Реактивная система залпового огня M142 HIMARS, описание и особенности

РСЗО M142 HIMARS

РСЗО M142 HIMARS является американской реактивной системой залпового огня на колесном шасси. Система разработана в 70-х годах прошлого века для США и их союзников. РСЗО M142 HIMARS(High Mobility Artillery Rocket System) представляет собой модернизированную, более легкую и маневренную колесную версию гусеничной РСЗО M270.

Рассмотрим более подробно реактивную систему залпового огня M142 HIMARS, ее историю создания, особенности конструкции и технические характеристики.

История создания

M142 HIMARS создан на базе пятитонного колесного шасси FMTV Армии США может нести шесть реактивных снарядов РСЗО или одну оперативно-тактическую баллистическую ракету ATACMS. HIMARS взаимозаменяема с РСЗО M270A1, неся половину ее боекомплекта.

Система M142 HIMARS авиатранспортабельна на самолете C-130 и производится компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems (ранее Armor Holdings, Inc.). Ракетная часть производится фирмой Lockheed Martin.

Реактивная система залпового огня M142 HIMARS

О разработке M142 HIMARS впервые стало известно в 1994 году. В 2002 году, Корпус морской пехоты США договорился с Сухопутными войсками США о приобретении 40 систем HIMARS. Их развертывание началось в 2005 году. В июле 2007 года, морские пехотинцы из батареи Фокс 2-го батальона 14-го полка морской пехоты были размещены в иракской провинции Аль-Анбар. Это первое подразделение морской пехоты использовавшее HIMARS в боевых действиях.

В сентябре 2011 года Сингапур принял HIMARS на вооружение своей армии. В войска поступили 18 пусковых установок HIMARS, 9 пятитонных шасси FMTV и контейнеры с ракетами XM31 (GMLRS, Guided MLRS — оснащенных инерциальной системой управления комплексированной с GPS) с унитарной фугасной боевой частью, а также соответствующее вспомогательное и коммуникационное оборудование и услуги. Примечательно, что данный заказ пакет не включает ракет типа М26 или других типов неуправляемых реактивных снарядов MLRS.

M142 HIMARS также была испытана в качестве универсальной пусковой установки, как для пуска ракет типа «земля-земля», так и для пуска зенитных ракет AIM-120 AMRAAM в варианте наземного базирования.

Особенности конструкции M142 HIMARS

В состав системы залпового огня HIMARS входят:

  • боевая машина М142;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • неуправляемые и управляемые реактивные снаряды;
  • средства управления огнем.

Боевая машина М142 выполнена на модифицированном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6х6. Двигатель — дизель Caterpillar 3116 ATAAC с газотурбинным наддувом, объемом 6.6л, мощностью 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Число цилиндров — 6. Запас топлива — 56 галлонов, запас хода — 480 км. Трансмиссия — Allison автоматическая, семискоростная. Подвеска — параболическая с листовыми рессорами. Дорожный просвет — 564мм. Преодолеваемые водные преграды глубиной до 0.9м. Расчет боевой машины — 3 человека (водитель, наводчик-оператор и командир БМ), но по мнению разработчиков системы в особых условиях огонь может вести один номер расчета.

Вид сбоку

Артиллерийская часть не имеет постоянного пакета направляющих. В качестве пакета направляющих используются стандартные одноразовые транспортно-пусковые контейнеры боевой машины РСЗО MLRS. Стрельба может быть осуществлена всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов системы MLRS, а также управляемыми ракетами MGM-140 и MGM 164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. После стрельбы отстрелянные ТПК заменяются снаряженными. ТПК снаряжаются реактивными снарядами и герметизируются на заводе-изготовителе. Стандартные транспортно-пусковые контейнеры весят 2270 кг и включают шесть труб из стекловолокна, жестко скрепленных обоймой, выполненной из алюминиевого сплава. Внутри направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания снаряду вращения против часовой стрелки с частотой 10–12 об/мин при выстреле. Пуск снарядов осуществляется непосредственно из сменных контейнеров. Снаряды могут храниться в таких контейнерах в боеготовом состоянии в течение 10 лет.

Механизм перезаряжания представляет собой выдвижную консоль с электролебедкой. Управление механизмом может осуществляться из кабины боевой машины или с помощью выносного пульта. Для заряжания ТПК обойма ПЗМ устанавливается в горизонтальное положение, консоль механизма перезаряжания выдвигается. Подъем транспортно-пускового контейнера осуществляется с помощью лебедки, захватывающее устройство которой крепится к центру тяжести контейнера.

Система управления огнем, блоки электроники и связи совместимы с аналогичными элементами боевой машины М270А1 реактивной системы залпового огня MLRS. В настоящее время разработан вариант модернизированной боевой машины М142. Модернизированная БМ оснащена недорогим пультом управления огнем, имеет усовершенствованные интерфейсы (т.е. элементы и блоки, с помощью которых осуществляется эксплуатация) системы вооружения, механизм горизонтального наведения, процессор блока навигационной системы определения местоположения пусковой установки и интерфейс связи V.24. Тактика применения и обучение как для РСЗО MLRS.

Вид сзади

Транспортно-заряжающая машина представляет собой грузовой автомобиль (6Х6) с бортовым краном и прицепом. В задней части грузового автомобиля смонтирован подъемно-поворотный кран, с помощью которого осуществляется загрузка и разгрузка контейнеров. На машине и прицепе перевозятся по два ТПК.

Боевая машина может транспортироваться транспортным самолетом С-130 Hercules. Время перевода в боевое положение после выгрузки из самолета составляет 10 мин. БМ М142 обладает высокой мобильностью и после залпа способна с высокой скоростью покинуть огневую позицию, прежде чем средства противника определят ее.

По заданию корпуса морской пехоты США изучалась возможность монтажа артиллерийской части боевой машины системы HIMARS на модифицированном шасси среднего тактического грузового автомобиля  грузоподъемностью 7 т.

Боеприпасы

Для MLRS и HIMARS существуют два семейства боеприпасов:

Боеприпасы MFOM включают следующие типы ракет:

  • М26 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М77)
    • М26А1 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 45 км;
    • М26А2 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью ((кумулятивно-осколочные субэлементы М77) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 45 км;
  • GMLRS М30  — 240-мм управляемый (инерциальная + GPS) реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 70 км;
  • М28 — 227-мм тренировочный реактивный снаряд;
    • М28А1 — 227-мм тренировочный реактивный снаряд с уменьшенной дальностью стрельбы;
  • AT-2 — 227-мм кассетный реактивный снаряд — постановщик мин.

На поле боя

Семейство боеприпасов AFOM включает следующие типы ракет ATACMS:

  • ATACMS Block I  — Тактическая ракета с кассетной головной частью на 950 боевых элементов, дальностью до 165 км и инерциальной системой управления;
  • ATACMS Block IA — тактическая ракета с кассетной головной частью на 300 боевых элементов, дальностью до 165 км и инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS, вертикальным конечным участком траектории и дальностью стрельбы до 300 км;
  • ATACMS Block IA Unitary — тактическая ракета с фугасной боевой частью (БЧ) весом 500 фунтов (226,8 кг), инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS и дальностью стрельбы до 270 км;
  • ATACMS Block II — тактическая ракета с кассетной головной частью на 13 самоприцеливающихся боевых элементов BAT и дальностью стрельбы до 140 км;
  • ATACMS Block IIA — тактическая ракета с кассетной головной частью на 6 самоприцеливающихся боевых элементов BAT (улучшенной конструкции) и дальностью стрельбы до 220 км.

Технические характеристики M142 HIMARS

Боевая машина
Габариты, мм:
— длина
— ширина
— высота в походном положении
6940
2400 (2390)
3180
Вес, кг:
— боевой машины со снарядами
— автошасси
— модуля с контейнером
— транспортно-пускового контейнера
13696 (16000)
8273 (2390)
2915
2282
Максимальная скорость передвижения, км/ч 89 (94)
Запас хода, км 480
Максимальный преодолеваемый уклон, % 60
Расчет, чел. 3
Число трубчатых направляющих, шт 1ТПК с 6 НУРС или 1 ТПК с 1 УР
Угол возвышения, град:
— минимальный
— максимальный
–2
+60
Угол горизонтального обстрела, град 280

Боевое применение M142 HIMARS

На второй день операции Моштарак, крупнейшей с начала военных действий в Афганистане в 2001 году наступательной операции ISAF, начавшаяся в ночь с 12 на 13 февраля 2010 года в провинции Гильменд в южном Афганистане, две американские ракеты, запущенные с пусковых установок HIMARS, попали в дом рядом с городом Марджа, при этом погибло 12 мирных жителей. ISAF приостановили использование HIMARS до полного изучения инцидента. Британский офицер позже сказал, что ракеты попали в цель, что цель использовалась талибами, и применение системы было возобновлено. В сообщениях указывается, что гибель мирных жителей произошла из-за использования талибами живых щитов. Силам ISAF не было известно о присутствии гражданских лиц в этом месте.

Боевое применение

В ночь с 7 на 8 февраля 2018 года подразделения ВС США, входящие в состав международной коалиции, в ходе боестолкновения под Хашамом в сирийской провинции Дейр-эз-Зор нанесли ракетно-бомбовые удары и применили HIMARS против батальонной группы сирийских проправительственных сил.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: