Как в Советской армии, так и в Российской воздушно-десантные войска всегда считались элитой. Они отличаются от сухопутных подразделений повышенным уровнем боевой подготовки и военным оснащением.
Современным образцом легкой бронированной техники являются БМД 4М. Их серийное производство продолжается с 2015 года, но, история новых боевых машин началась значительно раньше и была довольно непростой.
История создания
В свое время еще при легендарном Василии Филипповиче Маргелове в 1969 году была принята на вооружение первая в мире боевая машина десанта – БМД-1.
«Войска дяди Васи» (ВДВ) — получили броню, причем с пушечно-ракетным вооружением. В 1985 году по опыту войны в Афганистане на вооружение была принята БМД-2 с другой башней и другим вооружением.
Но боевая машина по-прежнему вызывала нарекания. Особенно по бронезащите. Да и вооружение было не слишком удачно. В1990 году в войска стала поступать БМД-3. Лучше защищенной и с вооружением, дополненным автоматическим гранатометом. Но и она не устроила десантников.
В итоге уже в нулевые годы 21 века была создана БМД-4. По сути это была БМД-3 с вооружением от БМП-3. По вооружению она устроила военных, но в остальном она встретила нарекания. Меж тем создатель БМД-4 и советских БМД –Волгоградский тракторный завод обанкротился в 2005 году.
Разработка БМД была передана на «Курганмашзавод», известный как бессменный разработчик и производитель гусеничных БМП. Первый экземпляр БМД-4М был построен в 2008 году. В 2015 на параде она прошла по брусчатке Красной Площади . В основе была БМД-4, но со значительными изменениями в конструкции. В 2016 году БМД-4М приняли на вооружение.
Цели и задачи БМД-4М
Боевая машина десанта БМД-4М создана для решения следующих основных задач:
- Перевозка бойцов ВДВ в ближнем и оперативном тылу;
- Уничтожение огневых точек, бронетехники, укреплений и живой силы противника;
- Обеспечение защиты бойцов ВДВ на поле боя от огня стрелкового оружия и осколков наиболее распространенных видов снарядов и мин.
Основное качество, отличающее БМД от обычной боевой машины пехоты – она может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом, причем вместе с экипажем.
Описание конструкции
По своему внутреннему устройству БМД-4М во многом похожа на более ранние гусеничные машины для ВДВ, прежде всего, на БМД-3, однако, инженеры «Курганмашзавода» внесли в конструкцию целый ряд изменений, направленных на достижение максимального уровня унификации с БМП-3. Такой подход намного упрощает серийное производство, ремонт и техническое обслуживание.
Корпус и башня
Компоновка БМД-4М та же, что и у других советских/российских боевых машин десанта. В передней части корпуса находится отделение управления. В нем предусмотрены места для двух десантников и механика-водителя (в центре). Средняя часть машины представляет собой боевое отделение. Непосредственно над ним – вращающаяся башня. Здесь, вместе с основными системами вооружения размещаются командир и наводчик.
Далее, следует десантный отсек, где предусмотрены места еще для трех человек, а в задней части машины находится МТО — моторно-трансмиссионное отделение.
Башня, в отличие от алюминиевого корпуса, изготовлена из стальной брони. Она представляет собой часть единого боевого модуля «Бахча-У», который устанавливается и на другие образцы российской легкой бронетехники. Поворачивать башню в горизонтальной плоскости можно на 360 градусов.
БМД-4, взгляд спереди и сверху. Хорошо видны три передних люка (два десантных по краям и люк мехвода в центре)
Система управления огнем (СУО)
Комплект оборудования, предназначенного для ведения точного огня по различным целям, включает в себя следующие основные элементы:
- Прицел командира. С помощью этого прибора командир может самостоятельно стрелять по различным целям из пушек и пулемета, или же давать целеуказание наводчику. Используются дальномерный, дневной и ночной каналы;
- Прицел наводчика. В отличие от командира, этот член экипажа БМД-4М может применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в его прицеле имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать двенадцатикратное оптическое увеличение. Кроме того, имеется сопряженный с прицелом тепловизор;
- Стабилизатор вооружения. Выравнивание выполняется в двух плоскостях;
- Устройство для автоматического сопровождения целей, интегрированное с прицелами;
- Баллистический вычислитель.
Кроме того, у командира и наводчика имеются мониторы и пульты управления. Все эти устройства работают в тесном взаимодействии, которое достигается благодаря использованию единой информационной системы, дополненной датчиками для получения внешних данных об окружающей обстановке.
Характеристики бортовой системы управления огнем обеспечивают точное поражение целей как с места, так и в ходе движения, в том числе на плаву. Имеется также возможность вести навесную стрельбу осколочно-фугасными снарядами с закрытых позиций.
Силовая установка и трансмиссия
На БМД-4М устанавливается многотопливный дизельный двигатель УТД-29 с жидкостным охлаждением, такой же, как и на БМП-3. Этот десятицилиндровый мотор достигает своей максимальной мощности в 500 лошадиных сил при частоте вращения главного вала в 2600 оборотов в минуту. Наибольший крутящий момент – 1460 Нм. Двигатель обладает собственной массой в 910 килограммов. Он способен работать в условиях высокогорья, сохраняя все свои ТТХ даже на высоте в 4500 метров.
Трансмиссия боевой машины десанта тоже унифицирована с БМП-3 и собирается в одном блоке с двигателем. Коробка передач – автоматическая, четырехступенчатая, с гидродинамическим трансформатором. При движении задним ходом машина способна достигать скорости в 20 км/ч.
Ходовая часть
Представители «Курганмашзавода» неоднократно заявляли, что им удалось добиться унификации БМД-4М с БМП-3 и по ходовой части, однако если это и произошло, то изменения, видимо, коснулись в основном скрытых от глаз деталей конструкции. Внешне же на БМД 4М хорошо заметны прежние пять опорных катков с каждой стороны машины. Не замечается ничего нового и в конструкции гусениц.
Боевая машина ВДВ БМД-4М оборудована гидропневматической подвеской, позволяющей изменять клиренс от 190 до 590 мм, приподнимая и опуская корпус.
Вооружение
Система управления огнем БМД-4М включает высокоточный прицел наводчика, стабилизированный в двух плоскостях и имеющий тепловизионный и дальномерный каналы, что позволяет вести точный огонь на ходу.
Состав базового вооружения (боевой комплект):
- 100-мм пушка/пусковая установка 2А70 (34 осколочно-фугасных снаряда).
- 30-мм автоматическая пушка 2А72 (500 выстрелов).
- 7,62-мм пулемет ПКТМ (2 000 патронов).
- ПТУР 9М117М3 «Аркан» (четыре ПТУР).
- шесть пусковых установок отстрела 81-мм дымовых гранат 902В или «Туча».
Модификации БМД-4М
- БМД-4МК — командирский вариант, имеет дополнительную радиостанцию и специально оборудованные места.
- БМД-4М — вариант с узловой унификацией с БМП-3.
Тактико-технические характеристики
Основные параметры приведены как для БМД-4М, так и для исходного варианта боевой машины.
БМД-4М | БМД-4 | |
Масса | 13 500 кг | 13 600 кг |
Длина корпуса | 6,1 м | 6,1 м |
Ширина | 3,11 м | 3,114 м |
Высота | 2,45 м | 2,4 м |
Клиренс | 19-59 см | 19-59 см |
Максимальная скорость | 70 км/ч | 67,5 км/ч |
Скорость по воде | 10 км/ч | 10 км/ч |
Запас хода | 500 км | 500 км |
Мощность двигателя | 500 л.с. | 450 л.с. |
Вместимость | Экипаж – 3 человека, десант – 5 человек | Экипаж -3 человека, десант – 5 человек. |
Благодаря замене двигателя, боевая машина десанта БМД 4М обладает более высокой удельной мощностью – 37 лошадиных сил на тонну (у БМД-4 было 33 л.с. на т.).
Достоинства и недостатки БМД-4М
Основное преимущество, которым обладает БМД-4М по сравнению со всеми более ранними моделями боевых машин десанта, – это очень мощное вооружение, позволяющее поражать любые цели на значительных дистанциях.
Имеются у этого образца легкой бронированной техники и другие достоинства:
- Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и технического обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
- Отличная проходимость по любому бездорожью;
- БМД-4М отличается прекрасной управляемостью, уверенно проходя резкие повороты и преодолевая крутые склоны. Машина уже не раскачивается, «входя в резонанс», как это случалось с БМД-1 и БМД-2;
- Имеется возможность усиления защищенности при помощи комплекта накладной брони. Правда, при десантировании ее использование невозможно;
- У БМД-4М есть определенный запас модернизации — на ее базе можно делать многие другие виды боевой техники.
Недостатки новой машины во многом традиционны для всего этого класса вооружений:
- Слабая броневая защита экипажа. БМД-4М сравнительно легко поражается малокалиберными автоматическими пушками, а борта уязвимы и для крупнокалиберных пулеметов;
- Боекомплект основного орудия находится в середине машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов весь экипаж гарантированно погибнет;
- Противоминная защита никак не усилена по сравнению с ранними моделями;
- Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полном боевом снаряжении.
Кроме того, нарекания вызывает сама компоновка машины. Неоднократно высказывалось мнение о том, что впереди следовало бы разместить моторно-трансмиссионное отделение, что стало бы дополнительной защитой для экипажа. Вот только такое решение несовместимо с десантированием из-за переноса центра тяжести.