Боевая машина десанта БМД-4М, характеристика и особенности

БМД-4М

Как в Советской армии, так и в Российской воздушно-десантные войска всегда считались элитой. Они отличаются от сухопутных подразделений повышенным уровнем боевой подготовки и военным оснащением.

Современным образцом легкой бронированной техники являются БМД 4М. Их серийное производство  продолжается с 2015 года, но, история новых боевых машин началась значительно раньше и была довольно непростой.

История создания

В свое время еще при легендарном Василии Филипповиче Маргелове в 1969 году была принята на вооружение первая в мире боевая машина десанта – БМД-1.

«Войска дяди Васи» (ВДВ) — получили броню, причем с пушечно-ракетным вооружением. В 1985 году по опыту войны в Афганистане на вооружение была принята БМД-2 с другой башней и другим вооружением.

Но боевая машина по-прежнему вызывала нарекания. Особенно по бронезащите. Да и вооружение было не слишком удачно. В1990 году в войска стала поступать БМД-3. Лучше защищенной и с вооружением, дополненным автоматическим гранатометом. Но и она не устроила десантников.

Боевая машина десанта

В итоге уже в нулевые годы 21 века была создана БМД-4. По сути это была БМД-3 с вооружением от БМП-3. По вооружению она устроила военных, но в остальном она встретила нарекания. Меж тем создатель БМД-4 и советских БМД –Волгоградский тракторный завод обанкротился в 2005 году.

Разработка БМД была передана на «Курганмашзавод», известный как бессменный разработчик и производитель гусеничных БМП. Первый экземпляр БМД-4М был построен в 2008 году. В 2015 на параде она прошла по брусчатке Красной Площади . В основе была БМД-4, но со значительными изменениями в конструкции. В 2016 году БМД-4М приняли на вооружение.

Цели и задачи БМД-4М

Боевая машина десанта БМД-4М создана для решения следующих основных задач:

  1. Перевозка бойцов ВДВ в ближнем и оперативном тылу;
  2. Уничтожение огневых точек, бронетехники, укреплений и живой силы противника;
  3. Обеспечение защиты бойцов ВДВ на поле боя от огня стрелкового оружия и осколков наиболее распространенных видов снарядов и мин.

Основное качество, отличающее БМД от обычной боевой машины пехоты – она может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом, причем вместе с экипажем.

Описание конструкции

По своему внутреннему устройству БМД-4М во многом похожа на более ранние гусеничные машины для ВДВ, прежде всего, на БМД-3, однако, инженеры «Курганмашзавода» внесли в конструкцию целый ряд изменений, направленных на достижение максимального уровня унификации с БМП-3. Такой подход намного упрощает серийное производство, ремонт и техническое обслуживание.

На параде

Корпус и башня

Компоновка БМД-4М та же, что и у других советских/российских боевых машин десанта. В передней части корпуса находится отделение управления. В нем предусмотрены места для двух десантников и механика-водителя (в центре). Средняя часть машины представляет собой боевое отделение. Непосредственно над ним – вращающаяся башня. Здесь, вместе с основными системами вооружения размещаются командир и наводчик.

Далее, следует десантный отсек, где предусмотрены места еще для трех человек, а в задней части машины находится МТО — моторно-трансмиссионное отделение.

Башня, в отличие от алюминиевого корпуса, изготовлена из стальной брони. Она представляет собой часть единого боевого модуля «Бахча-У», который устанавливается и на другие образцы российской легкой бронетехники. Поворачивать башню в горизонтальной плоскости можно на 360 градусов.

БМД-4, взгляд спереди и сверху. Хорошо видны три передних люка  (два десантных по краям и люк мехвода в центре)

Система управления огнем (СУО)

Комплект оборудования, предназначенного для ведения точного огня по различным целям, включает в себя следующие основные элементы:

  1. Прицел командира. С помощью этого прибора командир может самостоятельно стрелять по различным целям из пушек и пулемета, или же давать целеуказание наводчику. Используются дальномерный, дневной и ночной каналы;
  2. Прицел наводчика. В отличие от командира, этот член экипажа БМД-4М может применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в его прицеле имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать двенадцатикратное оптическое увеличение. Кроме того, имеется сопряженный с прицелом тепловизор;
  3. Стабилизатор вооружения. Выравнивание выполняется в двух плоскостях;
  4. Устройство для автоматического сопровождения целей, интегрированное с прицелами;
  5. Баллистический вычислитель.

На учениях

Кроме того, у командира и наводчика имеются мониторы и пульты управления. Все эти устройства работают в тесном взаимодействии, которое достигается благодаря использованию единой информационной системы, дополненной датчиками для получения внешних данных об окружающей обстановке.

Характеристики бортовой системы управления огнем обеспечивают точное поражение целей как с места, так и в ходе движения, в том числе на плаву. Имеется также возможность вести навесную  стрельбу осколочно-фугасными  снарядами с закрытых позиций.

Силовая установка и трансмиссия

На БМД-4М устанавливается многотопливный дизельный двигатель УТД-29 с жидкостным охлаждением, такой же, как и на БМП-3. Этот десятицилиндровый мотор достигает своей максимальной мощности в 500 лошадиных сил при частоте вращения главного вала в 2600 оборотов в минуту. Наибольший крутящий момент – 1460 Нм. Двигатель обладает собственной массой в 910 килограммов.  Он способен работать в условиях высокогорья, сохраняя все свои ТТХ даже на высоте в 4500 метров.

Трансмиссия боевой машины  десанта тоже унифицирована с БМП-3 и собирается в одном блоке с двигателем. Коробка передач – автоматическая, четырехступенчатая, с гидродинамическим трансформатором. При движении задним ходом машина способна достигать скорости в 20 км/ч.

Ходовая часть

Представители «Курганмашзавода» неоднократно заявляли, что им удалось добиться унификации БМД-4М с БМП-3 и по ходовой части, однако если это и произошло, то изменения, видимо, коснулись в основном скрытых от глаз деталей конструкции. Внешне же на БМД 4М хорошо заметны прежние пять опорных катков с каждой стороны машины. Не замечается ничего нового и в конструкции гусениц.

Боевая техника

Боевая машина ВДВ БМД-4М оборудована гидропневматической подвеской, позволяющей изменять клиренс от 190 до 590 мм, приподнимая и опуская корпус.

Вооружение

Система управления огнем БМД-4М включает высокоточный прицел наводчика, стабилизированный в двух плоскостях и имеющий тепловизионный и дальномерный каналы, что позволяет вести точный огонь на ходу.

Состав базового вооружения (боевой комплект):

  • 100-мм пушка/пусковая установка 2А70 (34 осколочно-фугасных снаряда).
  • 30-мм автоматическая пушка 2А72 (500 выстрелов).
  • 7,62-мм пулемет ПКТМ (2 000 патронов).
  • ПТУР 9М117М3 «Аркан» (четыре ПТУР).
  • шесть пусковых установок отстрела 81-мм дымовых гранат 902В или «Туча».

Модификации БМД-4М

  • БМД-4МК — командирский вариант, имеет дополнительную радиостанцию и специально оборудованные места.
  • БМД-4М — вариант с узловой унификацией с БМП-3.

Боевая машина зимой

Тактико-технические характеристики

Основные параметры приведены как для БМД-4М, так и для исходного варианта боевой машины.

БМД-4М БМД-4
Масса 13 500 кг 13 600 кг
Длина корпуса 6,1 м 6,1 м
Ширина 3,11 м 3,114 м
Высота 2,45 м 2,4 м
Клиренс 19-59 см 19-59 см
Максимальная скорость 70 км/ч 67,5 км/ч
Скорость по воде 10 км/ч 10 км/ч
Запас хода 500 км 500 км
Мощность двигателя 500 л.с. 450 л.с.
Вместимость Экипаж – 3 человека, десант – 5 человек Экипаж -3 человека, десант – 5 человек.

Благодаря замене двигателя, боевая машина десанта БМД 4М обладает более высокой удельной мощностью – 37 лошадиных сил на тонну (у БМД-4 было 33 л.с. на т.).

Достоинства и недостатки БМД-4М

Основное преимущество, которым обладает БМД-4М по сравнению со всеми более ранними моделями боевых машин десанта, – это очень мощное вооружение, позволяющее поражать любые цели на значительных дистанциях.

Имеются у этого образца легкой бронированной техники и другие достоинства:

  1. Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и технического обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
  2. Отличная проходимость по любому бездорожью;
  3. БМД-4М отличается прекрасной управляемостью, уверенно проходя резкие повороты и преодолевая крутые склоны. Машина уже не раскачивается, «входя в резонанс», как это случалось с БМД-1 и БМД-2;
  4. Имеется возможность усиления защищенности при помощи комплекта накладной брони. Правда, при десантировании ее использование невозможно;
  5. У БМД-4М есть определенный запас модернизации — на ее базе можно делать многие другие виды боевой техники.

Машины в поле

Недостатки новой машины во многом традиционны для всего этого класса вооружений:

  1. Слабая броневая защита экипажа. БМД-4М сравнительно легко поражается малокалиберными автоматическими пушками, а борта уязвимы и для крупнокалиберных пулеметов;
  2. Боекомплект основного орудия находится в середине машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов весь экипаж гарантированно погибнет;
  3. Противоминная защита никак не усилена по сравнению с ранними моделями;
  4. Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полном боевом снаряжении.

Кроме того, нарекания вызывает сама компоновка машины. Неоднократно высказывалось мнение о том, что впереди следовало бы разместить моторно-трансмиссионное отделение, что стало бы дополнительной защитой для экипажа. Вот только такое решение несовместимо с десантированием из-за переноса центра тяжести.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: