Самолет Ан-74– «чебурашка» или «угольщик»

Самолет Ан-74

Авиаконструктор Олег Антонов в 50-е годы прошлого столетия работал над проектом грузового самолета с коротким взлетом и посадкой, правда, потенциальные заказчики интереса к проекту не проявили. В итоге в конструкторском бюро все-таки разработали самолет Ан-14 «Пчелка», но выпустили таких машин мало, да и служили они недолго.

Спустя время оказалось, что Олег Антонов опередил время примерно лет на 10, и в 60-е годы министерство обороны сформулировало техническое задание на разработку легкого воздушного транспорта. Потомком «Пчелки» стал реактивный самолет Ан-74, получивший в НАТО индекс «Угольщик».

История создания

Военные первоначально хотели получить машину для переброски диверсионных групп, желательно вертикального взлета. Конструкторы, изучив техническое задание, пришли к выводу, что транспортный СВВП получится слишком дорогим и сложным, а вот самолет с укороченным взлетом с точки зрения экономики более выгоден.

В ходе проектировки в КБ решили еще и не ограничивать возможности самолета перевозкой диверсантов. В итоге для сохранения нужных взлетно-посадочных характеристик пришлось прибегнуть к ряду оригинальных решений, о которых позже.

В 1975 году разработка Ан-72 была завершена.

Опытный образец

Опытные образцы строились в Киеве, на механическом заводе при КБ Антонова и на авиационном производственном объединении. Первые 2 прототипа служили для наземных испытаний, а в воздухе должны были обкатывать серию из 4 самолетов. В конце лета 1977 года Ан-72 совершил первый полет, а зимой ТАСС объявило о новом самолете советскому народу.

В 1979 году Ан-72 был доработан и продемонстрирован на международном авиасалоне во Франции. В конце того же года его предъявили на государственные испытания. Базовый самолет и его гражданскую модификацию Ан-74 рекомендовали к производству.

Освоение выпуска Ан-72 и Ан-74 начали в 1981 году в Харькове, но первые образцы удалось собрать только в 1985 году.

Конструкция и оснащение

Фюзеляж аиасудна представляет собой свободнонесущий моноплан. У него цельнометаллическая конструкция. Крылья имеют стреловидную форму. Они оснащены однокилевым оперением.

Силовая установка Ан-74 представлена двумя турбовентилируемыми двухконтурными двигателями модификации Д-34 1-А. Они монтированы на центроплане.

Примечание. Как и в модели Ан-72, конструкторами был применен эффект Коанда.

Двигатели установлены на крыльях таким образом, что их обдувают реактивные струи. Благодаря этому обеспечивается дополнительная подъемная сила. Поскольку моторы воздушного судна установлены над верхней поверхностью каждого крыла, практически исключена возможность попадания в них посторонних предметов.

Конструкция

От базовой модели Ан-74 отличается мощной ВСУ. Аналогичная система установлена на Ту-204 и Ан-124. Конструкторы монтировали три аккумулятора, вместо привычных двух.

Существенный недостаток! В воздушном судне отсутствует станция предупреждения об облучении головками самонаведения.

Благодаря небольшим габаритам, незначительному пробегу при взлете и посадке, самолет отлично работать на крутых траекториях.

Летно-технические характеристики

Прямым аналогом Ан-74 мог стать американский самолетYC-14, но в серию он так и не пошел. В настоящий момент Ан-74 конкурирует, например, с испанским С-295 или итальянским С-27J.

ТТХ Ан-74-200 C-295 C-27J
Размах крыла, м 31,8 25,8 28,7
Длина, м 28 24,5 22,7
Максимальная взлетная масса, т 36,5 23,2 31,8
Грузоподъемность, т 10 9,2 10,2
Крейсерская скорость, км/ч 650 480 583

Европейские транспортники оснащены более экономичными турбовинтовыми двигателями, что снижает расходы на их эксплуатацию. В то же время реактивные двигатели Ан-74 делают его более скоростным, что несколько «уравнивает шансы». Кроме того, украинский самолет при максимальной массе на взлете имеет меньшую нагрузку на крыло.

Ан-74, к сожалению, не смог стать основным транспортом ни ВВС, ни гражданских авиалиний. Но вины конструкторов в этом нет – это доказано тем, что «чебурашка» остается конкурентоспособной машиной даже спустя десятилетия после первых полетов.

По эксплуатационным качествам и надежности самолет Ан-74 не уступает конкурентам.

А сравнительно «прожорливые» реактивные двигатели — наследство советской экономики, мало считавшейся с экономической эффективностью.

Модификационный ряд

Модификаций Ан-74 большое количество, этим оправдывается его многоцелевое применение.

  • Модель базовая Ан-74, создана для самых северных широт;
  • В комфортабельной версии Ан-74Д может уместиться 19 пассажиров;
  • Самолет Ан-74Д-200 может перевезти 16 человек и легковесный транспорт;
  • Ан-74Т-100 имеет возможность выполнять рейсы на сложных маршрутах;
  • Самолет для морского наблюдения — Ан-74МП;
  • Пассажирский вариант Ан-74ТК-100, вместимостью 52 пассажира;
  • Транспортный Ан-74Т используется на международных маршрутах;
  • Санитарный самолет Ан-74ТК-100С.

Огромный опыт имеет фирма Антонова в создании на базе основных типов самолетов различных модификаций, решающим образом меняющих их функциональное свойство и назначение. Благодаря огромной опытно-экспериментальной базе АНТК им. Антонова, заказчики воздушного транспорта могут рассчитывать на индивидуальный подход к своей задаче, и получения в конечном результате той модификации, которая их интересует.

Модификационный ряд

Ан-74-100 (выпущено 20 шт.) и Ан-74-200 (выпущено 18 шт.) с разницей в СУ Д-36 серия 2А и 3А. Ан-74Д — это бизнес-класс с салоном для 19 пассажиров. Таких самолетов было создано 4 шт. Второй вариант этого же самолета был с повышенным комфортом для размещения не больше 16 человек. В нем имелся бар, столовая, телевизор, зона отдыха, которая переоборудовалась в отсек для перевозки легкового транспорта. Также в проекте имелся патрульный «Чебурашка» в 2-х модификациях для полетов над водной гладью.

Транспортная гражданская вариация Ан-74Т также имеет множество применений. В двух модификациях он оборудован для международных сложных перелетов. Еще две модификации — для военных нужд, сброс десанта и груза, с экипажем в два человека. Причем, этот самолет до сих пор используется в Иране в количестве 8 боевых единиц и в Египте три единицы в качестве транспортного самолета.

Также имеется вариант Ан-74Т для патрульной морской авиации, 8 конвертируемых грузопассажирских самолетов для перевоза людей и груза одновременно, салон с откидными местами, рассчитанный на перевоз 10 тонн груза, и санитарная модификация с медоборудованием на шесть мест. Этих санитарных самолетов в мире всего два.

Есть отдельно выпущенный санитарный самолет для Ливии. И два гражданских самолета, один конвертируемый с силовой установкой под крылом, а вторая модификация — с повышенным комфортабельным салоном, который был сделан благодаря ряду изменений в его конструкции и оборудовании. Разработана новая компоновка пассажирского салона, вспомогательных помещений, предусмотрены пассажирские кресла различной комфортности и новые высококачественные материалы для интерьера.

АНТК им. Антонова выполняет широкий спектр работ по модернизации и доработкам находящихся в эксплуатации самолетов Ан-74. Этот вид деятельности позволяет владельцам самолетов открыть в своих машинах новые возможности при сохранении лучших качеств базовой модели.

В наши дни Ан-74 используется частными перевозчиками для различных целей: бизнес-полеты, обслуживает чартерные и частные маршруты. В России Ан-74 содержится на балансе МЧС, такие самолеты имеют военно-воздушные силы Египта и Ирана. «Дочка» отечественной компании ЮТэйр – Ютэйр-Карго (базируется в Тюмени) и владеет 7 самолетами этой марки.

Самолет отлично зарекомендовал себя за долгие годы эксплуатации, до сих пор производится и выполняет полеты разного назначения.

Эксплуатация

Несмотря на то, что Ан-72 создавался по заданию военных, в ВВС он так по-настоящему и не прижился. Укомплектовали «чебурашками» только одну дивизию особого назначения и один отдельный авиаполк. Остальные машины, попавшие в войска, лишь эпизодически применялись для переброски личного состава и автотранспорта. Активнее самолеты использовали пограничники – на Дальнем Востоке Ан-72 даже вступали в бой с нарушителями границы и браконьерами.

Эксплуатация

Немногим лучше обстояли дела у гражданских машин. Большинство авиалиний предпочло более экономичные Ан-26 с турбовинтовыми двигателями. Зато Ан-74 активно используют полярники, для которых эта машина и создавалась. Кроме того, Ан-72, а затем и Ан-74-200 нашли «экологическую нишу» в авиации африканских стран, где их достаточно высокая грузоподъемность и способность взлетать с неподготовленных площадок, очень ценятся.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: