Машина КамАЗ 5320, обзор и характеристика

Автомобиль КамАЗ 5320

Одним из флагманов социалистической индустрии, вселяющий гордость среди граждан нашей страны, считается автомобиль КамАЗ. Он появился во времена резкого роста промышленного производства.

В это сложно поверить, но именно американская культура автомобилестроения приняла непосредственное участие в создании народной машины СССР — КамАЗ 5320. Рассмотрим более подробно, почему так случилось, особенности конструкции машины КамАЗ 5320 и ее технические характеристики.

История появления первого автомобиля марки КамАЗ

История первого КамАЗа началась на заводе имени Лихачева (ЗИЛ). Именно там и был разработан прототип КамАЗ-5320, который тогда назывался ЗИЛ-170. Первый ЗИЛ-170 был собран в 1968 году. В качестве двигателя был выбран мотор Ярославского моторного завода, известный под именем «ЯМЗ».

Так как новый автомобиль должен был иметь совершенно новую схему, в качестве опытной модели, на основе которой должен был быть создан прототип, выбрали канадский грузовик «International COF-220», образца 1962 года. Советский автомобиль не должен был внешне копировать «буржуйскую» машину, поэтому в схему дизайна кабины внесли несколько изменений:

  • Кабина грузовика получила более прямые формы, в соответствии с модой того времени;
  • Спереди автомобиля была установлена решетка воздухозаборника;
  • Еще советский грузовик получил 4 фары головного света (по две сдвоенных фары с каждой стороны).

В 1969 году новый ЗИЛ-170 прошел испытания, и конструкторы ЗИЛа готовились запускать его в серийное производство, но тут в дело вмешалась «партия», которая посчитала, что новый автомобиль должен выпускаться на новом заводе. Постановление ЦК КПСС и Совмина гласило о том, что дальнейшая разработка и производство ЗИЛ-170 переносится на завод в Набережных Челнах.

Вид сбоку

Так как на заводе КамАЗ не могли выпускать ЗИЛ, новый грузовик был переименован в КамАЗ-5320. На новом заводе было очень сложно быстро наладить производство, поэтомупервый опытный образец КамАЗ-5320 сошел с конвейера только в 1974 году. Серийное производство наладили через 2 года, и 16 февраля 1976 года первые серийные большегрузные грузовики КамАЗ-5320 торжественно сошли с конвейера завода.

В народе существовала красивая легенда, что двигатель ЯМЗ, который был установлен на опытный образец ЗИЛ-170, был слишком слабым. Именно поэтому для КамАЗ-5320 был выбран двигатель, который устанавливался на новый танк Т-64. На самом деле, танковый двигатель, который был двухтактный и оппозитный, никакого отношения к двигателю КамАЗа не имел. Данная легенда была придумана руководителями завода, чтобы как-то оправдать долгую разработку уже по сути готового грузовика.

Конструкция КамАЗ 5320

Компоновка автомобиля КамАЗ-5320 соответствовала бескапотной классической схеме грузовиков того времени. Кабина имела три посадочных места и откидывалась вперед при помощи торсиона, обеспечивая доступ к двигателю. Силовая установка с коробкой передач крепятся к раме при помощи амортизирующих опор, образуя тем самым единый комплекс шасси.

  • Рама. Рама КамАЗ-5320 несущая лонжеронного типа с клепаными соединениями. Она состоит из двух параллельных балок-лонжеронов, соединенных между собой семью поперечными балками. В качестве материала изготовления компонентов конструкции используется углеродистая сталь. Передние части несущих лонжеронов имеют скошенное строение для установки подвески. Также к ним крепятся буксировочные крюки. Передний буфер монтируется к несущим балкам при помощи болтов.
  • Двигатель. На грузовик устанавливали V-образные четырехтактные двигатели дизельного типа. Производством силовых установок занимался Ярославский Моторный Завод. Агрегат имел мощность 210 и 180 л.с на максимальных 2600 оборотах в минуту. В то время, данный тип двигателя считался передовым, так как в его конструкции использовались новые технологии, среди которых азотированный коленвал и полнопоточная очистка масла в центробежном фильтре. Система охлаждения была оснащена гидромуфтой, которая включалась автоматически, регулируя рабочую температуру жидкости.
  • Трансмиссия. КПП КамАЗ-5320 имеет двухдисковое сцепление. Управление приводом сцепления осуществляется с помощью гидравлики с пневмоусилителем, что значительно облегчает использование педали. Особенностью КПП является делитель (мультипликатор), который является дополнительной КПП перед основной коробкой. Таким образом к пяти прямым ступеням передач добавляется пять повышенных. Переключение передач происходит дистанционно при помощи кулисы. Соединение КПП и узлов главной передачи (мост) осуществляется при помощи карданных валов и шарниров с игольчатыми подшипниками (крестовины). Средний мост оснащен межосевым дифференциалом.
  • Тормозная система. В устройстве КамАЗ-5320 используется двухконтурная тормозная система магистралей, для передней оси и задней тележки. Она разделяется на три подсистемы: основная, стояночная и запасная. Все колеса оснащены тормозными барабанами. В каждом из них пара колодок. Тормоза приводит в действие сжатый воздух, нагнетаемый компрессором. Воздух аккумулируется в ресиверах. Во время парковки автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, который работает с помощью энергоаккумуляторов. Они размещены на осях задней тележки.
  • Рулевое управление. Рулевой механизм состоит из: рулевого колеса, подрулевой колонки, карданного вала, рулевого механизма с поршень-рейкой, сошки, рулевых тяг и гидроусилителя. Последний облегчает вращения рулевого колеса для водителя, делая управление комфортным.
  • Подвеска. Передняя подвеска состоит из рессор и гидравлических амортизаторов двойного действия. Задняя подвеска – балансирного типа. Листы задних рессор со скользящими передними и задними концами с т-образным профилем.

Машина КамАЗ 5320

Технические характеристики КамАЗ 5320

Полная масса автомобиля 15,305 тонны
Снаряженная масса 7,5 тонны
Грузоподъемность 8 тонн
Вес прицепа До 8 тонн
Длина машины 8 395 мм
Ширина 2 500 мм
Высота 2 830 мм
Ширина колеи передних колес 2 010 мм
Ширина колеи задних колес 1 850 мм
Клиренс 345 мм (минимальный)
База задней тележки 1 320 мм
Максимальная скорость по шоссе 85 км/ч
Объем топливных баков 170 литров

Расход топлива на 100 километров зависел от загруженности машины и ее скорости. Например, для «одиночного» автомобиля КамАЗ 5320 эти технические характеристики составляют 23 и 29,6 литра при движении на 60 и 80 км/ч, соответственно. Автопоезд, преодолевая то же расстояние, потратит не менее 38,5 литров солярки.

Использование КамАЗа в армейских подразделениях

КамАЗы с момента поступления на производство поступали и в соединения Вооруженных сил СССР.

Боевое крещение эти машины прошли в ОКСВА, во время ведения боевых действий в Афганистане, где за ними закрепилась слава надежных и мощных машин, в том числе и при эксплуатации на высокогорье.

Основными отличиями армейской модификации КамАЗа от гражданской линейки было: усиленная конструкция, бампер измененной формы, обязательное наличие системы регулирования давления в шинах. Были и другие отличия, не столь значительные. Сфера же применения машин в армии была достаточно широка:

  • транспортное средство для перевозки объемных грузов и личного состава;
  • использование в качестве платформы для установки различного радиооборудования: КШМ, командные пункты управления пусками и мобильные станции для выполнения других задач;
  • бронированные автомобили для транспортировки личного состава на театре военных действий, этот вид автомобиля серийно не выпускался, бронирование навешивалось на базовую модель;
  • автомашины для сопровождения колонн, «ган-траки» с вооружением ЗУ-23-3.

О «ган-траках» стоит рассказать чуть подробнее, эти автомашины изначально имели своей задачей сопровождение колонн при проводке их в горах Афганистана. В кузове машины устанавливалась зенитная установка ЗПУ-4 или ЗУ-23-2.

В зеленом цвете

Эти установки обладали возможностью кругового обстрела, имели зенитный угол возвышения и мощные патроны, их снаряды и пули могли достать противника на большой дальности и высоте. Что позволило эффективно бороться с засадами на дороге.

Бронирование таких автомобилей зачастую было кустарным и заключалось в обвешивании дверей кабины бронежилетами, реже обшивали металлом.

Сама установка ЗУ прикрывалась дверьми от БМП или другими подручными средствами, задачей которых была защита расчета установки, хотя она и была минимальная. Впоследствии производство подобных средств поддержки было приостановлено.

Бронированные «Уралы» и «КамАЗы» появившиеся во время Кавказских войн и получившие прозвище «покемоны» также продукт кустарного производства, в серии таких машин практически нет. Хотя и доказана их высокая эффективность в эксплуатации.

Техническое обслуживание и ремонт КамАЗ-5320

Хотя многие современные водители, особенно те, которые работают не на своих грузовиках, считают ежедневную визуальную диагностику необязательной, данная процедура может спасти водителю жизнь. Помимо ежедневных самостоятельных осмотров и проверок уровней технических жидкостей, через каждые 10 000 км пробега КамАЗ желательно проверять на станции технического обслуживания. Особенного внимания заслуживают мосты КамАЗ-5320. Нужно следить, не разболтались ли крепления, контролировать уровень масла в редукторах мостов КамАЗ-5320. Такая глубокая диагностика необходима, так как в случае внезапного выхода из строя одной из систем в дороге, неуправляемый автомобиль с тяжелым грузом будет представлять собой смертельную опасность для всех участников дорожного движения.

Обслуживание КамАЗ-5320 также включает в себя проверку всей электрики, которая устанавливалась на КамАЗ-5320. Проверяются все узлы подвески и тормозной системы. В случае обнаружения делали с недопустимым износом, она должна быть заменена на новую.

Использование грузовика

В настоящее время еще немало грузовиков КамАЗ-5320 и его модификаций встречается на дорогах России и СНГ. Данные грузовики, несмотря на свой возраст, популярны из-за простоты ремонта, недорогого обслуживания и низкой стоимости запасных частей.

Разновидности комплектации

Грузовой автомобиль КамАЗ-5320 с самого начала производился в нескольких различных вариантах. Впоследствии на его базе было создано множество самых разных модификаций, в число которых вошли:

  1. Бортовые грузовики;
  2. Седельные тягачи;
  3. Самосвалы;
  4. Автомобили повышенной проходимости;
  5. Спортивные машины;
  6. Автобусы.

Наибольшую известность получил армейский полноприводный КамАЗ-4310, однако, этот автомобиль получился практически самостоятельной моделью. В «гражданской» жизни чаще применялись более простые варианты, которые отличались от исходной машины в основном по своей комплектации.

  • КамАЗ-5410. Эта модификация вошла в перечень базовых, что были проработаны еще на ЗиЛе. Машина представляет собой седельный тягач, серийно производившийся на протяжении тридцати лет – с 1976 по 2006 годы. Общая масса автопоезда могла достигать 25,9 тонны. Большинство этих автомобилей оборудовались кабиной со спальным местом, и этим заметно отличались от базовой модели. Длина КамАЗа-5410 уменьшена до 6,14 метра, а вот ширина увеличилась до 2 680 мм.
  • КамАЗ-5511. Этот автомобиль представлял собой самосвал. Первоначальный вариант, КамАЗ-5510, по каким-то причинам так и не был запущен в серию. Выгрузка из кузова осуществлялась опрокидыванием его назад. Машина, как и седельный тягач, комплектовалась МКПП с двухступенчатым передним делителем, увеличивавшим количество передаточных чисел в два раза. Установка самосвальной установки на шасси осуществлялась в Нижнекамске.
  • КамАЗ-53212. Этот автомобиль стал развитием одного из исходных вариантов — бортового грузовика КамАЗ-53202 с удлиненной колесной базой. Выпуск этой модели производился с 1978 по 2000 годы. Кабина грузовика оборудована спальным местом, а двигатель снабжен предпусковым подогревателем, облегчающим эксплуатацию при низких температурах. Длина машины увеличена до 8530 мм. В некоторых случаях такие грузовики получали дополнительное оборудование, установка которого осуществлялась за кабиной. Следует отметить, что эту модификацию иногда ошибочно обозначают как КамАЗ-53112.
  • КамАЗ-55102. Эта модификация, как и КамАЗ-5511, представляет собой самосвал. Автомобиль предназначался для перевозки сыпучих грузов в условиях сельской местности. Разгрузка возможна не только при опрокидывании кузова назад, но и в стороны – борта сделаны откидывающимися. Грузоподъемность несколько ниже, чем у 5511 и составляет 7 тонн. Кабина, как правило, не имела спального места.

Достоинства и недостатки КамАЗ 5320

Создание грузового автомобиля КамАЗ-5320 и строительство Камского автозавода стало одним из последних значительных успехов советской тяжелой промышленности.

Новая машина обладала весьма весомым набором различных преимуществ:

  1. Значительная грузоподъемность при умеренном по тем временам расходе топлива;
  2. Простота управления и технической эксплуатации;
  3. Невысокая для машины такого класса цена;
  4. Комфортабельная по сравнению с другими грузовиками кабина;
  5. Дизельный двигатель – это заметно снижало расходы на покупку топлива, поскольку солярка была дешевле бензина;
  6. Неплохая проходимость, в том числе по грунтовым дорогам;
  7. Возможность формирования тяжелых автопоездов.

Главным же недостатком новой машины было крайне низкое качество исполнения многих ее узлов. Это приводило к частым поломкам, но и ремонт зачастую не помогал: по некоторым комплектующим процент брака превышал 80%, что являлось, безусловно, полной катастрофой.

На дороге

По мере освоения серийного производства ситуация стала изменяться в лучшую сторону, но «гражданским» водителям еще долго пришлось завидовать своим военным коллегам – вездеходы КамАЗ-4310 собирали из куда более качественных деталей.

В современных условиях российский грузовик выглядит уже устаревшим. Уровень комфорта кабины, когда-то вызывавший восторг, считается сейчас в лучшем случае терпимым. Особенные же нарекания связаны с двигателем, точнее, с системой выпуска отработанных газов, из-за которой КамАЗы порой окружает целое облако удушливого дыма.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: