система размагничивания.
Особенности проекта 11711
В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.
Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.
Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).
При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.
Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.
Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.
Есть также возможность высадки с помощью двух десантных катеров и двух многоцелевых вертолетов Ка-29.
Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
ДРРА3700 имеет в своем составе:
- 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
- виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
- реверсивный редуктор РРП6000;
- цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме.
Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.
Вооружение
В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.
В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.
Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.
ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» – двухавтоматная установка с возможностью применения одного или двух автоматов одновременно. Ее скорострельность достигает 10 тыс. выс./мин. Управление стрельбой осуществляется системой «Вымпел-АМ2» по данным РЛС МР-123АМ2.
Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».
Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей
Проект | 11711 | 1171 | 775М | Тип 072-III (Китай) |
Год выпуска | 2018 | 1964–1975 | 1974–1991 | 2003–2005 |
Водоизмещение – стандартное – полное |
5000* | 3040 4360 |
2768 4080 |
3430 4170 |
Размерения – длина – ширина – осадка |
120 6,5 3,6 |
113 15,6 4,15(6,15) |
112,5 15 3,7 |
119,5 16,4 2,8 |
Скорость | 18 | 16 | 17,5 | 18 |
Дальность | 3500 (на скорости 16 уз.) | 4800 (12 уз.) | 3500 (16 уз.) 4000 (12 уз.) |
3000 (14 уз.) |
Автономность, сут. | 30 | 20 | 30 | 30 |
Экипаж, чел. (офицеров) | 100 | 69 55 (5) | 87(8) | 104 |
ГЭУ | 2 Д × 5200 л.с. | 2 Д × 4500 л.с. | 2 Д × 9600 л.с. | 2 Д × 4745 л.с. |
Вооружение | 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»; 2×6 30-мм АК-630; 2 × 14,5 мм МТПУ «Жало» |
1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б, 2 × 2 25-мм автомата 2M-3M; 2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС) |
1 АК-176; 2 × АК-630М; 2 × РСЗО А-215 «Град-М» (320 НУРС); 2 × ПЗРК «Стрела-3» |
1×2 37-мм АУ Tип 76F; ПЗРК |
Десантовместимость: – ОБТ / БТР – десантников |
13 / 36 300 |
20 / 47 440 |
10 /12 340 |
10/н.д. 120 |
Авиация | 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» | нет | нет | верт. площадка |
Построено | 1 | 14 | 28 | 9 |
В строю | 1 | 4 | 16 | 9 |
В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.
От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).
Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.
По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.
Достоинства и недостатки
Учитывая острую нехватку в ВМФ десантных кораблей, основным достоинством БДК проекта 11711 следует признать уже сам факт постройки и ввода в эксплуатацию «Ивана Грена». Из других преимуществ можно отметить:
- Возможность «бесконтактного» десантирования и доставки грузов на неподготовленное побережье;
- Заметно улучшившиеся условия размещения для экипажа и десантников;
- Возможность коммерческого использования корабля;
- Современное электронное и навигационное оборудование.
Основным недостатком кораблей этого проекта остается их недоработанность. В конструкцию внесено множество изменений, но заказчик и сейчас не вполне доволен результатами. Из других негативных качеств можно отметить:
- Невозможность использования корабля для передового и лучшего в данный момент загоризонтного способа десантирования;
- Слабость вооружения. Корабль не способен не только поддержать десант, но и защитить самого себя;
- Малые размеры ангара и взлетной площадки.
Последний из этих недостатков, вероятно, будет устранен на третьем и четвертом по счету кораблях серии.
Тем не менее особых восторгов этот БДК всё же не вызывает. «Идейно» он относится к 80-90-м годам прошлого века и значительно отстает от своих иностранных конкурентов, находящихся на вооружении различных стран НАТО.
Стоимость
Стоимость корабля проекта 11711 составила около 160 миллионов долларов (5 миллиардов на 2012 год), что несколько многовато, для корабля не имеющего дорогостоящего оборудования.
Из недостатков кораблей данного проекта, можно выделить очень маленькую посадочную палубу, рассчитанную на 2 вертолета Ка-29.
БДК «Петр Моргунов» — продолжение проекта
БДК «Петр Моргунов» — российский большой десантный корабль проекта 11711, второй корабль серии. Принят в состав Северного флота ВМФ ВС России, причислен к 121-й бригаде десантных кораблей город Североморск.
Корабль получил наименование «Петр Моргунов» в честь первого кавалера ордена Нахимова I степени, начальника береговой обороны Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны генерал-лейтенанта Петра Алексеевича Моргунова.
Проектирование корабля было начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году на Невском Проектно-Конструкторском бюро в Санкт-Петербурге. Изначально предполагалось создание корабля небольшого водоизмещения, способного осуществлять переходы внутренними водными путями, но это требование было снято ВМФ еще на этапе проектирования и корабль перешел в класс больших десантных кораблей (БДК) с водоизмещением более 5000 тонн и возможностями транспортировки усиленного батальона морской пехоты с техникой и высадки его на перевозимых с собой понтонах.
Отметим, что дополнительно предполагалось базирование на корабле двух транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29. Техническое задание на проектирование менялось три раза, а велось проектирование шесть лет.
БДК «Петр Моргунов» был заложен 11 июня 2015 года на судостроительном заводе «Янтарь». Спущен на воду 25 мая 2018 года. На момент спуска готовность корабля была около 70 %. Заселен экипажем в марте 2019 года.
Начало швартовных испытаний планировалось на март 2019 года, начало ходовых испытаний — на июнь 2019 года, однако фактически же швартовные испытания начались 15 ноября, а ходовые 13 декабря 2019 года. Поднятие флага и приемка в состав Северного флота ВМФ России произошла 23 декабря 2020 года.
Новый БДК «Петр Моргунов», как и однотипный «Иван Грен», является достаточно удачным современным кораблем, он имеет свои достоинства и недостатки, но в целом соответствует требованиям ВМФ России.