Король «третьего мира», непризнанный на родине истребитель МиГ-19

Истребитель МиГ-19

После войны, в 50-х годах прошлого века советские военно-воздушные силы пополнились новым самолетом. Это был сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Другие самолеты, по сравнению с ним, были морально устаревающими. Правда, самому совершенному представителю поколения тоже не удалось долго оставаться основным самолетом истребительной авиации.

Но неожиданно вторую жизнь хорошему самолету подарил Китай. Истребитель МиГ-19 выпускался в КНР, когда в СССР самолет уже перестали делать.

История создания

В начале 50-х годов советские авиаконструкторы решительно приступили к штурму звукового барьера. Первым шагом стал СМ-1 — МиГ-15 с крылом увеличенной стреловидности, в фюзеляже которого установили два новых двигателя АМ-5. Более поздние опытные самолёты СМ-2 строили на базе МиГ-17, а их конструкция была изменена значительнее – у машин удлинили фюзеляж и применили новое крыло.

История создания

Прототипом непосредственно МиГ-19 стал самолёт СМ-9, оснащённый форсированными двигателями АМ-9. От СМ-2 его отличало и вертикальное оперение и хвостовая часть фюзеляжа. В первый полёт СМ-9 отправился в начале 1954 года. При этом самолёт уже успел получить серийное обозначение МиГ-19, хотя испытания только начинались.

Уже во втором полёте истребитель успешно преодолел звуковой барьер, а максимальная скорость составила 1,4 Маха.

В результате МиГ-19 постановили запустить в серию уже в феврале 1954 года, не дожидаясь конца заводских испытаний. Цикл испытаний самолёта завершили весной 1955 года, после чего истребитель, уже выпускавшийся серийно, поступил на испытания войсковые. В июле того же года «девятнадцатые» приняли участие в воздушном параде, и о существовании истребителя стало известно миру.

Конструкция

Истребитель МиГ-19 является классическим цельнометаллическим однокилевым среднепланом. Фюзеляж типа «полумонокок» состоит из легкоразъёмной носовой и хвостовой частей. В носовой части расположены воздухозаборник, отсеки с авионикой, гермокабина лётчика и носовая стойка шасси.

Пилотская кабина защищена бронёй: толщина бронестекла составляет 64 мм, передней переборки — 10 мм, бронеспинки — 16 мм. В кабине истребителя установлено кресло-катапульта.

Хвостовую часть занимают топливные баки и двигатели. Стандартный МиГ-19 оснащался двумя турбореактивными двигателями АМ-9 (РД-9) — каждый с 9-ступенчатым осевым компрессором, 2-ступенчатой турбиной и форсажной камерой. По бокам корпуса и под ним установлены тормозные щитки, имеется и тормозной парашют.

Конструкция

Цельнометаллическое крыло с углом стреловидности 55 градусов оснащено щитками-закрылками и интерцепторами. Горизонтальное оперение в серийном МиГ-19 цельноповоротное, вертикальное, состоит из киля со стабилизатором и гребня под фюзеляжем истребителя.

Система управления МиГ-19 с гидроприводами для своего времени являлась передовой и весьма эффективной. Тормозная система шасси, перезарядка оружия, аварийный сброс фонаря производились с помощью бортовой пневмосистемы.

В состав навигационного оборудования самолёта входили радиокомпас, радиовысотомер, система «свой-чужой». Дальность действия радиостанции РСИУ-4 составляла до 350 км. Кроме того, МиГ-19 оснащался сигнализацией об облучении радаром.

Встроенное вооружение истребителя первоначального МиГ-19 состояло из трёх автоматических пушек калибра 23 мм (позднее в основном заменённых на пушки калибра 30 мм). Два орудия находились в корневой части крыла, третья – в носу фюзеляжа. Боекомплект составлял по 70 снарядов на пушку. Скорострельность каждого орудия – 900 выстрелов в минуту. При необходимости МиГ-19 первой модификации мог нести неуправляемые ракеты АСР-57 и свободнопадающие бомбы калибра до 250 кг.

Технические характеристики самолета

Истребитель МиГ-19 обладал намного лучшими характеристиками по скороподъёмности, высоте, скорости и дальности полёта по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты.

Экипаж

Экипаж МиГ-19 — 1 пилот.

Дальность, скорость, высота полёта

Практическая дальность полёта МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивался до 2200 км.

Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 достигалась на высоте 10 км и составляла 1452 км/ч (1,6 Маха).

Практический потолок по высоте полёта для стандартного МиГ-19 установлен в 15 600 метров. С применением форсажа максимальная высота полёта могла быть увеличена до 17,5-17,9 км.

Габариты, вес, длина

Параметры Значения
Длина корпуса 12,54 м
Высота 3,885 м
Размах крыла 9,0 м
Площадь крыла 25,16 кв.м
Масса пустого самолёта 5172–5447 кг

Лётные данные

Параметры Значения
Взлётная скорость 280–305 км/ч
Длина разбега с ПТБ 900 м
Длина разбега на форсаже без ПТБ 515 м
Время набора высоты 10 км 1,1 минуты
Время набора высоты 15 км 2,6 минуты
Посадочная скорость 235 км/ч
Длина пробега 890 м
Длина пробега с парашютом 610 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка +8,0 ед.

Расход топлива

Суммарная ёмкость четырёх фюзеляж­ных топливных баков МиГ-19 составляет 2170 литров. Предусмо­трена возможность размещения под кры­лом двух сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 400 л или 760 л. Обеспечиваемая продолжительность полёта составляет от 1 часа 43 минут до 2 часов 38 минут (с использованием ПТБ).

Снаряжённая масса

Нормальная взлётная масса МиГ-19 составляет 7560 кг, максимальная взлётная масса — 8832 кг.

Снаряжённая масса

МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты.

Вооружение

Предыдущие реактивные истребители КБ Микояна-Гуревича, начиная с МиГ-9, вооружались батареей из 2 пушек калибра 23 мм и одной – 37 мм. На МиГ-19 от неё пришлось отказаться. Во-первых, потребовалось изменить расположение пушек. Размещение стволов около воздухозаборника при стрельбе отрицательно влияло на поток, поступающий в двигатель, и нарушало режим работы мотора.

В итоге на СМ-2 два орудия перенесли в корни крыльев.

На самолёте СМ-9 сохранялись 23 мм пушки НР-23, но вскоре после запуска МиГ-19 в серию их заменили новыми орудиями. 30 мм пушки НР-30 конструкции Нудельмана и Рихтера превосходили по темпу стрельбы и начальной скорости и НР-23 и Н-37. При этом содержание взрывчатого вещества в фугасном снаряде удалось сохранить на уровне 37 мм снаряда (более 40 г). В зависимости от модификации, истребитель МиГ-19 нёс либо три, либо две пушки (фюзеляжная в таких случаях не устанавливалась).

Ракетное вооружение самолёта МиГ-19 первоначально было представлено блоками неуправляемых ракет С-5, изначально носивших индекс АРС-57. Ракеты калибра 57 мм оснащались осколочно-фугасной боевой частью (масса заряда ВВ составлял 285 г), в блоках размещалось по 8 ракет. Предусматривались бомбодержатели для двух бомб калибра до 250 кг.

Наведение оружия на цель осуществлялось с помощью прицела АСП-5Н, оснащённого радиолокационным дальномером. Он позволял захватывать цели и вести по ним прицельный огонь на дистанции до 2 км. Перехватчики МиГ-19 вооружались управляемыми ракетами К-5М. На цель они наводились по лучу радара, установленного на самолёте, осколочно-фугасная боевая часть имела массу 13 кг.

Модификации МиГ-19

  1. МиГ-19 – создан в 1953 году, является первым серийным вариантом.
  2. МиГ-19С – истребитель с цельноповоротным стабилизатором, создан в 1955 году.
  3. МиГ-19П – создан в 1955 году, является всепогодным истребителем-перехватчиком.
  4. МиГ-19ПГ – наличие аппаратуры «Горизонт-1», создан в 1955 году.
  5. МиГ-19Р – создан в 1956 году, относится к разведывательным самолетам.
  6. МиГ-19СВ – перехватчик больших высот, создан в 1956 году.
  7. МиГ-19ПМ – в наличии только управляемые ракеты РС-2У, создан в 1957 году.
  8. МиГ-19ПМЛ – создан в 1958 году.
  9. М-19 – радиоуправляемый самолет-мишень.

Боевое применение истребителя МиГ-19

Первая победа была одержана на МиГ-19 1 июля 1960 г., в этот день капитан В.А.Поляков на высоте 9000 м сбил американский разведчик RB-47 в районе мыса Канин Нос. Случай был первым, но далеко не последним — впоследствии МиГ-19 частей ПВО неоднократно поднимались в воздух, чтобы выпроводить нарушителей из воздушного пространства или применить против них вооружение.

Боевое применение

За рубежом истребители МиГ-19, и его реплики J-6 и F-6 принимали участие во многих локальных конфликтах: гражданской войне в Северном Йемене (1966-1967), «шестидневной войне» (1967), индо-пакистанской войне (1971), войнах во Вьетнаме (1972-1975), в Кампучии (1979), в Афганистане (1979-1989), в боях против курдов в Ираке (1974), в конфликтах в Сомали, Судане, Танзании, Уганде.

Источники

  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-19/
  • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-mig-19/
  • https://dosaafvlg-kotovo.ru/flot/mig-19.html
  • https://avia.pro/blog/mig-19
  • https://gunsfriend.ru/mig-19-samolet-boevoe-primenenie-istrebitel-tehniceskie-harakteristiki-kabina-istoria-aviacii/
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
805
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector