В последние годы СССР на вооружение ВМФ страны поступила опытная малая подводная лодка (МПЛ) специального назначения «МС-520» проекта 865 «Пиранья». Данный корабль обладал уникальными возможностями, в частности подлодка была способна выполнять спецоперации в мелководных и прибрежных районах глубиной 10-200 м, куда попасть обычным большим подводным лодкам было очень проблематично или попросту невозможно.
В данной статье мы детально рассмотрим МПЛ проекта 865 «Пиранья», расскажем о ее технических характеристиках, истории разработки и создания, посмотрим на внешний вид данного подводного корабля.
Общая информация
Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» — проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Данный тип лодок состоял на вооружении флота с 1990 года по 1999 год. Всего было построено две подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.
20 августа 1986 года опытная лодка, получившая тактический номер МС-520, была спущена на воду. Затем на протяжении двух лет она проходила заводские и государственные испытания, которые завершились лишь в декабре 1988 года. С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок. Выходы подлодки в море были сопряжены с трудностями, а боевая подготовка оказалась весьма сложной. В испытаниях подводной лодки участвовал гидронавт-испытатель 40 ГНИИ Министерства обороны А. И. Ватагин, которому впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 1999 года обе подводные лодки проекта 865 «Пиранья» были отбуксированы в Кронштадт для разделки на металлолом, прослужив менее десяти лет. Причин для досрочного вывода МПЛ из боевого состава флота было много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение и трудности эксплуатации).
История проектирования
Проект 865 МПЛ «Пиранья» был разработан конструкторским бюро «Малахит». Проектные работы над «Пираньей» начинались тяжело. Заказчик в лице первого главного управления ВМФ поставил перед конструкторами крайне сложную задачу – создать корабль водоизмещением 70-80 тонн, способный нести на борту группу водолазов-разведчиков со снаряжением и средствами транспортировки, а также вооружение. Первые проработки проекта 865 начались в 1974 году. С тех пор у «Пираньи» сменилось несколько главных конструкторов.
Главная трудность при работе над «Пираньей» заключалась в том, что на тот момент в Советском Союзе не было опыта проектирования и создания технических средств, необходимых для решения таких задач. Подводное оборудование для крейсерских подводных лодок использовать было невозможно из-за его размеров.
К тому же по ходу проектных работ менялись требования. Увеличилось число водолазов, выросло водоизмещение. Для улучшения управляемости пришлось провести перекомпоновку корабля. Тем не менее, в 1981 году был утвержден технический проект. Разработка рабочей конструкторской документации была завершена в 1983 году.
Следует отметить, что во время разработки уникального проекта было проведено значительное количество модельных и натурных испытаний, а также опытных работ. В частности, были изготовлены макеты всех основных помещений и отдельных районов междубортного пространства. Экипаж также проходил испытания, на специальном натурном стенде «Коралл».
Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.
Технические характеристики МПЛ Пиранья
ТТХ подлодки выглядят следующим образом:
- Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
- Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
- Скорость хода подводная – 6,6 уз., надводная – 6 уз.
- Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
- Максимальная глубина погружения – 200 м.
- Автономность плавания – 10 суток.
- Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
- Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.
Конструктивные особенности
Корпус подводной лодки проекта 865 «Пиранья» был сделан из титанового сплава. Для подлодки были разработаны два варианта энергоустановки: дизель-электрическая и на электрохимических генераторах (ЭХГ). Очевидно, что предполагалось оснащение корабля самыми передовыми технологиями.
Например, впервые в советском кораблестроении выход водолазов наружу на глубине до 60 м осуществляется не через торпедные аппараты, а более комфортным образом – через шлюзовую камеру.
В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, а также органы управления основными системами и устройствами. Под палубным настилом центрального поста размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Центральный пост ограничивала носовая сферическая переборка, имевшая входной люк в шлюзовую камеру. На носовой переборке располагался иллюминатор для наблюдения за работой водолазов и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Там же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.
От электромеханического отсека центральный пост отделяла плоская кормовая переборка с газоплотной дверью. В электромеханическом отсеке на амортизированной платформе, отключеннойот прочного корпуса, стояли на амортизаторах дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Благодаря системе двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях подлодка проекта 865 имела минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек в походе посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.
Вооружение
Комплекс вооружения МПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщика типа «Протон» или 2 транспортировщика типа «Сирена-У») и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для 400-мм торпед «Латуш» (специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всем диапазоне глубин.
Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.
Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины.
Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».
Экипаж МПЛ Пиранья
Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трех офицеров:
- командира-штурмана;
- помощника по электромеханической части;
- помощника по радиоэлектронному вооружению.
Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы или водолазы имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации МПЛ проекта Пиранья для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал еще и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.
Строительство подлодок
Первая подлодка проекта 865 «Пиранья» была заложена на Ленинградском Адмиралтейском объединении в 1984 году. С точки зрения строительства особых проблем не было. Тем не менее, некоторые особенности существовали. Поскольку титан достаточно тонкий металл, для его сварки изготавливали специальные растяжки, чтобы конструкция оставалась неподвижной. Для сварки в труднодоступных местах использовались зеркала.
Наиболее сложным этапом в постройке «Пираньи» стали испытания. Особенно много сил ушло на первую лодку. При этом вторая пошла значительно быстрее.
Первоначальные планы включали в себя строительство двенадцати кораблей проекта 865, затем это число уменьшилось до шести. В итоге были построены две подлодки: опытная «МС-520» и головная «МС-521».
Военная служба
Строительство «МС-520» завершилось в 1988 году, «МС-521» – в 1990 году. Оба корабля поступили на службу в 157-ю отдельную бригаду подводных лодок в латвийском городе Лиепая.
Моряки высоко оценили боевые и эксплуатационные качества лодок проекта 865. По словам командира второго экипажа капитана 3-го ранга Сергея Владимировича Смазнова, по управляемости корабля замечаний не было.
В 1991 году под видом спасательных аппаратов секретные подлодки пришлось срочно эвакуировать в Кронштадт, где они были выведены из состава флота, а затем утилизированы к 2000 году.
В составе флота они не прослужили и десяти лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: в первую очередь, это отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту.
Интересные факты
Отметим несколько интересных фактов о МПЛ Пиранья:
- Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съемках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки».
- В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.
- Макет подводной лодки типа «Пиранья» экспонируется в составе Музейной экспозиции истории подводного флота СССР в Московской области, на территории отеля «Мистраль.