Ту-300, имеющий название по кодификации «Коршун-У», представляет собой советский и российский ударный тактический беспилотный летательный аппарат. Его разработали конструкторы из ОКБ имени Туполева. Первый полет опытного образца состоялся в 1991 году.
Главным предназначением БПЛА Ту-300 является ведение воздушной разведывательной деятельности и обнаружение, уничтожение наземных целей и объектов.
История создания
В 1982 году в Советском Союзе ВВС предложили начать разработку ударного тактического БПЛА (кодовое обозначение «Коршун»). Изначально реализовать проект доверили ОКБ имени Сухого, но после проведения первых работ, спустя год, проект перенаправили в ММЗ «Опыт» под руководством ОКБ Туполева. Решение было принято из-за огромного опыта в создании удачных беспилотных аппаратов, в частности разведчиков Ту-141 и Ту-143. Конструкторы индексировали проект как 300 с обозначением «Коршун-У». Следует отметить, что сразу думали об использовании предыдущих моделей в качестве базовых, но после пересмотрели решение и перешли к разработке уникального беспилотника Ту-300.
Обеспечивающее наземное оборудование разработанного БПЛА унифицировали с аналогичным в Ту-141 и Ту-241. В начале 90-х годов спроектировали первый опытный летающий экземпляр. В 91 году начали проводить летные испытания. Данный воздушный аппарат довольно-таки активно продвигался на МАКС (Международный авиационный космический салон), который проводился в Жуковском. Но из-за последующих событий и отсутствия достаточной финансовой поддержки проект тактического ударного БПЛА Ту-300 пришлось заморозить.
В 2007 году, благодаря агентству «Интерфакс», появилась информация о заморозке и возобновлении работ по беспилотнику. Также стало известно, что общая схема планера, главные конструктивные решения и наземная аппаратура поддержки остаются неизменными, что должно соответствовать заданным параметрам еще в 90-х годах разведчику с возможностями обнаружения и уничтожения вражеских целей. За повышение технических характеристик и силовой установки будут отвечать новые двигатели, современная авионика и радиотехническая аппаратура.
Помимо этой информации, было оглашено о создании БПЛА средней дальности влияния – БАК СД, для которого базовой моделью станет почти готовый беспилотный аппарат Ту-300.
Особенности конструкции БПЛА Ту-300
Ту-300 построен по аэродинамической схеме бесхвостки с треугольным низкорасположенным крылом малого удлинения. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж круглого сечения с переходом в овальное в районе установки маршевого двигателя. По всему размаху задней кромки крыла расположены элевоны. В передней части фюзеляжа установлено ПГО. Силовая установка состотит из ТРД. Воздухозаборник двигателя расположен над фюзеляжем. В носовой части фюзеляжа размещается радио- и оптико- электронная аппаратура, обеспечивающая целевое применение самолета. Боевая нагрузка может размещаться в фюзеляжном грузоотсеке и на подфюзеляжном узле внешней подвески.
Шасси у беспилотника не предусмотрено. Старт производится из транспортно-пускового контейнера с автомобильного шасси, с использованием 2-х твердотопливных ускорителей. Посадка осуществляется с помощью парашютной системы, размещенной в хвостовом отсеке.
Технические характеристики БПЛА Ту-300
Модификация | Ту-300 |
Высота, м | |
Масса, кг | 3000 |
Тип двигателя | 1 ТРД |
Тяга, кгс | 1 х |
Крейсерская скорость, км/ч | 950 |
Практическая дальность действия, км | 200-300 |
Практический потолок, м | 6000 |
Минимальная высота полета, м | 50 |