Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»), подробный обзор

Линкор «Октябрьская Революция»

Линейный корабль «Гангут» был линкором русского и советского флота. Он считался последним, по дате закладки и дате спуска на воду, из четырех дредноутов балтийской серии типа «Севастополь». Линкор-дредноут «Гангут» стал четвертым кораблем русского флота, названным в честь победы в Гангутском сражении.

В 1925 году линкор «Гангут» был переименован в «Октябрьская Революция» и подвергся кардинальной модернизации. Рассмотрим более подробно линейный корабль, его историю создания и службы, особенности конструкции и технические характеристики.

История создания и службы линкора

Начало долгой службы

Чтобы понять как в 1941 году Гангут начала оборонять Балтийское море нужно вернуться в 1909 год, именно в этом году начали постройку этого корабля.

Он был последним в серии первых русских дредноутов типа «Севастополь» (всего в серии было 4 корабля). Причиной для постройки линкоров стало как поражение в русско-японской войне, так и личная любовь к флоту у Николая II, который выделял флоту огромные бюджеты.

Линкор «Гангут»

Линкор имел 12 305-мм пушек (4 трехорудийных башни) и 16 120-мм вспомогательных орудий, а полное водоизмещение доходило почти до 27 тыс. тонн. На момент постройки корабли данного типа были вполне актуальными, однако к моменту введения в эксплуатацию (1914 год) они уже успели «устареть», в сравнении с флагманами Британской и Германской империи, однако Россия и не пыталась соперничать с двумя самыми мощными флотами в мире.

Первая мировая война

Началась боевая служба у Гангута 11 ноября 1915 года, когда он участвовал в минировании моря близ острова Готланд. К сожалению или к счастью, это было единственное боевое применение Гангута (хотя в последствии на этих минных заграждениях подорвался немецкий крейсер «Дацинг»). Остальное время Гангут стоял в порту Хельсинки, периодически «переживая» матросские волнения.

Также во Время первой мировой Гангуту удалось поучаствовать в операции по спасению Балтийского флота, сейчас более известная как «Ледовый поход Балтийского флота». Операция была проведена чтобы спасти русский флот от захвата немцами и финнами, руководил операцией капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный. Операция завершилась успешно, было спасено 236 кораблей, из которых было 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок. Однако к сожалению для самого Алексея Михайловича, через месяц после операции он был расстрелян правительством РСФСР за госизмену.

Межвоенный период

После чего корабль был законсервирован на 7 лет и только лишь в 1925 он был снова введен в состав флота. В том же году он совершил первый вход в море в составе флота СССР и был переименован в «Октябрьскую революцию».

Линкор «Октябрьская Революция»

В 1920-30 годы корабль модернизировали, обучали на нем матросов и чинили (из-за несчастных случаев на корабле то возникал пожар, то его таранила Аврора, то он садился на мель).

Снова в бой

Впервые выстрелили 305-мм орудия «Октябрьской революции» всего лишь через 25 лет после введения в строй. Линкор активно участвовал в огневой поддержке советских войск во время Зимней войны. 10 и 18 декабря 1939 года линкор участвовал в подавлении финской батареи у Саренпя, в которую выпустил 269 305-мм снарядов.

С 30 декабря по 2 января 1940 года вновь обстреливал береговые укрепления финнов, после чего был отправлен в Кронштадт на обслуживание.

За все время войны корабль повреждений не получил. 69 офицеров и матросов линкора были награждены орденами и медалями.

Великая отечественная война

Однако самым сложным испытанием для корабля стала ВОВ. С первого дня войны зенитные расчеты (которые были поставлены благодаря поздним советским модификациям, так как в 1914 их не было, из-за отсутствия боевой морской авиации) сбивали вражеские самолеты.

До сентября 1941 года корабль использовался только в качество средства ПВО, но 5 сентября линкор открыл огонь по наступающим немецким войскам в районе Красного села. В середине сентября с корабля были сняты все 120-мм орудия и отправлены на фронт, а также часть экипажа в составе 590 человек (из 1200).

Линкоры «Октябрьская Революция» и «Марат»

Немцы, ощутив на себе мощь 305-мм снарядов, начали активно устраивать авианалеты против линкоров в Ленинграде, в ходе одного из таких авианалетов был потоплен «брат» «Октябрьской революции» однотипный линкор «Марат» (он же Петропавловск, 1914 года постройки). В корабль попали несколько 500-кг бомб, одна из которых детонировала боекомплект орудийной башни главного калибра. По словам очевидцев после этого башня весом в несколько десятков тонн «подпрыгнула» на несколько метров и упала обратно на корабль, проломив палубу. Из-за этого взрыва погибло 324 человека. Но корабль не развалился, а просто опустился на дно (благо он находился в Морском канале наибольшая глубина которого 14 метров), поэтому даже после фактического «потопления» корабля Марат продолжил бороться, используя работающие зенитные орудия (потом его починят и в 1942 году он снова откроет огонь из орудий главного калибра).

Возвращаемся к нашему главного герою линкору «Октябрьская революция». Он успешно отбивался от авианалетов немцев и так и не был подбит бомбами, однако в января 1942 года получил попадание ниже ватерлинии от 210мм орудия, но никаких серьезных последствий попадания не причинило, пробоина была быстро устранена.

В январе 1943 года участвовал в операции «Искра», в ходе которой выпустил 50 снарядов по позициям немцев. А в апреле 1943 произошел небезызвестный подвиг командира зенитного расчета старшины первой статьи Ивана Ивановича Томбасова.

После попадания немецкого снаряда в левый борт корабля, там начался пожар. Иван Иванович, понимая опасность подрыва зенитного и противоминного боекомплекта, который находился вблизи пожара, начал своими руками выбрасывать снаряды за борт, чтобы они не сдетонировали, однако последних снаряд взорвался у него в руках, забрав жизнь самого героя. Однако благодаря героическим действиям Томбрасова, корабль не получил серьезных повреждений.

Выстрел с корабля

Последние боевые стрельбы линкор провел в июле 1944 года, во время наступления на Карельском перешейке.

За время ВОВ Линкор смог уничтожить сотни артиллерийских расчетов, сбить десятки самолетов и очень сильно помешать немцам в захвате Ленинграда, это был настоящий монстр, который героически отбивался от атак врагов и сам атаковал в ответ.

Описание конструкции линкора «Октябрьская Революция»

Линейный корабль имел корпус «мониторной» формы, с низким надводным бортом и форштевнем ледокольной формы. Длина корпуса между перпендикулярами составляла 180,1 метров, наибольшая длина — 181,2 метр; ширина с броней составляла 26,9 метров. Стандартное водоизмещение по окончательному проекту должно было равняться 23 288 тоннам, а фактическое полное составляло 26 900 тонн; осадка — 9,2 метра.

Броня линейного корабля закрывала почти весь борт выше ватерлинии, за исключением совсем небольшого участка в корме. Основной броневой пояс имел толщину от 125 до 225 мм и высоту 5,06 метра. Верхний броневой пояс имел высоту 2,26 метра и находился от траверза четвертой башни до носа корабля, его толщина между носовым и кормовым траверзами была 125 мм, в носовой оконечности снижалась до 75 мм, а в районе кормы верхний пояс отсутствовал. Бронирование траверзов было от 50 до 125 мм. Горизонтальное бронирование корпуса линкора состояло из трех броневых палуб. Толщина их варьировалась от 6 до 37,5 мм, а на скосах доходила до 50 мм.

Конструкция корабля

Главная энергетическая установка линейного корабля состояла из 25 водотрубных паровых котлов системы Yarrow и 10 паровых турбин Parsons. Проектная максимальная мощность силовой установки составляла 32 000 л.с. при 280 об/мин в нормальном и 42 000 л.с. при 300 об/мин в форсированном режиме.

Вооружение

В качестве орудий главного калибра на линейном корабле были установлены двенадцать 305-мм орудий Обуховского завода с длиной ствола 52 калибра. Они были установлены в четырех трехорудийных башнях. Башни располагались в одну линию по одной на носу и корме и две в центральной части корпуса.

Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати 120-мм орудий Vickers с длиной ствола 50 калибра. Они располагались в казематах средней палубы. Кроме того, в качестве зенитного вооружения были установлены два 63-мм орудия и одно 47-мм орудие Hotchkiss.

Корабль на Неве

Торпедное вооружение линкора состояло из четырех 450-мм бортовых подводных торпедных аппаратов. Корабль был оборудован противоторпедными сетями, которые подвешивались на выстрелах, укрепленных по бортам.

Тактико-технические характеристики линкора «Октябрьская Революция»

Водоизмещение (полное) 26 692 т
Длина 184,9 м
Ширина 26,9 м
Осадка 9,47 м
Мощность силовой установки 57500 л. с.
Скорость 22,5 узла
Броня борт 225 мм, казематы 127 мм, палуба в сумме до 73 мм, рубка 250 мм
Вооружение 12х305-мм, 16х120-мм орудий, 6х76-мм зенитных пушек,
6 счетверенных пулеметов «Максим»,4 торпедных аппарата,
гидросамолет (в 1941—1942 годах с линкора сняли
8 120-мм орудий, установив дополнительно спаренную
76-мм зенитную установку, 1 счетверенный и 10
одноствольных 37-мм зенитных автоматов,
2 счетверенных пулемета «Виккерс»)
Экипаж 1277 чел

Судьба линкора «Октябрьская Революция»

После войны корабль был переквалифицирован в учебный, которым оставался до 1956 года, а в 1957 году он, к сожалению, как и все линкоры в СССР, был разрезан на металл. Наверное это самая грустная страница истории данного корабля, прослужив стране почти полвека, его не удалось оставить как памятник, подобно Авроре или американским линкорам Второй мировой войне.

Реликвии линкора

На Якорной площади, на берегу Обводного канала находятся реликвии линкора Краснознаменного Балтийского флота «Октябрьская Революция»: два якоря линкора, кусочек брони, вырезанной из башни главного калибра линкора и 76,2-миллиметровая спаренная артиллерийская установка (зенитные орудия), снятые в ноябре 1956 года с корабля и установленные в Летнем саду, а потом перенесенные на Якорную площадь.

Тут же находятся зенитные орудия имени старшины первой статьи Ивана Тамбасова, который спас жизнь корабля, пожертвовав ради этого собою.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1131
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector