Перед войной в СССР стали активно разрабатывать различные бронеавтомобили. Потребность в боевых машинах была уже велика, но при этом производство танков освоить было достаточно сложно. Гораздо проще оснастить вооружением и броней готовое шасси легкового и грузового автомобиля.
Советские конструкторы изрядно постарались и создали целые семейства пушечных и пулеметных бронеавтомобилей, по боевой эффективности превосходившие танки. Одним из таких бронеавтомобилем был БА-20, построенный на шасси ГАЗ М-1.
Бронеавтомобили являются одной из разновидностей военной спецтехники, которая обладает бронированными кузовами, а также пулеметами или даже пушками. Во время двух последних мировых войн броневые автомобили в противоположность колесным бронетранспортерам не предназначались для транспортировки десанта. По совокупности всех исполняемых задач броневики в некоторой степени были подобны легким танкам той поры.
История создания и развития БА-20
Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.
Производство сосредоточили на заводе в Выксе (Нижегородская область). Его запустили в середине лета 1936 года, когда предприятие получило все технические документы. В Ленинграде заводу «Красный Треугольник» поручили производить пуленепробиваемые шины для будущей техники. С июля по декабрь 1936 года специалисты собрали 35 экземпляров.
Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.
Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано еще 1 324 машин различных модификаций.
За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить еще 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.
Конструкция бронеавтомобиля БА-20
Корпус бронеавтомобиля БА-20 сварной, из катаных броневых листов. На крыше башни люк сферической формы, сама башня поворачивается усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели и смотровые лючки с опускаемыми в бою крышками. Еще один люк был в днище автомобиля — для выхода экипажа из поврежденной машины.
Шины БА-20 были пулестойкими, полуоси заднего моста, а также рессоры — усиленные. В части броневиков имелась радиостанция 71-ТК-1 устанавливавшаяся за сиденьем водителя, с поручневой антенной вокруг корпуса.
Эксплуатация
Уже в ходе испытаний БА-20 продемонстрировал свои преимущества перед ФАИ. Несмотря на большую массу, новый броневик уверенно шел по проселку, а по шоссе мог развить свыше 90 км/ч. В то же время комиссия отмечала, что наблюдать за дорогой при скорости свыше 20 км/ч уже невозможно. Для того, чтобы бронемашина смогла самостоятельно решать тактические задачи, вооружение предлагали усилить — установкой второго пулемета в башне и третьего – в лобовом листе корпуса.
В Испанию бронеавтомобили БА-20 попасть не успели (некоторые источники утверждают обратное – возможно, имеет место путаница с ФАИ), но РККА с успехом применило их в боях с японцами на Халхин-Голе. Легкие броневики, вооруженные пулеметами, применялись в основном для разведывательных и связных задач. Безвозвратно было потеряно 14 бронемашин, 27 нуждалось в том или ином ремонте. Практика показала, что для полноценного боя БА-20 уже слабы, а их броня защищает только от пуль нормального калибра.
В ходе вторжения в Польшу БА-20 уже старались использовать только для разведки, а также в качестве связных и командирских машин.
Вследствие этого их потери были невелики. Гораздо тяжелее пришлось бронеавтомобилям во время советско-финской войны. В условиях холодной зимы и бездорожья БА-20 показывали низкую проходимость и легко застревали. Шины колес при этом легко разрушались даже от взрывов гранат, и броневики вообще лишались подвижности. Потеряно было 33 бронеавтомобиля.
К началу Великой Отечественной Войны бронеавтомобиль на шасси «эмки» продолжал производиться, а в частях находилось более 1000 машин. На эти слабо вооруженные броневики легла вся тяжесть первых месяцев отражения блицкрига. Например, в 13-й танковой дивизии 8 июля числилось 10 БА-20. Через месяц 6 броневиков было уничтожено, а 3 – брошено.
Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать их «родина» — Ижорский завод. Выпуск «двадцатых» прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить еще в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.
Трофейные броневики активно использовались противником – так, в вермахте им присвоили индекс BA-202 (r) и использовали в полицейских частях в тылу. Что касается Финляндии, то там трофейные бронемашины стояли в строю еще в 50-е годы.
БА-20 находился в производстве с 1936 по 1942 г.г., всего было изготовлено около 2100 машин. Начиная с Халкин-Гола и заканчивая Великой Отечественной войной, БА-20 применялись советскими войсками, и зарекомендовали себя с лучшей стороны в качестве разведывательных, штабных и машин связи.
Некоторое количество БА-20 захваченных финнами (максимум — 18 машин) применялись последними до 1956 года.
Тактико-технические характеристики
К середине 30-х годов производство танков наращивалось, а популярность бронеавтомобилей снижалась. При этом от использования шасси «цивильных» машин старались отказываться. Можно попытаться сравнить БА-20 с британским броневиком «Моррис» CS9 на шасси грузовика.
БА-20 | Morris CS9 | |
Масса, т | 2,2 | 4,5 |
Длина, м | 4,3 | 4,7 |
Высота, м | 2,13 | 2,13 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 | 73 |
Максимальная толщина брони, мм | 6 | 7 |
Вооружение | 7,62 мм пулемет | 13,9 мм противотанковое ружье, 7.7 мм пулемет |
Британская машина была защищена чуть лучше (или чуть хуже – если сравнивать с модернизированным БА-20М) советского броневика. Зато по подвижности и вовсе уступала, из-за вдвое большей массы. Вероятно, наличие противотанкового ружья давало возможность поражать легкую технику.
Большая часть «Моррисов» была брошена во Франции, а сохранившиеся ограниченно применялись в Северной Африке.
Хотя БА-20 значительно превосходил ФАИ, его недостатки были очевидны уже во время принятия на вооружение.
В дальнейшем они только подтверждались. Проходимость бронемашины пытались увеличить за счет использования трехосного (но более легкого, по сравнению с грузовыми) шасси. Ни один из этих образцов в серию не пошел.
Перед самой войной было принято решение о необходимости строить легкие бронеавтомобили на полноприводном шасси, но до начала боев сделать этого не успели. Только в 1942 году в серию пошел БА-64.
Модификации БА-20
На базе легкого броневика создали несколько разновидностей:
- ЖД — вариант для передвижения по железнодорожным путям. В комплектацию входило четыре металлических колеса для передвижения по железной дороге. Экипаж мог самостоятельно с помощью домкратов менять колеса в случае необходимости. Инженеры собрали 61 экземпляр этой модификации;
- М — улучшение стандартного варианта. В основу транспорта легло шасси ГАЗ-МС. Оно отличалось наличием усиленной балки в конструкции переднего моста, улучшенных рессор и дополнительного топливного бака на 30 литров. Основные изменения — башня новой конструкции и усиленное бронирование. С конвейера сошло 1 230 машин;
- ЖД М — железнодорожный вариант на базе улучшенной модификации. Конструкторы собрали 74 или 76 экземпляров (есть различные документы с разной информацией о количестве выпущенных авто).
Автомобиль БА-20 использовался не только советской армией. Руководство Союза поставило 30 штук Монгольской Народной Республике. Также несколько десятков машин использовались Румынией, Третьим Рейхом и Финляндией. Этим странам техника досталась в качестве трофеев после боевых действий.