В результате эволюционного развития тяжелых вертолетов появился Ми-26. Его создали для быстрой доставки войск и вооружения в места боевых действий. Он является одним из немногих летательных аппаратов, которая получила свое развитие после распада Советского Союза.
Тяжелый Вертолет Ми-26 получился удачной машиной, она спасла множество жизней и предотвратила распространение радиационной опасности в стране. Прекращать выпуск данного вертолета не планируется.
История создания вертолета
Данная модель вертолета была полностью готова к концу 1960 года. Каждый год десятки таких гигантов поступали на службу в армию, а также он приходил в гражданские организации, где работал на благо родины. На базе такой воздушной машины был создан еще более тяжелый вертолет В-12. Сам Ми-26 был разработан на базе не менее известного вертолета Ми-6.
Развитие страны предъявляло большие требования к воздушным аппаратам. По этой причине конструкторам пришла идея усовершенствовать существующий Ми-6 и создать более новый Ми-26. Новая машина должна поднимать еще большие грузы, до 20 тонн, и перевозить их на расстояние в 500 километров. Также как для военных операций, так и для гражданского использования новый аппарат должен подниматься на высоту одного километра и больше.
Тяжелый вертолет был машиной нового поколения, его рабочее название у конструкторов было «изделие 90». Проект изделия 90, или же Ми-26, был одобрен в конце 1971 года. К постройке первой модели приступили в 72 году, а уже по истечении трех лет вертолет приняла Госкомиссия. Тяжелый вертолет Ми-26 только в декабре 77 года выполнил свой первый полет, и он длился всего три минуты. Первые рабочие модели комплектовались для военного использования, а лишь по истечении еще нескольких лет данной машиной начали снабжать и гражданские организации.
Основные типы применения вертолета Ми-26:
- Военная авиация – перевозка и десантирование боевых подразделений, а также военной техники, в том числе и бронированной.
- Гражданская авиация – перевозка пассажиров и грузов на небольших расстояниях.
На сегодняшний день выпуск вертолетов Ми-26 продолжается, так как потребность в действительно больших вертолетах растет с каждым днем.
Самым большим в мире вертолетом, который не только летает, но и может перевозить достаточно тяжелые грузы, является Ми-26. Данная машина может работать в достаточно жестких арктических условиях и при этом подымать груз, который не по плечу ни одному другому вертолету. Поток воздуха от лопастей этой машины настолько мощный, что он способен ломать ветви на деревьях и валить людей с ног.
Устройство Ми-26
Вертолет Ми-26 построен по классической схеме. У него один рулевой и один несущий винт. Несущий винт имеет восемь лопастей, рулевой винт – пять. Лопасти винта имеют стальной лонжерон, пластиковый каркас и специальный наполнитель. Для улучшения аэродинамических свойств лопасти обладают изменяющимся профилем. В конструкции втулки использован титан.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Д-136 (каждый с мощностью 11 400 л. с), не имеющих аналогов в мире.
Шасси трехстоечное, неубирающееся.
Фюзеляж – цельнометаллический полумокок. В его носовой части находится антенна РЛС и кабина экипажа. За ней расположена пассажирская кабина. Грузовой отсек занимает большую часть фюзеляжа. Его габариты весьма внушительны: длина составляет 12 метров, ширина – 8,25 метра. В нем есть погрузочное оборудование.
В конструкции вертолета активно использован специальный алюминиевый сплав, который примерно на 25% легче обычного алюминия. Топливные баки встроены в конструкцию машины, объем баков составляет 11600 литров, что позволяет Ми-26 преодолевать до 800 километров.
Фюзеляж имеет прекрасные аэродинамические характеристики, на вертолете установлены многочисленные обтекатели.
Комплекс радиоэлектронного и навигационного оборудования позволяет машине выполнять свои задачи днем или ночью, в разных метеоусловиях. Модернизированный вертолет Ми-26Т2 получил новейший комплекс БРЭО-26 и более удобную кабину с жидкокристаллическими экранами, а также новый навигационный комплекс, который может ориентироваться и прокладывать курс с помощью навигационной системы ГЛОНАСС.
Экипаж Ми-26 состоит из шести человек.
В настоящее время готова модификация Ми-26Т2, ею смогут управлять два человека.
Технические характеристики Ми-26
Параметр | Характеристика |
Диаметр несущего винта | 32 м |
Число лопастей несущего винта | 8 |
Площадь, ометаемая несущим винтом | 804,25 м² |
Диаметр рулевого винта | 7,61 м |
Длина | 40,025 м |
Длина фюзеляжа | 33,727 м |
Высота по несущему винту | 8,145 м |
База шасси | 8,950 м |
Колея шасси | 5,000 м |
Масса пустого | 28 200 кг |
Масса нормальная взлетная | 49 500 кг |
Масса максимальная взлетная | 56 000 кг |
Грузоподъемность в грузовой кабине | 20 т |
Грузоподъемность на внешней подвеске | 20 т |
Длина грузовой кабины | 12,0 м |
Ширина грузовой кабины | 3,2 м |
Высота грузовой кабины | 3,1 м |
Размеры грузового люка | 2,9 х 3,2 м |
Объем грузовой кабины | 110 м3 |
Экипаж Ми-26 | 6 |
Экипаж Ми-26Т2 | 2 человека (3 человека при внешней подвеске груза) |
Вместимость пассажиров (солдат) | 85 |
Вместимость пассажиров (десантников) | 70 |
Вместимость пассажиров (носилок для раненых) | 60 + три медработника |
Объем топливных баков | 12 000 л |
Объем подвесных топливных баков (ПТБ) | 14 800 л в четырех ПТБ или 4780 л в двух ПТБ |
Силовая установка | 2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136 |
Мощность двигателей | 2 × 11 400 л. с. |
Расход авиатоплива | 3100 кг/час |
Максимальная скорость | 295 км/ч |
Крейсерская скорость | 265 км/ч |
Дальность полета при максимальной заправке | 800 км |
Дальность полета при максимальной загрузке | 475 км |
Дальность полета при перегоне | 2350 км (с четырьмя ПТБ) |
Практический потолок | 4600 м |
Статический потолок | 1800 м |
Динамический потолок | 6500 м |
Оборудование
Вертолет способен работать в разных климатических зонах и погодных условиях. Для этого в нем установлено следующее навигационное оборудование:
- «Гребень-2» – Курсовая система. Основана на гироскопе. Указывает величину отклонения от курса.
- ПКМ-77М – пилотажный командный прибор. Устройство определяет пространственное положение летательного аппарата.
- Веер-М – Система ближней навигации. Работает за счет наземных радиоточек.
- «Ромашка» – приемник радиосигналов.
- А-036 – Измеритель высоты
- АГР-83-15 – Авиагоризонт.
- Ак-19 и АРК-УД – Радиокомпасы
- ДИСС-32 – Доплеровский измеритель скорости
После глубокой модернизации модели до Ми-26Т2, в состав оборудования был включен приемник системы GLONASS.
Связь с Землей обеспечивают УКВ, КВ радиостанции, а для переговоров между членами экипажа предусмотрено переговорное устройство СПУ-8.
На экран пилотов выводилась картинка с видеокамер, закрепленных на внешней подвеске. Автопилот ВУАП-1 имел систему предотвращения качки груза. Компьютер вводил поправки в управление, учитывая данные с датчиков ускорения и ветра.
Сравнительная таблица характеристик вертолетов одного класса.
Модель | Super stallion CH-53 | CH-47 Chinook | Ми-26 |
Экипаж | 5 | 3 | 6 |
Вместимость человек | 55 | 55 | 85 |
Грузоподъемность кг | 14500 | 12284 | 20000 |
Силовая Установка |
GE-416 3 x 3,2700 КВт |
Lycoming T55 2 x 3529 КВт |
Д-136 2 x 8500 КВт |
Дальность км | 1000 | 770 | 475 |
Крейсерская скорость км/ч | 278 | 296 | 265 |
Длина (высота) м | 30.2 (8.46) | 30.1 (5.7) | 40 (8.1) |
Потолок м | 5640 | 6100 | 4600 |
Диаметр ротора м | 24 | 18.3 | 32 |
Модификации Ми-26
Модификация | Комментарии и описания |
Ми-26 | Базовая модель. |
Ми-26М | Улучшены показатели. Установлена новая авионика. |
Ми-26MS | Санитарная модель с набором носилок и оборудованным местом оказания помощи |
Ми-26НЕФ-М | Противолодочный вариант с акустическим буем. Не производился. |
Ми-26П | Коммерческая версия на 63 пассажира. |
Ми-26ПК | Кран для строительно-монтажных работ |
Ми-26ПП | Оборудование радиоэлектронной борьбы |
Ми-26T | Летающий кран |
Ми-26Т2 | Цифровые ЭВМ с дисплеями. Экипаж сокращен до 3 человек. Первый образец выпущен в 2015 году |
Ми-26TC | Модель для экспорта в КНР |
Ми-26ТМ | «Летающий кран». |
Ми-26ТП | Вариант с оборудованием для пожаротушения |
Ми-26ТЗ | Летающий танкер (заправщик) |
Ми-27 | Воздушный командный пункт наземных войск. На вооружении не состоял. |
Модификация Ми-26Т2 отличается улучшенной авионикой и навигацией. Установлен новый комплекс НПК90-2, позволяющий автоматизировать курсирование, предпосадочное маневрирование и заход на посадку в условиях плохой видимости.
Большинство аналоговых приборов заменены на цифровые, а также установлены многофункциональные дисплеи. Первый образец был показан публике в 2015 году, а в серийное производство модификации планируют запустить в 2018 году.
След в авиации
Грузовик Ми-26 оставит след в истории не только как уникальный с технической точки зрения вертолет. Первая партия приступила к службе уже в 1984 году в Таджикистане. Машины принимали широкое участие в снабжении наших войск в Афганистане. В 1988 году с помощью него удалось вывезти поврежденный Ми-8 в безопасное место.
Тяжеловоз поистине показал свои сильные стороны при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Ми-26 группами забрасывали обломки реактора бором для охлаждения остатков топлива. Чтобы уменьшить пагубное излучение на экипаж, на борту установили тяжелые свинцовые пластины весом в 5 тонн, чего не мог осилить Ми-8. В срочном порядке завод-изготовитель выпустил вариант машины, способный распылять клейкие химикаты.
Эти элементы связали радиоактивную пыль и не дали ей разлететься по воздуху. Взяв всю опасную работу на себя, машина, возможно, сохранила здоровье не одной тысяче ликвидаторов и предотвратила наихудшие сценарии.
Принял вертолет и участие в чеченских конфликтах, летал в Африке и Азии. Высокая нагрузка, низкая требовательность к квалификации обслуживающего персонала и надежность машины завоевали ее доверие по всему миру.
Однако с этим аппаратом связаны и трагедии. В августе 2002 года Ми-26 был потерян в результате поражения зенитной ракетой. Летчик приземлился прямиком на мины, и саперы потратили немало времени на расчистку пути спасателям. Трагедия унесла жизни 127 человек и является крупнейшей в истории военной авиации.
Тяжелый вертолет востребован до сих пор, однако сменился главный заказчик, отныне вместо ракет и танков Ми-26 перевозит коммерческие грузы.
Все чаще его можно увидеть на вахтовых поселках Крайнего Севера, где он является единственной грузовой артерией и единственным строительным краном. Активный пользователь машины – МЧС. Ежегодно «коровы» спасают леса от огненной опасности, обливая их тоннами воды. Тяжеловоз будет популярен еще долгое-долгое время, замены ему пока не предвидится.