Штурмовик Ил-2 стал знаменитым самолетом своего времени. Но, несмотря на большое признание его эффективности, самолетом он был далеко не совершенным. К сожалению, далеко не все просчеты конструкторов можно было исправить в ходе модернизаций. При этом необходимость замены Ил-2 грозила снизить темпы выпуска одного из самых нужных фронту самолетов.
В 1944 году удалось начать выпуск нового штурмовика, в котором недостатки предшественника должны были быть устранены. Им стал Ил-10, пробивавший путь к сборочной линии в конкурентной борьбе со штурмовиком разработки КБ Сухого.
Рассмотрим подробно штурмовик Ил-10, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, вооружение и боевое применение.
История создания штурмовика Ил-10
Использующийся армией СССР Ил-2 сумел хорошо себя показать в ведении боевых действий, но он имел ряд недостатков, которые делали его уязвимым. Несмотря на бронированный корпус и присутствие воздушного стрелка, защищающих самолет от попадания малокалиберных пуль и нападения истребителей, под зенитным обстрелом риск уничтожения был крайне высоким.
Ударная сила Ил-2 также не отличалась хорошими показателями, так как нести крупнокалиберные бомбы он не мог, а подвеска малокалиберных не давала полной боевой нагрузки. Поэтому встал вопрос о создании нового штурмовика, который бы дал преимущество советским войскам в небе.
Изначально предполагалось конструировать сразу два самолета. Первый должен был получить схожее вооружение и заменить Ил-2. Второй планировался тяжелым штурмовым бомбардировщиком с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. Созданием первого начал заниматься П. Сухой и уже к 1942 году представил прототип Су-6.
Параллельно с этим С. Ильюшин стал продумывать улучшение имеющегося Ил-2. Оба самолета должны были оснастить двигателем М-71, но его установка требовала больше времени. Поэтому С. Ильюшин обратил внимание на АМ-42, ставший улучшенной версией применявшегося в Ил-2 АМ-38, и начал разработку своего легкого штурмовика. При проектировании он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сконцентрировался на повышении живучести и боевой силы.
В 1943 году ВВС СССР решило отдать предпочтение разработке Сухого, взяв на вооружение Су-6. Самолеты должны были начать поступать в войска к 1944 году. Но нарком по авиапромышленной отрасли отметил высокий риск срыва выпуска Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства авиации, разработанной с нуля и не имеющей ничего общего со старыми машинами. Поэтому отказываться от проекта Ильюшина не стали. Но идея создания бомбардировщика ушла на второй план, а все внимание было сконцентрировано на штурмовиках.
Весной 1944 года оба самолета поступили на сравнительные тесты. Су-6 должен был летать на двигателе М-71, но для испытаний получил АМ-42, что негативно сказалось на его характеристиках. Он показал средние результаты, по многим параметрам уступив разработке Ильюшина, которая уже тогда получила наименование Ил 10. Поэтому выбор был сделан в пользу последнего. Его испытания были успешно завершены всего за один месяц, а технические характеристики оказались намного выше ожидаемых. Штурмовик сразу отправился на конвейер для массового производства.
Конструкция и вооружение Ил-10
Штурмовик Ил-10 был цельнометаллическим, двухместным, одномоторным низкопланом. Фюзеляж самолета конструктивно делился на бронекорпус и хвостовую часть. Бронекорпус выполнялся из листов гомогенной брони различной толщины. Так, низ капота и пол кабины имели толщину 6-8мм, боковые стенки – 4-5мм. Бронеспинка и задняя переборка корпуса состояли из двух 8мм плит. Лобовое бронестекло имело толщину 64мм.
Хвостовая часть самолета имела дюралевую обшивку. Из дюраля были и панели верхнего капота двигателя. Крыло Ил-10 имело стальные лонжероны, остальной наборы и обшивка выполнялись из дюраля.
12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-42 имел рабочий объем 46,6 литров и оснащался приводным нагнетателем. На взлете он мог развить мощность до 2000 л.с. Устанавливался двигатель на двух дюралевых полурамах, приклепанных к бронекорпусу. Одни из двух топливных баков устанавливался сразу за двигателем, перед кабиной. Второй – под полом кабины летчика.
Масляные баки стояли по обе стороны двигателя, маслорадиатор находился в бронированном тоннеле в корне левого крыла.
Такой же тоннель в корне правого крыла Ил-10 подавал воздух на радиатор системы охлаждения. Оба тоннеля оснащались бронированными заслонками.
Трехстоечное шасси убиралось пневмосистемой, пневматическими были и тормоза основных колес. Все три колеса имели амортизаторы. Компрессор пневмосистемы стоял под редуктором двигателя, баллоны с воздухом находились в хвосте. Система управления у Ил-10 был смешанная – элероны и рули направления управлялись тросами, рули высоты – тягами, триммеры – электроприводами.
Штурмовики Ил-10 военного выпуска по стрелково-пушечному вооружению не отличались от Ил-2. В крыльях монтировались две пушки ВЯ калибра 23мм и два 7,62мм пулемета ШКАС. Бортстрелок был вооружен пулеметом УБК калибра 12,7мм. Пилот наводил оружие на цель с помощью коллиматорного прицела ПБП-1б, турельный пулемет оснащался прицелом К8-Т, также коллиматорным.
На послевоенных штурмовиках вооружение было усилено – в крыльях стали устанавливать четыре пушки НС-23. От пушек ВЯ они отличались использованием менее мощного боеприпаса с укороченной гильзой. Турельный пулемет заменили на 20мм пушку Б-20.
Бомбы малого калибра загружались в два бомболюка в центроплане, бомбы калибра 100-250 кг подвешивались на внешних держателях. Ракетного вооружения Ил-10 первоначально не имел, позже на самолеты начали понтировать четыре балки для пуска ракет РС-82 или РС-132. В качестве «активной защиты» от атак истребителей в хвостовой части Ил-10 размещали кассету с 10 осколочными гранатами АГ-2.
В начале 50-х годов была выпущена партия модернизированных штурмовиков Ил-10М.
Они вооружались четырьмя пушками НР-23 (с возможностью двухсторонней подачи ленты), турель стрелка приобрела электропривод. Радиокомпас дополнили гирополукомпасом и радиовысотомером, появилась аппаратура слепой посадки.
Значительно, по сравнению с Ил-10, изменилась конструкция крыла – профиль стал боле тонким, а размах увеличился. Это должно было послужить улучшению пилотажных качеств. Действительно, полеты показали, что штурмовик стал способен увернуться даже от новейших истребителей МиГ-15. Правда, из-за прироста массы упала максимальная скорость.
Технические характеристики Ил-10
Модификация | Ил-10 |
Размах крыла, м | 13.40 |
Длина, м | 11.12 |
Высота, м | 4.18 |
Площадь крыла, м2 | 30.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4650 |
нормальная взлетная | 6300 |
Тип двигателя | 1 ПД Микулин АМ-42 |
Мощность, л.с. | |
полетная | 1 х 1750 |
взлетная | 1 х 2000 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 507 |
на высоте | 551 |
Крейсерская скорость , км/ч | 436 |
Практическая дальность, км | 800 |
Скороподъемность, м/мин | 625 |
Практический потолок, м | 7250 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС с сзади | |
до 8 РС-82 или РС-132 | |
бомбовая нагрузка — нормальный вариант — 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках); перегрузочный — 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках) |
Модификации
Базовая модель была выпущена в 1944 году, но уже к 1945 были представлены первые модифицированные версии. Они отличались улучшенными характеристиками и основным предназначением.
Всего было выпущено 4 модификации:
- Ил-10 «Пушечный» – модель получила усиленное артиллерийское вооружение, представленное в виде четырех пушек НС-23, установки БТ-20, бомб и ракетных снарядов;
- Ил-10У – учебный вариант самолета, он был предназначен для обучения летчиков штурмовика, кабину стрелка в нем заменили специальным отделением для инструктора, также с машины сняли часть брони с вооружением;
- Ил-10М – вторая военная модифицированная версия Ил-10 была создана для применения в Корейской войне, самолет стал чуть крупнее и получил улучшенное бортовое оборудование для полетов в сложных условиях;
- Avia B-33 – последняя модифицированная модель выпускалась Чехословакией после получения ею соответствующей лицензии, был аналогичен версии от СССР и распространялся среди стран ОВД.
Всего выпустили около десяти тысяч самолетов Ил-10 в различных модификациях. После окончания эксплуатации большинство из них были списаны и отправлены на хранение либо разобраны на запчасти.
Боевое применение Ил-10
Темпы изготовления, запущенного после принятия самолета на вооружение, были очень высокими. Ил-10 незамедлительно стал поступать военно-воздушным силам, но летчикам требовалась специальная переподготовка, которая могла бы обучить их управлять новым штурмовиком и безошибочно выполнять поставленные задачи. Поэтому формирование полков было несколько замедленным. К 1945 году полноценными собрались только два: 571-й и 108-й.
Для ведения воздушного боя самолеты были использованы лишь 8 мая 1945 года, где сумели проявить себя с лучшей стороны. До этого они активно применялись для выполнения иных задач, включая уничтожение вражеских наземных объектов. Воздушные атаки противника в этот момент отражались самолетами сопровождения, но иногда занимались этим и Ил-10. Самым активным днем применения штурмовиков стало 30 апреля, когда 571-й пол совершил 115 боевых вылетов.
За месяц самолеты настолько износились, что стали непригодными для дальнейшей эксплуатации. Поэтому полеты на них были приостановлены. За время войны был потерян только один Ил-10 при атаке вражеского Fw.190. Позднее самолеты были заменены новыми. Некоторые отправились в состав Тихоокеанского флота для участия в войне с Японией.
Модель стала основной боевой авиационной мощью в СССР и всех ближайших странах. После Второй мировой она активно применялся во время Корейской войны и участвовала в военных китайских операциях, направленных на борьбу с Японией. На вооружении СССР Ил-10 простоял до 1956 года, другие страны эксплуатировали до конца 1960-х.