В конструкторском бюро Яковлева было разработано множество успешных воздушных машин, и самолет Як-58 не является исключением. Советский самолет Як-58 выполнен в двухбалочной схеме и оснащен хвостом П-образной формы. Возле хвостовой части машины установлен толкающий винт.
Самолет Як-58 отличается от всех своих предшественников особенностью конструкции и рациональным использованием места и материалов. Рассмотрим более подробно самолет Як-58, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.
История создания
При изучении потенциального спроса на авиаперевозки в стране было выявлено, что существует потребность в создании самолетов «делового» класса на 6-10 мест в пределах дальности до 1000 км. По результатам этого анализа в 1994 году ОКБ Яковлева, под руководством главного конструктора Ю.И. Янкевича, приступило к разработке шестиместного самолета Як-58.
Як-58 первоначально изготавливали на Тбилисском авиационном заводе в начале 90-х годов, практически сразу после распада СССР. Завод брался финансировать все работы по испытаниям и доводке самолета. Изготовление оснастки и и подготовку производства закончили достаточно быстро и к концу 1993 года собрали первую машину. В декабре ее выкатили на аэродром для дальнейшей отработки. В 1997 году шестиместный Як-58 был представлен на МАКСе. Однако из-за проблем с финансированием программа была приостановлена.
В дальнейшем работа по проекту модернизированного Як-58 была возобновлена с участием совместного Российско-Казахстанского предприятия АО «ЯК АЛКОН»(«Альянс авиационных конструкторов»). Организацию серийного сборочного производства Як-58 планировали осуществить в Казахстане в свободной экономической зоне.
Основным отличием модернизированного самолета Як-58 является силовая установка. Вместо отечественного поршневого двигателя М-14П, мощностью 360 л.с., будет устанавливаться немецкий турбодизель RED A03 V12, мощностью 500 л.с.
Особенности конструкции Як-58
Корпус самолета Як-58 изготовлен из легких, но прочных алюминиевых сплавов, что позволило уменьшить общий вес конструкции, изготовить аппарат с цельнометаллическим фюзеляжем. Машина имеет фюзеляж типа полумонокока и работающую обшивку. Крыло состоит из двух разъемных лонжеронов. В каждом крыле установлено по одному топливному баку емкостью по 250 литров. При изготовлении крыла были использованы композиционные материалы, а именно законцовки изготовлены из качественного стеклопластика. Управление аппаратом осуществляется за счет безбустерной системы. При использовании Як-58 как учебного самолета возможна установка системы управления для второго пилота.
Кабина пилота оснащена регулируемым креслом, за ним размещен пассажирский диван. Кабина имеет систему вентиляции, которая работает за счет отбора воздуха за бортом машины. С обеих сторон корпуса установлены двери для посадки пассажиров или для погрузки различных грузов. Все это размещено в довольно небольшом корпусе. Данные показатели были получены за счет тщательной работы конструкторов, которые имели перед собой задачу создать компактный, но комфортный аппарат с малыми энергетическими затратами.
Силовая установка самолета Як-58 представлена авиационным двигателем модели М-14ПТ, который был разработан и изготовлен в городе Воронеже на базе ОКБ моторостроения. Двигатель самолета имеет мощность 360 лошадиных сил. Мотор вращает трехлопастной винт, который меняет шаг во время полета. Данный винт изготовлен на заказ в немецкой фирме. Преимуществом конструкции является то, что данная силовая установка расположена в хвостовом отсеке, что позволило получить значительно больше места в кабине и улучшить обзор пилотам.
Несмотря на свой небольшой вес 1270 килограммов, самолет имеет достаточно хорошие летные показатели. Максимальная масса при взлете достигает показателя 2125 килограммов, при этом крейсерская скорость полета составляет 260 км/ч. Что касается максимальной скорости, то она достигает показателя 300 км/ч. А максимальная высота, на которую может подняться аппарат, составляет 4 километра. Для отрыва от взлетной полосы самолету достаточно дистанции 600 метров.
Основные назначения самолета Як-58:
- Перевоз мелких грузов или деловой документации.
- Использовать как учебную машину для начинающих летчиков.
- Выполнять вылеты для патрулирования и контроля лесов, линий коммуникаций и газонефтепроводов.
- Разведывательные работы для выявления рыбных запасов, как правило, в прибрежных зонах морей.
- Для геологических и экологических исследований окружающей среды.
- В труднодоступных районах его можно использовать как связной или почтовый самолет.
- Перевоз шести пассажиров на расстояние в одну тысячу километров.
Продуманная конструкция кабины позволяет достаточно быстро переоборудовать самолет для перевозки грузов, пассажиров или вовсе использовать как санитарную машину. Качественная система трехопорного шасси и достаточно малый разбег при взлете позволяют эксплуатировать аппарат на слабо подготовленных взлетных полосах. Во время полета стойки шасси убираются в средину корпуса самолета. На колесах шасси установлены тормозные системы, которые работают за счет пневматики. Это в свою очередь значительно увеличивает область применения данной машины. Кроме того, самолет очень прост и неприхотлив в эксплуатации и обслуживании.
На основе стандартного самолета модели Як-58 было создано несколько модификаций. Первой из них стало так называемое аэротакси, которое могло перевозить пять пассажиров. Следующая модификация предназначена для перевозки груза массой до 600 килограммов. Был разработан и медицинский аппарат для срочной перевозки одного больного и одного сопровождающего врача. Конструкторы изготовили проект машины с повышенным комфортом, он мог перевозить 4 пассажира. Як-58 также был переоборудован и для сельскохозяйственных целей.
Технические характеристики Як-58
Модификация | Як-58 |
Размах крыла, м | 12.70 |
Длина самолета,м | 8.55 |
Высота самолета,м | 3.16 |
Площадь крыла,м2 | 20.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1360 |
максимальная взлетная | 2125 |
Тип двигателя | 1 ПД М-14ПТ |
Мощность, л.с. | 1 х 360 |
Максимальная скорость, км/ч | 280 |
Крейсерская скорость, км/ч | 250 |
Дальность действия, км | 1000 |
Практический потолок, м | 4000 |
Экипаж, чел | 1 |
Полезная нагрузка: | 6 пассажиров или до 600 кг груза |
Модификации Як-58
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
Як-58АС | Сельскохозяйственная модификация. |
Як-58АТ | Аэро-такси для перевозки пяти пассажиров. |
Як-58М | Медицинская модификация для перевозки одного больного с одним сопровождающим (медиком). |
Як-58С | Грузовая модификация для перевозки до 600 кг груза. |
Як-58L | Модификация салона повышенной комфортности для четырех пассажиров. |
Сертификация
Покупателями Як-58 должны были стать союзные республики. Большую партию машин предполагалось направить в Казахстан. Также изъявляли желание приобрести машины другие среднеазиатские республики — Киргизстан, Туркменистан и другие. Но в судьбу Як-58 вмешался распад СССР. С распадом СССР, все бывшие союзные республики, являющиеся потенциальными заказчиками самолета Як-58, оказались в статусе заграничных.
Для экспорта машин за границу требовалась обязательная сертификация типа с занесением в реестр МАК. Первые сертификационные испытания самолета планировалось начать в 1997 г. и закончить в начале 1998 г. Однако сроки завершения сертификации постоянно переносились. За это время самолет неоднократно модернизировался. Любая модернизация требовала новой сертификации типа, которая продолжалась не менее полтора года. А это задерживало экспорт.
В 2009 г. на Як-58 был установлен немецкий двигатель Red-А3 мощностью 490 л.с. Кроме нового двигателя, на Яковлеве 58 планировалось установить современное бортовое и приборное оборудованием, основными из которых являются комплекс пилотажно-навигационного оборудования Garmin с системой GPS и российский комплекс ГЛОНАСС с Петербургской компании «Транзас».
В связи с этим самолет подлежал очередной сертификации, которая планировалась завершиться лишь к концу 2013г. Реально сроки сертификации продлились до 2017 г. Ситуация улучшилась с созданием совместного казахско-российского предприятия «ЯК АЛАКОН» («Альянс авиационных конструкторов»). Это позволило организовать серийное производство модернизированного Як-58 непосредственно в Казахстане.
Были желающие приобрести машины и в дальнем зарубежье, Китай и Куба. Для экспорта машин в страны дальнего зарубежья планировалось сертифицировать самолет по американским и европейским нормам. Были ли осуществлены эти планы, история умалчивает.
Заключение
Перефразируя высказывание, написанное А.С.Яковлевым в одной из своих книг, «технику, отвечающего эстетическим потребностям людей, может создавать лишь человек, не чуждый личных эстетических запросов».
Самолет Яковлева Як-58 является очередным подтверждением этому утверждению. Он является, пожалуй, единственным в истории пассажирской авиации экземпляром, вызывающим эстетическое восхищение идеями его создателей.