Тяжелый вертолет Ми-26, подробный обзор

Вертолет Ми-26

В результате эволюционного развития тяжелых вертолетов появился Ми-26. Его создали для быстрой доставки войск и вооружения в места боевых действий. Он является одним из немногих летательных аппаратов, которая получила свое развитие после распада Советского Союза.

Тяжелый Вертолет Ми-26 получился удачной машиной, она спасла множество жизней и предотвратила распространение радиационной опасности в стране. Прекращать выпуск данного вертолета не планируется.

История создания вертолета

Данная модель вертолета была полностью готова к концу 1960 года. Каждый год десятки таких гигантов поступали на службу в армию, а также он приходил в гражданские организации, где работал на благо родины. На базе такой воздушной машины был создан еще более тяжелый вертолет В-12. Сам Ми-26 был разработан на базе не менее известного вертолета Ми-6.

Развитие страны предъявляло большие требования к воздушным аппаратам. По этой причине конструкторам пришла идея усовершенствовать существующий Ми-6 и создать более новый Ми-26. Новая машина должна поднимать еще большие грузы, до 20 тонн, и перевозить их на расстояние в 500 километров. Также как для военных операций, так и для гражданского использования новый аппарат должен подниматься на высоту одного километра и больше.

Тяжелый вертолет был машиной нового поколения, его рабочее название у конструкторов было «изделие 90». Проект изделия 90, или же Ми-26, был одобрен в конце 1971 года. К постройке первой модели приступили в 72 году, а уже по истечении трех лет вертолет приняла Госкомиссия. Тяжелый вертолет Ми-26 только в декабре 77 года выполнил свой первый полет, и он длился всего три минуты. Первые рабочие модели комплектовались для военного использования, а лишь по истечении еще нескольких лет данной машиной начали снабжать и гражданские организации.

Тяжелый вертолет Ми-26

Основные типы применения вертолета Ми-26:

  1. Военная авиация – перевозка и десантирование боевых подразделений, а также военной техники, в том числе и бронированной.
  2. Гражданская авиация – перевозка пассажиров и грузов на небольших расстояниях.

На сегодняшний день выпуск вертолетов Ми-26 продолжается, так как потребность в действительно больших вертолетах растет с каждым днем.

Самым большим в мире вертолетом, который не только летает, но и может перевозить достаточно тяжелые грузы, является Ми-26. Данная машина может работать в достаточно жестких арктических условиях и при этом подымать груз, который не по плечу ни одному другому вертолету. Поток воздуха от лопастей этой машины настолько мощный, что он способен ломать ветви на деревьях и валить людей с ног.

Устройство Ми-26

Вертолет Ми-26 построен по классической схеме. У него один рулевой и один несущий винт. Несущий винт имеет восемь лопастей, рулевой винт – пять. Лопасти винта имеют стальной лонжерон, пластиковый каркас и специальный наполнитель. Для улучшения аэродинамических свойств лопасти обладают изменяющимся профилем. В конструкции втулки использован титан.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Д-136 (каждый с мощностью 11 400 л. с), не имеющих аналогов в мире.

Шасси трехстоечное, неубирающееся.

Фюзеляж – цельнометаллический полумокок. В его носовой части находится антенна РЛС и кабина экипажа. За ней расположена пассажирская кабина. Грузовой отсек занимает большую часть фюзеляжа. Его габариты весьма внушительны: длина составляет 12 метров, ширина – 8,25 метра. В нем есть погрузочное оборудование.

Вертолет взлетает

В конструкции вертолета активно использован специальный алюминиевый сплав, который примерно на 25% легче обычного алюминия. Топливные баки встроены в конструкцию машины, объем баков составляет 11600 литров, что позволяет Ми-26 преодолевать до 800 километров.

Фюзеляж имеет прекрасные аэродинамические характеристики, на вертолете установлены многочисленные обтекатели.

Комплекс радиоэлектронного и навигационного оборудования позволяет машине выполнять свои задачи днем или ночью, в разных метеоусловиях. Модернизированный вертолет Ми-26Т2 получил новейший комплекс БРЭО-26 и более удобную кабину с жидкокристаллическими экранами, а также новый навигационный комплекс, который может ориентироваться и прокладывать курс с помощью навигационной системы ГЛОНАСС.

Экипаж Ми-26 состоит из шести человек.

В настоящее время готова модификация Ми-26Т2, ею смогут управлять два человека.

Технические характеристики Ми-26

Параметр Характеристика
Диаметр несущего винта 32 м
Число лопастей несущего винта 8
Площадь, ометаемая несущим винтом 804,25 м²
Диаметр рулевого винта 7,61 м
Длина 40,025 м
Длина фюзеляжа 33,727 м
Высота по несущему винту 8,145 м
База шасси 8,950 м
Колея шасси 5,000 м
Масса пустого 28 200 кг
Масса нормальная взлетная 49 500 кг
Масса максимальная взлетная 56 000 кг
Грузоподъемность в грузовой кабине 20 т
Грузоподъемность на внешней подвеске 20 т
Длина грузовой кабины 12,0 м
Ширина грузовой кабины 3,2 м
Высота грузовой кабины 3,1 м
Размеры грузового люка 2,9 х 3,2 м
Объем грузовой кабины 110 м3
Экипаж Ми-26 6
Экипаж Ми-26Т2 2 человека (3 человека при внешней подвеске груза)
Вместимость пассажиров (солдат) 85
Вместимость пассажиров (десантников) 70
Вместимость пассажиров (носилок для раненых) 60 + три медработника
Объем топливных баков 12 000 л
Объем подвесных топливных баков (ПТБ) 14 800 л в четырех ПТБ или 4780 л в двух ПТБ
Силовая установка 2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136
Мощность двигателей 2 × 11 400 л. с.
Расход авиатоплива 3100 кг/час
Максимальная скорость 295 км/ч
Крейсерская скорость 265 км/ч
Дальность полета при максимальной заправке 800 км
Дальность полета при максимальной загрузке 475 км
Дальность полета при перегоне 2350 км (с четырьмя ПТБ)
Практический потолок 4600 м
Статический потолок 1800 м
Динамический потолок 6500 м

Оборудование

Вертолет способен работать в разных климатических зонах и погодных условиях. Для этого в нем установлено следующее навигационное оборудование:

  1. «Гребень-2» – Курсовая система. Основана на гироскопе. Указывает величину отклонения от курса.
  2. ПКМ-77М – пилотажный командный прибор. Устройство определяет пространственное положение летательного аппарата.
  3. Веер-М – Система ближней навигации. Работает за счет наземных радиоточек.
  4. «Ромашка» – приемник радиосигналов.
  5. А-036 – Измеритель высоты
  6. АГР-83-15 – Авиагоризонт.
  7. Ак-19 и АРК-УД – Радиокомпасы
  8. ДИСС-32 – Доплеровский измеритель скорости

После глубокой модернизации модели до Ми-26Т2, в состав оборудования был включен приемник системы GLONASS.

На полигоне

Связь с Землей обеспечивают УКВ, КВ радиостанции, а для переговоров между членами экипажа предусмотрено переговорное устройство СПУ-8.

На экран пилотов выводилась картинка с видеокамер, закрепленных на внешней подвеске. Автопилот ВУАП-1 имел систему предотвращения качки груза. Компьютер вводил поправки в управление, учитывая данные с датчиков ускорения и ветра.

Сравнительная таблица характеристик вертолетов одного класса.

Модель Super stallion CH-53 CH-47 Chinook Ми-26
Экипаж 5 3 6
Вместимость человек 55 55 85
Грузоподъемность кг 14500 12284 20000
Силовая
Установка
GE-416
3 x 3,2700 КВт
Lycoming T55
2 x 3529 КВт
Д-136
2 x 8500 КВт
Дальность км 1000 770 475
Крейсерская скорость км/ч 278 296 265
Длина (высота) м 30.2 (8.46) 30.1 (5.7) 40 (8.1)
Потолок м 5640 6100 4600
Диаметр ротора м 24 18.3 32

Модификации Ми-26

Модификация Комментарии и описания
Ми-26 Базовая модель.
Ми-26М Улучшены показатели. Установлена новая авионика.
Ми-26MS Санитарная модель с набором носилок и оборудованным местом оказания помощи
Ми-26НЕФ-М Противолодочный вариант с акустическим буем. Не производился.
Ми-26П Коммерческая версия на 63 пассажира.
Ми-26ПК Кран для строительно-монтажных работ
Ми-26ПП Оборудование радиоэлектронной борьбы
Ми-26T Летающий кран
Ми-26Т2 Цифровые ЭВМ с дисплеями. Экипаж сокращен до 3 человек. Первый образец выпущен в 2015 году
Ми-26TC Модель для экспорта в КНР
Ми-26ТМ «Летающий кран».
Ми-26ТП Вариант с оборудованием для пожаротушения
Ми-26ТЗ Летающий танкер (заправщик)
Ми-27 Воздушный командный пункт наземных войск. На вооружении не состоял.

Модификация Ми-26Т2 отличается улучшенной авионикой и навигацией. Установлен новый комплекс НПК90-2, позволяющий автоматизировать курсирование, предпосадочное маневрирование и заход на посадку в условиях плохой видимости.

Большинство аналоговых приборов заменены на цифровые, а также установлены многофункциональные дисплеи. Первый образец был показан публике в 2015 году, а в серийное производство модификации планируют запустить в 2018 году.

След в авиации

Грузовик Ми-26 оставит след в истории не только как уникальный с технической точки зрения вертолет. Первая партия приступила к службе уже в 1984 году в Таджикистане. Машины принимали широкое участие в снабжении наших войск в Афганистане. В 1988 году с помощью него удалось вывезти поврежденный Ми-8 в безопасное место.

Тяжеловоз поистине показал свои сильные стороны при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Ми-26 группами забрасывали обломки реактора бором для охлаждения остатков топлива. Чтобы уменьшить пагубное излучение на экипаж, на борту установили тяжелые свинцовые пластины весом в 5 тонн, чего не мог осилить Ми-8. В срочном порядке завод-изготовитель выпустил вариант машины, способный распылять клейкие химикаты.

На стоянке

Эти элементы связали радиоактивную пыль и не дали ей разлететься по воздуху. Взяв всю опасную работу на себя, машина, возможно, сохранила здоровье не одной тысяче ликвидаторов и предотвратила наихудшие сценарии.

Принял вертолет и участие в чеченских конфликтах, летал в Африке и Азии. Высокая нагрузка, низкая требовательность к квалификации обслуживающего персонала и надежность машины завоевали ее доверие по всему миру.

Однако с этим аппаратом связаны и трагедии. В августе 2002 года Ми-26 был потерян в результате поражения зенитной ракетой. Летчик приземлился прямиком на мины, и саперы потратили немало времени на расчистку пути спасателям. Трагедия унесла жизни 127 человек и является крупнейшей в истории военной авиации.

Тяжелый вертолет востребован до сих пор, однако сменился главный заказчик, отныне вместо ракет и танков Ми-26 перевозит коммерческие грузы.

Все чаще его можно увидеть на вахтовых поселках Крайнего Севера, где он является единственной грузовой артерией и единственным строительным краном. Активный пользователь машины – МЧС. Ежегодно «коровы» спасают леса от огненной опасности, обливая их тоннами воды. Тяжеловоз будет популярен еще долгое-долгое время, замены ему пока не предвидится.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: