Крылатая ракета с атомным двигателем «Буревестник», описание и особенности

КР «Буревестник»

1 марта 2020 года Президент России В.В. Путин в послании Федеральному собранию сообщил о создании крылатой ракеты с атомным двигателем. Немного позже данная ракета получила название «Буревестник».

«Буревестник» имеет индекс ГРАУ-9М730, а в НАТО ей присвоили кодовое обозначение SSC-X-9 Skyfall – «Небопад». Во время послания были показаны видеокадры испытания ракетного комплекса.

Рассмотрим крылатую ракету с атомным двигателем «Буревестник» более подробно.

История крылатой ракеты Буревестник

Российская крылатая ракета 9М730 «Буревестник» начала разрабатываться российскими учеными в 2001 году, после того, как Соединенные Штаты Америки приняли решение разорвать Договор об ограничении систем ПРО от 1972 года. Разработкой крылатой ракеты «Буревестник» (по наименованию НАТО — ракета «Скайфолл») занималось опытно-конструкторское бюро «Новатор», однако о существовании этой ракеты стало известно исключительно поздно – в 2018 году, во время послания Федеральному собранию.

По некоторым данным, основной сложностью разработки ракеты 9М730 «Буревестник» (SSC-X-9 Skyfall) было обеспечение ее маневренности – эту задачу удалось решить лишь в 2016 году.

Несколько фактов

Заместитель Министра обороны, Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса Ю.И. Борисов заявил, что испытания проведены, ракета имеет практически неограниченную дальность полета и может находиться в воздухе несколько дней.

Буревестник и Томагавк

Другой крупный чиновник из ВПК сказал, что испытания проведены, реактор вышел на расчетную мощность и двигатель обеспечил необходимую тягу. Во время проведения испытаний было обеспечено соблюдение всех норм радиационной безопасности.

Министерство обороны представило два ролика, в которых показаны фрагменты испытаний и цех окончательной сборки изделий Буревестник. На этом вся доступная официальная информация исчерпывается.

Как это может быть устроено

Сообщение о создании ракеты с ядерным двигателем вызвало сенсацию в политических и военно-промышленных кругах всего мира. Огромный интерес был проявлен общественностью, интересующейся авиационно-ракетной техникой. Мнения разделились: одни (эксперты) утверждают, что это не возможно, другие – что ракета существует. Часто идут комментарии, в которых данные и принцип работы Буревестника излагаются просто в безграмотных, а иногда в совершенно фантастических категориях.Попробуем (в рамках моих скромных возможностей) разобраться в этих вопросах.

Главная загадка и интрига в создании Буревестника – это атомная силовая установка. В 50-60 годах прошлого века как в США, так и в СССР пытались создать атомные авиационные силовые установки. Но работы были свернуты из-за технических трудностей, большого веса и малой эффективности. Главное – не обеспечивалась в должной мере радиационная безопасность. Что изменилось за прошедшие 60 лет?

Особенности ракеты

Ключевой особенностью российской крылатой ракеты 9М730 «Буревестник» (SSC-X-9 Skyfall) является использование ядерной силовой установки, которая позволяет ракете выполнять полет практически неограниченное время и на неограниченных дистанциях, что делает данное вооружение уникальным.

Процесс работы

Более того, крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» оборудована специальными системами, позволяющими ей маневрировать и обходить средства противоракетного перехвата противника, что, в свою очередь, делает ее практически неуязвимой.

Облик изделия

Официальные сообщения и немногочисленные видеоролики позволяют примерно представить облик изделия «Буревестник». При этом характеристики такой ракеты остаются неизвестными, и остается полагаться только на различные оценки. Некоторые такие оценки на фоне известных данных выглядят вполне правдоподобно.

В прошлом году Минобороны показало цех одного из предприятий, в котором осуществляется сборка ракет нового типа. Изделия помещаются в транспортно-пусковые контейнеры многоугольного сечения с подъемными торцевыми крышками. Также был показан запуск ракеты, очевидно, с применением твердотопливного стартового двигателя. Показали ракету в полете – но подобные съемки фигурировали и ранее.

«Буревестник» представляет собой крылатую ракету наземного базирования, оснащенную принципиально новой энергоустановкой. Ракета построена на основе планера с фюзеляжем характерной формы, свойственной современному авиационному вооружению. Используется высокорасположенное крыло и оперение с подфюзеляжным килем. На бортах фюзеляжа заметны сопла маршевой силовой установки, что позволяет строить предположения относительно компоновки изделия.

Наибольший интерес в проекте представляет главная энергоустановка. Она представляет собой некую версию воздушно-реактивного двигателя и построена на основе компактного ядерного реактора достаточной мощности. Вероятно, тепловая энергия от реактора подается на теплообменники в бортовых частях фюзеляжа. Поступающий через воздухозаборники воздух нагревается и истекает через сопло. В таком двигателе могут использоваться компрессор и турбина, аналогичные агрегатам турбореактивных двигателей.

Описание "Буревестника"

Впрочем, точные сведения об архитектуре энергоустановки, ее характеристики и т.д. официально не публиковались. Версия об использовании ВРД с реактором в качестве источника топливной энергии пока выглядит наиболее правдоподобной. По данным СМИ, ракета является дозвуковой, что указывает на возможные характеристики двигательной установки.

«Буревестник» нуждается в системе управления и самонаведения, способной обеспечить успешное поражение цели после длительного полета на сверхбольшую дальность. Вероятно, для этого могут использоваться комбинированные системы на основе спутниковой и инерциальной навигации, а также коррекция по особенностям подстилающей местности. Оружие такого рода предназначается для уничтожения важных объектов с заранее известными координатами, что позволяет отказаться от ГСН с возможностью самостоятельного поиска цели.

Ряд характерных особенностей и возможностей делают «Буревестник» оружием стратегического назначения. В связи с этим стоит ожидать, что эта ракета получит специальную боевую часть, аналогичную применяемым на других отечественных крылатых ракетах. Применение обычного боезаряда возможно, но не имеет особого смысла.

Показанные испытательные пуски осуществлялись с наземной установки с применением транспортно-пусковых контейнеров. Вероятно, позже на вооружение поступит самоходная пусковая установка на базе одного из специальных шасси. Из опубликованных материалов следует, что изделие «Буревестник» заметно крупнее существующих крылатых ракет воздушного, морского и подводного базирования. Такое оружие вряд ли сможет поступить на вооружение существующих кораблей, подлодок и бомбардировщиков-ракетоносцев.

Впрочем, использование на суше не окажет негативного влияния на боевые качества и потенциал ракеты. Обладая практически неограниченной дальностью полета, «Буревестник» сможет выполнять полет от пусковой позиции до границ страны, после чего ложиться на заданный курс к цели – не обязательно прямой и короткий.

Считается, что неограниченная дальность полета позволит получить высочайшую боевую эффективность. Маршрут для ракеты можно будет прокладывать с учетом расположения ПВО противника и без привычных ограничений. По сути, «Буревестник» сможет заходить на цель по любой траектории и с минимальными рисками. Кроме того, такая ракета может стать неким подобием барражирующего боеприпаса: в угрожаемый период такие ракеты должны будут оставаться в воздухе в ожидании команды на атаку или отзыва.

Технические трудности при создании ЯТРД

При создании ЯТРД необходимо решить множество сложных технических вопросов, например, как защитить наземный персонал при обслуживании Буревестника? Заглянув в сопло, можно увидеть активную зону, которую загораживают только тонкие лопатки турбины. Как хранить Буревестник на земле? Реактор при этом должен быть надежно заглушен. При старте его необходимо быстро запустить и вывести на расчетную мощность. В полете необходимо как-то управлять реактором и ЯТРД в целом.

Крылатая ракета с атомным двигателем «Буревестник»

Скорее всего, Буревестник летает на малой высоте, и двигатель – однорежимный, без резких маневров по высоте. Так что пределы управления ЯТРД небольшие, хотя они должны быть. При работе реактора исходит мощное радиоактивное излучение. От него необходимо защитить бортовую электронику. Если во время полета будет принято решение не наносить удар по противнику, как тогда реактор заглушить? Или просто утопить ракету в глубоководном районе мирового океана?

Вопросов много. Однако, применив новые конструкционные материалы и последние достижения в области ракетостроения, нашим ученым, по-видимому, удалось создать компактный, мощный реактор, на основе которого построен ядерный турбореактивный двигатель (ЯТРД).

Проблемы навигации, управления и наведения

Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полетом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полете над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.

При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полет происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трехмерные карты полета крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности.

В полете

В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полет на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.

В условиях многосуточного полета (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает еще одна проблема – в полете ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника.

Как работает крылатая ракета

Принцип работы российской крылатой ракеты неограниченной дальности полета 9М730 «Буревестник» основан на использваонии компактной ядерной энергетической установки (ЯЭУ), которая позволяет поддерживать полет ракеты в течении большой продолжительности. С учетом довольно большой мощности силовой установки, скорость ракеты является сравнительно небольшой, что обусловлено необходимостью обеспечения безопасности полета.

Технические характеристики ракеты Буревестник

По причине секретности крылатой ракеты, какие-либо сведения о ней остаются неизвестными, однако имеются данные о том, что запуск ракеты осуществляется мобильной пусковой установкой.

  • Дальность полета: неограничена;
  • Скорость полета: 900 км\ч.;
  • Пусковая установка: мобильная, наземного типа.

Испытания ракеты Буревестник

Неудачные испытания ракеты 9М730 «Буревестник» (SSC-X-9 Skyfall) имели место в период с 2017 по 2018 год – согласно данным американских разведывательных служб, речь идет о четырех неудачных запусках, в одном из которых ядерная силовая установка отказала, в результате чего ракета упала в Баренцево море. Российская стороны категорически опровергла падение ракеты «Буревестник» с ядерным двигателем в Баренцевом море.

Испытания ракеты

За период до января 2019 года было проведено 14 испытаний, о подавляющем числе которых какая-либо официальная информация со стороны Министерства обороны Российской Федерации отсутствовала.

29 января 2019 года стало известно об успешном испытании крылатой ракеты 9М730 «Буревестник» (SSC-X-9 Skyfall), которую предполагается принять на вооружение уже в 2020-2021 годах. Это было заявлено американскими СМИ. Тем не менее, в середине февраля источник в ракетостороительной отрасли подчеркнул, что испытания ракеты с энергетической ядерной установкой «Буревестник» действительно были проведены в конце января 2019 года.

Выводы

Крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» – существует. Возможно, удалось уменьшить радиоактивное заражение воздуха при ее применении. До создания реального, действующего оружия еще очень далеко, но работы в этом направлении ведутся. Надеюсь, что будут достигнуты позитивные результаты как в технической, так и в военно-политической областях.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: