Самолет Су-28 представляет собой учебно-тренировочную версию модели, созданную на базе Су-25. Название проекта в самом начале было — Т-8-УТ. Воздушная машина создавалась с целью замены чехословацких учебно-тренировочных L-39 Albatros.
В 1987 году мир увидел опытный образец на базе Су-25. Облегчить конструкцию самолета удалось путем исключения большинства систем боевого применения. Носовую часть планера занял прицельный комплекс, в который был вмонтирован балласт. На самолете отсутствовала бронезащита пилотов.
После распада СССР наступил кризис, поэтому проект пришлось заморозить, а позже полностью закрыть. Но при этом работы, связанные с созданием Су-28, пригодились для создания учебно-боевой модификации палубного штурмового самолета Су-25УТГ.
История создания
Было принято решение о модернизации учебно-боевого варианта Т8-УБ до учебно-тренировочного Т8-УТ на базе КБ им. Сухого. Данная идея принадлежала маршалу А.Н. Ефимову, который пытался таким ходом вытеснить с учебно-тренировочных центров подготовки пилотов чехословацкие L-39.
Исходя из поставленной задачи, первый летный образец Т8-УБ1 был направлен на доработку. Улучшить летно-технические характеристики машины планировалось за счет облегчения ее взлетной массы. Для этого необходимо было снять все установки и системы вооружения, прицельное оборудование. На пушечный отсек и вместо станции «Клен» поставлена зашивка, а носовой отсек фюзеляжа занял центровочный груз. На крыле вместо установки «запила» тоже появилась обшивка.
В июле 1987 года доработки над Су-25 УТ благополучно завершились, и уже в августе этого года самолет впервые подняли в воздух. Его планировали представить на аэродроме Тушино широкой публике в честь Дня Воздушного Флота.
Самолет впервые удалось посадить на травяное покрытие, что свидетельствовало о хороших расчетах в конструкции аппарата (руководил самолетом во время посадки лично М.П. Симонов, который занимал должность Главного конструктора).
Однако принять участие в празднике Су-28 так и не получилось. Он участвовал в авиасоревнованиях, которые проходили в Волгограде. Экипаж показал неплохие результаты и получил бронзовые медали.
Совершенствование данной модели продолжалось 2 года. В начале лета 1989 г. вышел модернизированный вариант Су-28М, который вместе с Су-25 представили публике на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). Также его показывали на авиавыставках в Дубае, Абу-Даби, на Филиппинах.
В серийное производство самолет Су-28 не поступил из-за нахлынувшей волны кризиса, связанной с распадом СССР. На его базе в будущем построили учебно-тренировочный палубный штурмовик Су-25УТГ.
Особенности конструкции и эксплуатация Су-28
Самолет представляет упрощенную модификацию Су-25Уб, в которой сократили состав вооружения и оборудования.
Экипаж самолета рассчитан на двух человек. Предназначение состояло в обучении начинающих летчиков технике пилотажа, самолетовождения, отработке фигур высшего пилотажа.
Обучение на Су-28 могло сделать из курсанта, который до этого осваивал поршневые самолеты, квалифицированного пилота.
В ходе обучения на этом самолете выполнялись следующие виды летной подготовки:
- первоначальный вид обучения;
- отработка техники пилотажа и самолетовождения в разное время суток, простых и тяжелых метеоусловиях;
- обучение техники ведения машины в режиме «слепого полета»;
- обучение в режиме аварийной работы: отказа двигателей, пилотажно-навигационного оборудования, других систем самолета.
К возможностям учебно-тренировочного самолета Су-28 относятся:
- максимальная преемственность с боевым и учебно-боевым вариантами Су-25 относительно оборудования кабин, техники пилотирования и летно-технических характеристик;
- высокая маневренность;
- возможность выполнения взлета, посадки и полета на одном работающем двигателе;
- возможность эксплуатации машины на дизельном топливе;
- расположение самолета на грунтовых аэродромах;
- компоновка шасси, позволяющая совершать грубые посадки;
- высокие показатели надежности и отказобезопасности, минимальные затраты на техническое обслуживание.
Конструкция предусматривает установку на самолете четырех подвесных баков, емкость каждого из которых составляет 800 литров, и сбрасывания их в режиме аварийной посадки.
От своего предшественника Су-25УБ самолет отличало отсутствие следующих элементов и систем:
- бронеэкранов двигателей;
- балочных пилонов и держателей;
- прицельного оборудования;
- электрооборудования снимаемых систем;
- систем, отвечающих за управление оружием;
- дополнительной проводки в управлении рулем высоты;
- пенополиуретана в топливных баках.
Также несколько упрощена топливная система самолета, демонтирована часть ее агрегатов. Место снятого оборудования заняли центровочным грузом. В кабине летчиков на место снятой аппаратуры установили заглушки. Их же разместили в отверстиях снятых систем и нише пушечной установки.
Технические характеристики Су-28
Модификация | Су-28 |
Размах крыла, м | 14.36 |
Длина самолета,м | 15.36 |
Высота самолета,м | 4.80 |
Площадь крыла,м2 | 33.70 |
Масса, кг | |
пустого самолета | |
нормальная взлетная | 12000 |
максимальная взлетная | 17222 |
Топливо, кг | |
внутренние топливо | 2750 |
ПТБ | 4 х 1150 |
Тип двигателя | 2 ТРД Р-95Ш |
Тяга, кгс | 2 х 4100 |
Максимальная скорость, км/ч | 950 |
Перегоночная дальность, км | 2150 |
Практическая дальность, км | |
на высоте | 1050 |
у земли | 560 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 5100 |
Практический потолок, м | 7000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6 |
Экипаж, чел | 2 |