Советский транспортный вертолет Ми-10, описание и характеристика

Вертолет Ми-10

Ми-10 представляет собой советский военный транспортный вертолет (летающий кран). Он является развитием Ми-6. Название по классификации NATO: «Harke».

Вертолет был разработан и принят на вооружение в 60-х годах прошлого века. Ми-10К является гражданской модификацией военного вертолета Ми-10, оптимизированной для выполнения строительно-монтажных работ.

Рассмотрим более подробно вертолет Ми-10, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, эксплуатацию.

История создания

20 февраля 1958 года правительство СССР распорядилось приступить к проектированию «летающего крана» на базе Ми-6. Задание предусматривало грузоподъемность 12 тонн при дальности 250 км и максимальную (при перевозке на короткие расстояния) — 15 тонн. В процессе проектирования задание было дополнено требованием по перевозке крылатых и баллистических ракет, что и стало основной задачей Ми-10.

Сохранив силовую установку и схему управления Ми-6, конструкторы заменили фюзеляж вертолета новым — узким и низким, в который тем не менее вписался отсек длиной 15,95 метров для перевозки грузов или 28 пассажиров; во время перегонов в него можно было устанавливать дополнительные топливные баки. Для того, чтобы при взлете все колеса отрывались от земли одновременно, правые стойки шасси были выполнены на 300 мм короче левых, при этом минимальный клиренс равнялся 3,75 м. Было предусмотрено две схемы транспортировки грузов вне фюзеляжа:

  • стандартный груз, жестко удерживаемый гидрозахватами (контейнеры с ракетами);
  • груз, установленный на грузовой платформе, монтируемой между стойками шасси.

Советский транспортный вертолет Ми-10

Прототип, известный как В-10, поднялся в небо 15 июня 1960 года, успешно испытывался, но в мае 1961 года сгорел на земле из-за технической неисправности.

23 сентября 1961 года второй опытный В-10 установил рекорд грузоподъемности в 15 103 кг на высоту 2200 м. В последующие годы ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолетами, и проект оказался на грани закрытия. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.

Особенности конструкции Ми-10

Все базовые элементы конструкции были скопированы с Ми-6 – силовая установка, системы управления, гидравлика, трансмиссия. Вертолет имеет один несущий пятилопастной винт и четырехлопастной рулевой на хвосте, выполненный из древесины с оковкой.

2 газотурбинных двигателя установлены над кабиной, способны к автономной работе, что увеличивает живучесть машины. Объем грузо-пассажирского отсека составляет 60 кубометров, вертолет может перевозить до 28 человек или загружаться на 3 тонны.

Для упрощения загрузки у двери кабины имеется лебедка ЛПГ-7, способная поднять 15-тонные предметы на высоту до 30 метров. Экипаж может осуществлять погрузку, контролируя работы из кабины вертолета с помощью телекоммуникационного оборудования. Отметим, что в дальнейшем при модификации Ми-10 от управления погрузкой с использованием камер и экрана отказались, разместив под кабиной пилотов подвесной отсек для оператора крана.

Вид спереди

Шасси имеют 4 опоры впечатляющей длины – 3.75 метра. Между стойками гидравлическим захватом может размещаться груз или платформа. Гидравлика управляется дистанционно.

Топливные баки расположены по бокам кабины, дополнительные резервуары для топлива размещают при перегонке вертолета в кабине.

Конструкторам пришлось потрудиться, чтобы добиться одномоментного отрыва колес от земли на взлете. Для этого фюзеляж слегка отклонили от вертикали (на 1.5°), а чтобы сохранить горизонтальное положение кабины, удлинили правые стойки шасси.

Для крупногабаритных грузов предусмотрели два способа размещения – на платформе между стойками или удержание гидравлическими захватами.

Технические характеристики Ми-10

  • Количество членов экипажа:3
  • Нормальная грузоподъемность:12000 кг
  • Наибольшая грузоподъемность:15000кг
  • Грузоподъемность груза на подвеске:8000кг
  • Грузоподъемность внутри фюзеляжа:3000кг
  • Длина:41,89м
  • Длина фюзеляжа:32,86м
  • Диаметр несущего винта:35,0м
  • Диаметр рулевого винта:6,3м
  • Наибольшая ширина фюзеляжа:3,0м
  • Высота:9,9м
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:962кв.м
  • База шасси:8,285м
  • Колея шасси:7,55м
  • Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа (клиренс):3,73м
  • Вес пустого:27100кг
  • Нормальный взлетный вес:38000кг
  • Наибольший взлетный вес:43550кг
  • Наибольший вес топлива во внутренних баках:8230кг
  • Объем баков с топливом:10620л
  • Силовая установка: 2х ТВД Д25В
  • Мощность двигателей:2х 5500л.с. (2х 4100кВт)
  • Наибольшая скорость:235км/ч
  • Скорость на эшелоне:
  • при массе 38000кг и менее:220км/ч
  • при массе более 38000 кг:180км/ч
  • Практическая дальность:250км
  • Продолжительность полета:1ч30мин
  • Перегоночная дальность:695км
  • Продолжительность полета:3ч45мин
  • Практический потолок:3000м
  • Наибольшая скороподъемность:6,3м/с

На стоянке

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
Ми-10 Базовый вариант с «длинными ногами».
Ми-10ГР («Гребешок») Пеленгатор (вертолет радиоразведки).
Ми-10К («Кран») Вариант с «короткими ногами» и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем.
Ми-10ПП Постановщик помех (одна станция РЭБ «Шаг» под фюзеляжем, 7125 кг).
Ми-10Р «Рекордный», отличавшийся облегченной конструкцией и доработанным шасси, на нем было установлено 7 мировых рекордов.
Ми-10РВК С установленной на внешней подвеске пусковой установкой с крылатой ракетой С-5В (4К95).
Ми-10УПЛ Носитель универсальной полевой лаборатории.

Эксплуатация вертолета Ми-10

Военное руководство планировало использовать Ми-10 на перевозке грузов, которые не умещались в МИ-6 и превышали грузоподъемность вертолета. Винтокрылый аппарат применяли для транспортировки автозаправщиков, грузовых и разведывательных машин, бронированной техники, передвижных радиостанций.

Вертолеты помогали в гражданских работах – на них, в том числе, доставляли опоры ЛЭП в труднодоступные районы.

Опыт эксплуатации «десяток» показал, что для управления машиной требуются особые навыки, она ведет себя в полете, взлете и при приземлении иначе, чем МИ 6.  Держать особые экипажи для полета на Ми-10 было невозможно – парк машин был слишком мал, а при пересадке с привычной Ми-6 у летчиков возникали трудности в пилотировании.

Эксплуатация вертолета

Но главной проблемой «десяток» стал отход военного руководства от идеи мобильных ракетных систем, ВВС стали не нужны вертолеты для транспортировки ракет. В гражданской службе использование модификаций Ми-10 тормозилось необходимостью дооснащать грузы приспособлениями для гидрозахвата.

Ми-10 остался в истории отечественного вертолетостроения машиной экзотической и недооцененной. Модификация Ми-10К полюбилась нефтяникам, вертолет блестяще зарекомендовал себя на монтажных работах. Но изменения подхода ВВС к мобильным ракетным комплексам поставило крест на судьбе «десятки».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: