В конце прошлого века основной бронемашиной мотострелковых войск России и бывших советских республик был БТР-80. Данную машину активно поставляли на экспорт. Только недостаточные огневая мощь и защищенность броневика вынудили конструкторов уже в 90-е годы заняться разработкой машины нового поколения.
В начале 2000-х годов испытания нового БТР-90 закончились. Данный броневик официально приняли на вооружение. Бронемашина активно рекламировалась. Но вместо нее на вооружение начал поступать разработанный в Арзамасе вариант БТР-82А – сильно модернизированный БТР-80.
История создания БТР-82А
В 1984 году в серийное производство в СССР поступил колесный БТР-80. Он вызывал множество нареканий, особенно по боевой мощи и защите от мин. В 2010 году на вооружение был принят его значительно улучшенный вариант БТР-82А(М). БТР-82АМ в отличие от БТР-82А производились путем переделки старых БТР-80. Это их единственное отличие друг от друга.
Проект создания БТР-82А не предусматривал дорогостоящее конструирование принципиально новой боевой машины. Целью было повышение огневой мощи, придание возможности стрельбы с движения, ночью и в плохих метеоусловиях. Также усиливалась защита экипажа и десанта от последствий подрыва на минах и действия осколков разорвавшихся боеприпасов под броней. При этом сохранили подвижность привычную для БТР-80, несмотря на значительное увеличение массы с 13,6 т до15,4 т.
БТР-82А был принят на вооружение в 2012 году. Он активно поставляется за рубеж. Казахстан получил его раньше, чем сама Российская армия. Он принял участие в боевых действиях в Сирии (в составе правительственной армии) и в Нагорном Карабахе (в составе армии Азербайджана).
На базе него в 2020 году создали модернизированный БТР-80АТ, созданный с учетом боевого опыта применения российских колесных бронемашин.
Основные технические особенности БТР-82А
Новая машина отличается высокими динамическими характеристиками. Конструкторы старались реализовать на практике идею высокомобильного, хорошо защищенного и вооруженного бронированного транспортного средства. Насколько этот им удалось, покажет время. На сегодняшний день технические и огневые параметры новой техники впечатляют. Основные отличительные конструктивные особенности новой машины следующие:
- усиленный моторный блок и развитая коробка передачи скоростей;
- совершенная ходовая часть, оснащенная амортизаторами и новыми колесными редукторами;
- усилено бронирование машины за счет установки кевларовой внутренней обшивки;
- комплекс вооружений сосредоточен в боевом беспилотном командном модуле;
- наличие в машине совершенной системы обнаружения и пожаротушения.
Все перечисленные новшества, примененные в новой машине, на деле представляют собой целый ряд новых устройств и механизмов, которые ранее не использовались в военной технике.
Особого внимания заслуживает двигательный отсек и ходовая часть бронетранспортера. В отличие от своих предшественников БТР 82А имеет новые колесные редукторы. На прежних машинах использовались редукторы советского образца, страдающие рядом технологических дефектов. Высокая проходимость машины обеспечивается двумя факторами. Основным двигателем является надежный и проверенный дизельный камазовский двигатель КАМАЗ-740.14-300. По сравнению с предыдущей версией – это двигатель имеет мощность 300 л/с.
В дополнение к мощному двигателю, способному обеспечить высокую скорость и маневренность 15 тонной машине, ходовая часть нового БТР имеет трансмиссию на каждый ведущий мост. В основе конструкции трансмиссии лежит тот же принцип, что и в современных легковых внедорожниках. Раздаточная коробка имеет увеличенный ресурс, который обеспечивает продолжительный марш без капитального ремонта.
В отличие от ходовой и моторной группы, общая компоновка новой машины сохранила основные черты БТР 80. Экипаж машины и органы управления сосредоточены в носовой части бронетранспортера. Средняя часть бронированного корпуса представляет собой транспортный отсек – салон, в котором с комфортом могут разместиться 7 стрелков в полной боевой экипировке. Управлять боевой машиной традиционно будет экипаж, состоящий из 3- человек: командир наводчик и механик-водитель.
Важным элементом внутреннего оснащения бронетранспортера является наличие кевларовой защиты. Общая схема бронирования осталась прежней – противопульной, однако с помощью кевларовой обшивки внутренней поверхности личный состав и экипаж защищены от поражения осколками. Тем более что дополнительная внутренняя обшивка усиливает тепло- и шумоизоляцию. Этот аспект очень важен при использовании бронетехники в регионах с кардинально противоположными климатическими условиями.
Моторное отделение и трансмиссионный блок располагаются по традиции в корме.
Боевые и огневые возможности машины
По данным экспертов, выпущенные модификации машины 82 и 82А существенно отличаются по боевым возможностям от иностранных аналогов. В российской разработке установлены системы фильтрации воздуха, благодаря которой и экипаж и подразделение стрелков защищены от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.
Новая машина имеет усиленную противоминную защиту, которая за счет применения специальных поглощающих ковриков снижает вероятность поражения личного состава при подрыве машины на противопехотных минах осколочного действия. Противодействие фугасным зарядам традиционно в машинах этого класса достаточно слабое. Корпус бронетранспортера оборудован боковыми входными дверями, состоящими из двух створок. Такая конструкция позволяет осуществлять посадку-высадку боевого подразделения во время движения машины. В дополнение к двери на верхней части бронетранспортера имеются два десантных люка. Напротив каждого сидения в транспортном отсеке имеются люки, обеспечивающие бойцам транспортируемого подразделения возможности вести огонь из стрелкового оружия.
Вооружение, которым оснащен БТР 82А – это отдельная тема, заслуживающая пристального изучения.
Вкратце можно сказать, что огневая мощь нового российского БТР выросла на порядок и могущественней, чем у зарубежных аналогов. Модификации, которые сегодня выпускаются одновременно, оснащаются традиционным стрелковым оружием – крупнокалиберным пулеметом Владимирова (КПВТ) и спаренным с ним 7,62 мм пулеметом ПКТМ или имеют артиллерийское вооружение.
На модификацию БРТ 82А и БТР 82А1 устанавливается скорострельная 30-мм пушка. Ее снаряды способны поражать легкобронированные, низколетящие воздушные цели и живую силу на расстоянии до 2-4 км. Основное отличие от машины БТР 80 заключается в том, что на бронетранспортере нет башни в том виде, в котором мы привыкли ее видеть на бронированной технике. Комплекс вооружений размещается в дистанционно управляемом блоке. Управление огневыми средствами осуществляется изнутри основного корпуса. Вся информация об окружающей обстановке и целеуказание поступает на монитор, который является основным рабочим инструментом наводчика и командира машины.
По своим огневым характеристикам и другим ТТХ российский бронетранспортер выгодно отличается от зарубежных машин. Привлекает и его коммерческая стоимость. В планах завода и Рособоронэкспорта продажа новой техники за рубеж. Сегодня интерес к новой российской разработке проявляют в Индонезии и в Таиланде, в Пакистане и во Вьетнаме.
Тактико-технические характеристики БТР-82А
Сравним БТР-82А с его непосредственным предшественником «восьмидесятой» серии и бронетранспортером LAV-25, стоящим на вооружении американской морской пехоты.
БТР-80А | БТР-82А | LAV-25 | |
Экипаж+десант | 3+7 чел. | 3+7 чел. | 3 + 6 чел. |
Масса | 14,5 т. | 16 т. | 12,8 т. |
Максимальная скорость | 80 км/ч | 80 км/ч | 100 км/ч |
Запас хода | 600 км | 700 км | 660 км |
Длина | 7,6 м | 7,6 м | 6,4 м |
Высота | 2,4 м | 2,7 м | 2, 7 м |
Вооружение | 30мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемет | 30мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемет | 25мм автоматическая пушка, 2 пулемета калибра 7.62 мм |
Итак, БТР-82А «набрал веса» по сравнению с предком, но на его подвижности это не сказалось, а запас хода даже увеличился. Американский бронетранспортер, вставший на вооружение еще в 80-е годы, уже тогда был вооружен автоматической пушкой (хотя и меньшего калибра) в башне с гидравлическими приводами, а по мобильности даже превосходил БТР-80.
Впрочем, высокая подвижность LAV-25 достигалась во многом за счет тонкой брони, рассчитанной на защиту от автоматных пуль. В ходе модернизаций и приведения бронетранспортеров к стандарту LAV-25A2 броне усиливалась и обеспечивала защиту от 30мм снарядов для лобовой брони и от 14.5 мм пуль – «по кругу». Насколько при этом увеличивался вес – не сообщается, но машины сохранили способность к авиадесантированию. В целом можно считать, что LAV-25A2 примерно соответствует по качествам БТР-82А.
Эксплуатация
Еще до официального принятия на вооружение в России в 2010 году, БТР-82А заказали вооруженные силы Казахстана. Туда были поставлены 70 бронемашин. А с 2011 года на новые бронетранспортеры стали переходить и российские войска. В 2017 году количество эксплуатируемых БТР-82А превысило 1400 единиц. Стоит заметить, что это не только «вновь произведенные» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитальных ремонтов. Такие бронетранспортеры получают индекс БТР-82АМ.
Интересно, что хотя базовой версией считался «пулеметный» БТР-82, сведений о том, что такие бронетранспортеры куда-то поставлялись, нет.
Более того, он даже не значится в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроительного. Очевидно, в настоящее время он не производится и основной моделью надо считать все-таки БТР-82А с «пушечным» вооружением.
Уже в 2015 году появилась модификация БТР-87. Следуя современным требованиям, конструкторы переместили моторное отделение в нос корпуса. Машина, однако, до сих пор остается опытной. С 2015 года известно и о применении БТР-82А в Сирии. Считается, что машины прибыли в зону боевых действий с российскими войсками, а затем были переданы армии Сирии (хотя официально на вооружении не состоят). Подробно о результатах эксплуатации и боевой эффективности бронетранспортеров до сих пор не сообщалось.
После принятия БТР-82А на вооружение некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (даже если до этого точно так же аттестовали БТР-90).
И, при ближайшем рассмотрении, «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые бронетранспортеры, а поднять их эксплуатационные качества во время капремонтов. С другой стороны, «девяностый» все-таки имел и более мощное вооружение, и лучшую защиту.
Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой может служить появление перспективного семейства бронетранспортеров «Бумеранг». Действительно, не стоит разворачивать производство новой техники, если уже «на подходе» еще более совершенная. Но если «Бумеранги», вслед за танком «Армата», сочтут слишком дорогостоящими – российская армия может надолго остаться улучшенными, но уже совсем не новыми БТР-82А.