Новый толчок развитию авиации дали реактивные двигатели. Казалось, что о скорости звука нельзя было и подумать, но вдруг это оказалось совсем близко. Конструкторы думали, что новым реактивным истребителям буквально не хватает немного тяги, чтобы выйти на сверхзвук.
Но на самом деле преодолеть барьер оказалось сложнее, даже усовершенствованный МиГ-17 не стал по-настоящему сверхзвуковым истребителем. Рассмотрим подробно реактивный истребитель МиГ-17, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и боевое применение.
История создания
Полеты на истребителях Миг-15 выявили, что максимальная скорость нового самолета вплотную приближается к звуковой. Перевалить за барьер, впрочем, не удавалось, а управлялся истребитель на околозвуковых скоростях откровенно плохо. Построенный в 1949 году Миг-15ЛЛ уже смог перевалить за звуковой барьер в пикировании (с высоты в 12 км).
Но даже еще раньше, в начале того же года, стартовали работы по проектированию истребителя, превосходящего «пятнадцатый» по летным качествам на высоких скоростях. Прототип будущего МиГ-17, с удлиненным фюзеляжем и крылом увеличенной стреловидности, поднялся в воздух осенью 1949 года.
Весной 1950 года самолет разбился – дальнейшие испытания показали, что на большой скорости начинается флаттер стабилизатора, приводящий к разрушению оперения.
На государственные испытания истребитель отправили в 1951 году. Максимальная скорость нового самолета выросла, увеличилась и дальность полета. А вот маневренность все же ухудшилась, но большим недостатком это не сочли, в том же 1951 году МиГ-17 приняли на вооружение.
Особенности конструкции МиГ-17
По своей аэродинамической схеме МиГ-17 – цельнометаллический среднеплан с одним килем и высоко расположенным горизонтальным оперением. Стреловидность крыла дифференцированная: по передней кромке она составляет 45, а на оконцовках – 42 градуса.
Фюзеляж МиГ-17 может разбираться на носовую и хвостовую часть, что упрощает технологические операции, необходимые для замены двигателя. Левый элерон снабжен триммером для облегчения управление истребителем при его вводе в крен. Кабина сделана герметичной, попасть в нее можно через сдвижной фонарь. Для того чтобы посмотреть назад, летчик может воспользоваться перископом.
Покинуть самолет при возникновении аварийных ситуаций можно с помощью катапультного кресла. Со временем его оборудовали защитной шторкой, что увеличило диапазон скоростей, на которых возможно успешное катапультирование.
Внутренних топливных баков два, расположены они в хвостовой части фюзеляжа. Самолет может также использовать подвесные сбрасываемые емкости для горючего, что несколько увеличивает боевой радиус.
МиГ-17 оборудован гидравликой для выпуска шасси, имеется пневматическая дублирующая система, которую можно использовать при возникновении нештатных ситуаций. Переднее колесо убирается в нишу в носовой части самолета, а основные стойки – в крыльевые отсеки.
Вооружение МиГ-17
Первоначально истребитель оснащался одной 37-мм пушкой Н-37Д и двумя 23-мм НР-23. Другими словами, его вооружение было в точности таким же, как у МиГ-15. Впоследствии на перехватчике МиГ-17П пушку Н-37Д демонтировали, а на ее место установили третью НР-23.
В модификации ПФ самолет мог иметь как две, так и три НР-23.Кроме того, часть истребителей МиГ-17Ф оборудовались двумя 30-миллиметровыми пушками НР-30.
Для поражения наземных целей могли применяться неуправляемые ракеты С-21, а также 50- и 100 килограммовые авиабомбы.
Самым необычным было вооружение перехватчика МиГ-17ПФУ, у которого вообще не имелось пушек. Вместо них самолет оборудовали четырьмя управляемыми ракетами «воздух-воздух» РС-2УС и радиолокационной станцией «Изумруд».
Тактико-технические характеристики МиГ-17
Разные модификации истребителя несколько отличались между собой по основным ТТХ. В качестве примера можно воспользоваться двумя довольно распространенными вариантами самолета:
МиГ-17А | МиГ-17Ф | |
Взлетный вес | 5 340 кг (нормальный), 6 072 кг (максимальный) | 5 340 кг (нормальный), 6 069 кг (максимальный) |
Вес самолета без топлива и боекомплекта | 3 798 кг | 3 939 кг |
Длина | 11,09 м | 11,36 м |
Высота | 3,8 м | 3,8 м |
Размах крыла | 9,628 м | 9,6 м |
Запас горючего | 1 435 литров | 1 170 кг |
Мощность силовой установки | 2 700 кгс | 3 380 кгс |
Дальность полета | 1 165 км | 1 240 км |
Практический потолок | 14 700 м | 16 600 м |
Максимальная скорость | 1 070 км/ч | 1 145 км/ч |
Дальность полета указана для высоты в 10 000 метров. Кроме того, истребитель был способен брать подвесные баки емкостью от 600 до 800 литров, что давало ему возможность преодолеть расстояние до 1 735 км. На снижении и пикировании допускался разгон МиГ-17 до скорости в 1,15М.
Модификации
С 1954 года в серию пошел МиГ-17Ф – его двигатель имел форсажную камеру, а длина хвостовой части фюзеляжа уменьшилась. При этом выросшие за счет форсажа максимальные показатели сочетались с упавшей крейсерской скоростью – тяга на бесфорсажном режиме упала.
Применение МиГ-17 в качестве перехватчика ограничивали его возможности по поиску цели – так появился МиГ-17П, оснащенный радаром «Изумруд».
37мм пушка с перехватчиков обычно снималась. После начала выпуска самолетов с двигателем ВК-1Ф в серию пошел и перехватчик МиГ-17ПФ. Его впервые в СССР вооружили ракетами «воздух-воздух» К-5.
После передачи МиГ-17 в истребтельно-бомбардировочные части ассортимент их вооружения расширился. Стали устанавливаться неуправляемые ракеты калибра 212мм. Разведчик МиГ-17Р оснащался установленными вместо 37мм пушки фотоаппаратом и магнитофоном.
Боевое применение МиГ-17
В Корею самолет попасть не успел – даже советские ВВС начали массово перевооружать им только в 1953 году. С 1954 года МиГ-17 участвовали в перехватах (не всегда удачных) НАТОвских разведчиков, а уже в 1955 году в части стал поступать по-настоящему сверхзвуковой МиГ-19. Таким образом, основным истребителем и перехватчиком ВВС СССР МиГ-17 был очень недолго. С конца 50-х годов самолеты стали переделывать в штурмовики и передавать в истребительно-бомбардировочную авиацию.
Первой настоящей войной для истребителя МиГ-17 стал Суэцкий кризис, в котором их применяла египетская авиация.
Впрочем, достоверной информации о боях и потерях нет до сих пор. В КНР МиГ-17 использовали в боях с силами Чан Кайши, но главным эпизодом, разумеется, стала война во Вьетнаме. Там уже порядком устаревший истребитель внес важнейший вклад в историю боевой авиации, доказав, что отказ от пушечного вооружения был преждевременным.
Самолеты не могли ввязываться в бой с современными истребителями, вооруженными управляемыми ракетами. Зато американцам было нечего противопоставить внезапной атаке с пушечным огнем.
К концу 60-х годов «семнадцатый» окончательно перешел в разряд самолетов для «развивающихся стран». Получила такие машины и Нигерия. В ходе очередного витка гражданской войны полковник Оджукву провозгласил создание национального государства народа игбо – Биафры. Это «незапланированное» народное движение почти никто не поддержал, и вскоре нигерийские МиГ-17 уничтожили авиацию Биафры, состоящую в основном из легкомоторных самолетов и устаревших бомбардировщиков.
В 1973 году «семнадцатые» еще применялись в арабо-израильских войнах, но уже в качестве штурмовиков.
Для ведения воздушного боя им уже не хватало маневренности. В 70-х годах МиГ-17 был одним из самых распространенных реактивных истребителей в мире. Сейчас он все еще числится на вооружении северокорейской авиации. На территории России самолет можно встретить в основном в виде памятника.
Достоинства и недостатки самолета
Истребитель МиГ-17 высоко оценивается авиационными специалистами во всем мире, что обусловлено следующими преимуществами этой машины:
- Высокая для начала 50-х скорость полета;
- Отличная тяговооруженность – самолет был довольно легким, при этом обладал мощным двигателем;
- Превосходная маневренность, особенно на высоте;
- Сильное и надежное вооружение;
- Простота конструкции, облегчавшая эксплуатацию в строевых частях и обеспечившая налаживание массового производства;
- Возможность применения истребителя против наземных целей.
Быстрое развитие реактивной авиации сделало МиГ-17 в значительной мере устаревшим уже в начале 60-х годов. Истребитель, еще недавно слывший скоростным, стал считаться тихоходным, а его пушечное вооружение многие тогда считали архаичным.
Дальнейшие события показали, что эти суждения были несколько поспешными, но все-таки некоторыми «врожденными» недостатками самолет МиГ 17 обладал. Один из них – это не самое лучшее приборное оборудование. Лучшего на тот момент советская промышленность дать просто не могла. Второй очевидный минус – это сама компоновка самолета, не дававшая возможности оборудовать его радиолокационной станцией с антенной большого диаметра.