Учебный самолет Су-28, описание и особенности

Самолет Су-28

Самолет Су-28 представляет собой учебно-тренировочную версию модели, созданную на базе Су-25. Название проекта в самом начале было — Т-8-УТ. Воздушная машина создавалась с целью замены чехословацких учебно-тренировочных L-39 Albatros.

В 1987 году мир увидел опытный образец на базе Су-25. Облегчить конструкцию самолета удалось путем исключения большинства систем боевого применения. Носовую часть планера занял прицельный комплекс, в который был вмонтирован балласт. На самолете отсутствовала бронезащита пилотов.

После распада СССР наступил кризис, поэтому проект пришлось заморозить, а позже полностью закрыть. Но при этом работы, связанные с созданием Су-28, пригодились для создания учебно-боевой модификации палубного штурмового самолета Су-25УТГ.

История создания

Было принято решение о модернизации учебно-боевого варианта Т8-УБ до учебно-тренировочного Т8-УТ на базе КБ им. Сухого. Данная идея принадлежала маршалу А.Н. Ефимову, который пытался таким ходом вытеснить с учебно-тренировочных центров подготовки пилотов чехословацкие L-39.

Исходя из поставленной задачи, первый летный образец Т8-УБ1 был направлен на доработку. Улучшить летно-технические характеристики машины планировалось за счет облегчения ее взлетной массы. Для этого необходимо было снять все установки и системы вооружения, прицельное оборудование. На пушечный отсек и вместо станции «Клен» поставлена зашивка, а носовой отсек фюзеляжа занял центровочный груз. На крыле вместо установки «запила» тоже появилась обшивка.

Учебный самолет Су-28

В июле 1987 года доработки над Су-25 УТ благополучно завершились, и уже в августе этого года самолет впервые подняли в воздух. Его планировали представить на аэродроме Тушино широкой публике в честь Дня Воздушного Флота.

Самолет впервые удалось посадить на травяное покрытие, что свидетельствовало о хороших расчетах в конструкции аппарата (руководил самолетом во время посадки лично М.П. Симонов, который занимал должность Главного конструктора).

Однако принять участие в празднике Су-28 так и не получилось. Он участвовал в авиасоревнованиях, которые проходили в Волгограде. Экипаж показал неплохие результаты и получил бронзовые медали.

Совершенствование данной модели продолжалось 2 года. В начале лета 1989 г. вышел модернизированный вариант Су-28М, который вместе с Су-25 представили публике на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). Также его показывали на авиавыставках в Дубае, Абу-Даби, на Филиппинах.

Вид спереди

В серийное производство самолет Су-28 не поступил из-за нахлынувшей волны кризиса, связанной с распадом СССР. На его базе в будущем построили учебно-тренировочный палубный штурмовик Су-25УТГ.

Особенности конструкции и эксплуатация Су-28

Самолет представляет упрощенную модификацию Су-25Уб, в которой сократили состав вооружения и оборудования.

Экипаж самолета рассчитан на двух человек. Предназначение состояло в обучении начинающих летчиков технике пилотажа, самолетовождения, отработке фигур высшего пилотажа.

Обучение на Су-28 могло сделать из курсанта, который до этого осваивал поршневые самолеты, квалифицированного пилота.

На посадке

В ходе обучения на этом самолете выполнялись следующие виды летной подготовки:

  • первоначальный вид обучения;
  • отработка техники пилотажа и самолетовождения в разное время суток, простых и тяжелых метеоусловиях;
  • обучение техники ведения машины в режиме «слепого полета»;
  • обучение в режиме аварийной работы: отказа двигателей, пилотажно-навигационного оборудования, других систем самолета.

К возможностям учебно-тренировочного самолета Су-28 относятся:

  • максимальная преемственность с боевым и учебно-боевым вариантами Су-25 относительно оборудования кабин, техники пилотирования и летно-технических характеристик;
  • высокая маневренность;
  • возможность выполнения взлета, посадки и полета на одном работающем двигателе;
  • возможность эксплуатации машины на дизельном топливе;
  • расположение самолета на грунтовых аэродромах;
  • компоновка шасси, позволяющая совершать грубые посадки;
  • высокие показатели надежности и отказобезопасности, минимальные затраты на техническое обслуживание.

Конструкция предусматривает установку на самолете четырех подвесных баков, емкость каждого из которых составляет 800 литров, и сбрасывания их в режиме аварийной посадки.

От своего предшественника Су-25УБ самолет отличало отсутствие следующих элементов и систем:

  • бронеэкранов двигателей;
  • балочных пилонов и держателей;
  • прицельного оборудования;
  • электрооборудования снимаемых систем;
  • систем, отвечающих за управление оружием;
  • дополнительной проводки в управлении рулем высоты;
  • пенополиуретана в топливных баках.

Самолет в полете

Также несколько упрощена топливная система самолета, демонтирована часть ее агрегатов. Место снятого оборудования заняли центровочным грузом. В кабине летчиков на место снятой аппаратуры установили заглушки. Их же разместили в отверстиях снятых систем и нише пушечной установки.

Технические характеристики Су-28

Модификация   Су-28
Размах крыла, м   14.36
Длина самолета,м   15.36
Высота самолета,м   4.80
Площадь крыла,м2   33.70
Масса, кг
  пустого самолета
  нормальная взлетная   12000
  максимальная взлетная   17222
Топливо, кг
  внутренние топливо   2750
  ПТБ   4 х 1150
Тип двигателя   2 ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс   2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч   950
Перегоночная дальность, км   2150
Практическая дальность, км
  на высоте   1050
  у земли   560
Максимальная скороподъемность, м/мин   5100
Практический потолок, м   7000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6
Экипаж, чел   2
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: