Боевая машина пехоты БМП-1У «Шквал», характеристика и особенности

БМП-1У «Шквал»

БМП-1У «Шквал» представляет собой украинскую боевую машину пехоты, созданную в конце 1990-х годов Киевским Научно-техническим центром артиллерийско-стрелкового вооружения. Боевая машина является модернизированным вариантом советской БМП-1.

Рассмотрим более подробно БМП-1У «Шквал», историю создания машины, особенности конструкции и вооружения, технические характеристики и модификации.

История создания

БМП-1У была разработана в конце 1990-х — начале 2000-х годов в киевском Научно-техническом центре артиллерийско-стрелкового вооружения в рамках ОКР «Блиндаж».

17 марта 1999 года было официально объявлено о создании унифицированного боевого модуля, предназначенного для модернизации БМП-1. БМП-1У была впервые продемонстрирована 24 августа 2001 в Киеве на военном параде в честь Дня независимости Украины.

В 2004 году, после завершения предварительных испытаний, было объявлено о намерении до конца 2012 года модернизировать 400 шт. БМП-1 трех механизированных бригад украинской армии до уровня БМП-1У, однако фактически вооруженные силы Украины получили только 12 модернизированных бронемашин (еще 30 были поставлены в Грузию и три — в Чад).

Боевая машина пехоты БМП-1У «Шквал»

В 2007 году модернизированный вариант БМП-1 с боевым модулем «Шквал» вышел на этап государственных испытаний.

В ноябре 2014 года для вооруженных сил Украины стоимость одной БМП-1У составляла 6 млн. гривен.

В 2015 году был разработан вариант БМП-1УМ.

В сентябре 2016 года был разработан вариант БМП-1УМД «Мисливець» с двигателем Deutz, в декабре 2016 года начались испытания образца БМП-1УМД «Мисливець» с новой цифровой системой управления огнем, которые были завершены 27 ноября 2017 года.

Особенности конструкции БМП-1У «Шквал»

БМП-1У Шквал (BMP-1U Shkval) – это вариант глубокой модернизации советской БМП-1 с установкой нового комплекса вооружения “Шквал”. Машина разработана в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) “Блиндаж” и впервые была представлена в 2001 году.

Боевая машина

Корпус БМП-1У Шквал фактически остался прежним за исключением ведущих колес и гусениц, заимствованных от БМП-2 и установкой крыльев-поплавков над гусеницами, способствующих улучшению устойчивости на плаву. Помимо этого, вместимость десантного отделения сократилось до 6 пехотинцев, из-за несколько большего объема, занимаемого комплексом вооружения Шквал в подбашенном пространстве.

Отделение управления БМП-1У Шквал с местом механика-водителя расположено в передней части корпуса слева, за ним – место командира. Справа от них расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с четырехтактным 6-цилиндровым V-образным дизельным двигателем UTD-20 мощностью 300 л.с. (221 кВт) при 200 оборотах в минуту. Центральную и кормовую часть занимает совмещенное десантное и боевое отделение. Посадка и высадка десанта осуществляется через кормовую дверь или верхние люки.

БМП-1У Шквал снабжена башенкой кругового вращения вооруженной боевым комплексом “Шквал”, в состав которого входят: 30-мм автоматическая пушка КБА-2, 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 “Пламя” и сдвоенная пусковая установка ПТРК “Конкурс”. Существует вариант БМП, в котором гранатомета АГ-17 “Пламя” заменен на спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ. БМП-1У Шквал оснащена СУО (система управления огнем), а все вооружение имеет стабилизатор СВУ-500.

Ведение прицельной стрельбы БМП-1У Шквал обеспечивается при помощи электронно-оптического прицела ТКН-3Б, телевизионного прицела ОТП-20, лазерного дальномера ВДЛ-2, перископического зенитного прицела ПЗУ-7М (ПЗУ-8).

Боевой комплекс "Шквал"

Ходовая часть БМП-1У Шквал состоит из шести обрезиненных опорных катков, трех поддерживающих роликов, ведущего переднего и направляющего заднего колес по каждому борту. Подвеска БМП-1У Шквал индивидуальная торсионная, на первом и последнем узлах подвески установлены гидравлические амортизаторы.

Боевая машина пехоты БМП-1У Шквал способна преодолевать водные препятствия вплавь, движение которой на воде осуществляется за счет прокручивания гусениц.

Технические характеристики БМП-1У «Шквал»

  • Габаритные размеры:
  1. длина 6,735 м
  2. ширина 2,94 м
  3. высота 2,45 м
  • Боевая масса – 13,2 т
  • Экипаж – 3+6 чел
  • Опорная база – 3660 мм
  • Колея – 2550 мм
  • Клиренс – 370 мм
  • Силовая установка – четырехтактный 6-цилиндровый V-образный дизельный двигатель UTD-20: мощность 300 л.с. (221 кВт) при 2 600 об/мин
  • Максимальная скорость:
  1. 65 км/час по шоссе
  2. 30 км/час по пересеченной местности
  3. 7 км/час на плаву
  • Запас хода:
  1. 550 км по шоссе
  2. 400 км по пересеченной местности
  3. Емкость топливных баков – 462 л
  • Вооружение:
  1. 30-мм автоматическая пушка КБА-2
  2. 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 “Пламя” или 7,62-мм пулемет КТ-7,62
  3. пусковая установка ПТРК “Конкурс”
  • Боекомплект:
  1. 360 выстрелов 30-мм
  2. 2 000 патронов 7,62-мм
  3. 116 гранат
  4. 4 ПТУР
  • Бронирование:
  1. лоб корпуса верх/низ – 7/19 мм
  2. борт корпуса верх/низ – 16/18 мм
  3. корма корпуса 16 мм
  4. крыша корпуса 6 мм
  • Преодолеваемые препятствия:
  1. амфибия
  2. стенка высотой 0,7 м
  3. ров шириной 2,5 м
  4. угол подъема 35°
  5. крен 25°

Эксплуатация боевой машины

Варианты и модификации

  • БМП-1У «Шквал»— базовая модель
  • БМП-1М— экспортный вариант БМП-1У, на который установлен прицельный комплекс «Тандем-2» от НИИ радиолокационных систем «Квант-радиолокация», а советский противотанковый комплекс «Конкурс» заменен на украинский ПТРК «Барьер» разработки киевского КБ «Луч». Демонстрационный образец был представлен в феврале 2011 года.
  • БМП-1УМ— новый вариант массой 13,6 тонн, разработанный с учетом конструкции БМП-1М, демонстрационный образец представлен 22 сентября 2015 на оружейной выставке «Зброя та безпека-2015». Усилена броневая защита, установлены усовершенствованный боевой модуль КБА-105ТБ «Шквал-А» с цифровым стабилизатором вооружения СВУ-500-3Ц и прицельным комплексом «Тандем-2», новый дизельный двигатель ЗТД-2, новые топливные баки, прибор спутниковой навигации СН-3003, модернизированный прицел командира ТКН-3Б, новые сиденья с улучшенной противоминной защитой, высота десантного отделения увеличена на 15 см, двери десантного отделения заменены аппарелью с механическим приводом, изменено расположение выхлопной трубы
  • БМП-1УМД— модификация БМП-1УМ с немецким четырехтактным шестицилиндровым дизельным двигателем Deutz TCD2013 L64V (330 л. с.) производства Deutz AG, модификация разработана в сентябре 2016 года и впервые представлена 11 октября 2016 года.
  • БМП-1ТС — модификация БМП-1У от компании «Техимпекс» с усилением бронирования, боевым модулем «Спис» (версия боевого модуля «Шквал» с системой управления огнем «Синтез») и радиостанцией Motorola DM-4601, впервые представлена 20 августа 2021 на репетиции военного парада в Киеве.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: