Первая. Ядерная. Наша.

21 июня 1956 года на вооружение резерва Советской Армии встала первая отечественная ракета с ядерным боевым зарядом Р-5М – уникальное творение нашей оборонной промышленности, поразившее весь мир своей надежностью и простотой.

Полеты на спирту

Созданием советской ядерной ракеты занимался легендарный ученый и конструктор Сергей Королев в ОКБ-1 (ныне – РКК «Энергия»). Поначалу замахнулись на проектную дальность доставки ядерного заряда аж в 3000 километров. Но даже у гениальных конструкторов нет волшебных палочек. В результате партия и правительство поставили более-менее реальную задачу – 1200 километров, и Королев, успевший наработать отличный опыт на моделях Р-1, Р-2 и Р-3, приступил к созданию ракеты.

Р-5М, как и ее неядерная предшественница Р-5, – одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета средней дальности. Ее двигатель РД-103М – это форсированный вариант движка для первой модели, Р-1. Он питался кислородом и спиртом (гусары, молчать!). Впервые в СССР к ракете прикрепили несущий бак с жидким кислородом. Лишенный теплоизоляции, он нещадно парил и требовал постоянной подпитки до самого момента старта. Кроме того, конструкторы безжалостно выбросили аэродинамические стабилизаторы, увеличив взамен площадь воздушных рулей и использовав газодинамические рули на активном участке полета изделия.

2. р-5м.jpg

Запуск двигателя ракеты Р-5М. Фото: energia.ru

В ходе летных испытаний ракеты в 1953-1954 годах дальность ее полета достигала 1000 километров, и практически с каждым пуском улучшалась надежность работы систем и механизмов носителя. Проблему с разрушением головной части удалось решить с помощью нанесения на нее специальной теплостойкой обмазки из сублимирующих материалов. Это и позволило довести дальность до заявленных 1200 километров и вплотную заняться ядерной боевой частью, работа над которой шла с отставанием от графика.

Была разработана и создана совершенно новая система управления ракетой, некоторые узлы которой для повышения надежности имели двойное или даже тройное дублирование. Такого в тогдашнем ракетостроении вообще еще никто не видел. Приборы системы управления для защиты от вибраций перенесли из хвоста ракеты в межбаковое пространство. Создали и ввели в конструкцию новехонькую систему аварийного подрыва: чтобы головная часть гарантированно взрывалась от контакта с поверхностью земли, сконструировали более короткую коническую головную часть, за счет чего изменилась скорость встречи.

Первые стратеги

21 января 1955 года состоялся первый успешный пуск советской Р-5М, полностью соответствующей заявленным в техзадании характеристикам. А точнее – 14 пусков, в 13 из которых ракета поразила учебные цели. Через год с небольшим, 2 февраля 1956 года, с полигона Капустин Яр стартовала ракета Р-5М с ядерной боевой частью. Пролетев 1200 километров, головная часть достигла поверхности в заданном районе, и в Приаральских Каракумах прогремел наземный ядерный взрыв. Операция «Байкал» завершилась успешно.

После приема на вооружение Р-5М стала первой отечественной стратегической ракетой. Планировалось, что в случае начала боевых действий каждому фронту будет придана одна инженерная бригада, вооруженная Р-5М, применение которой разрешалось только по приказу Верховного главнокомандующего.

Когда в 1959 году СССР создал Ракетные войска стратегического назначения, все инженерные бригады с Р-5М были переформированы в пять дивизий, в каждой из которых было по восемь таких ракет. Они сходили с конвейера в Днепропетровске – всего было произведено чуть меньше полусотни. На вооружении первая советская стратегическая ядерная ракета стояла до 1967 года.

Лучшее – враг хорошего

Достоинств у Р-5М по тем временам было немало. Это и упомянутая новая система управления, современная и супернадежная, и возможность контроля всех пусковых операций во время предстартовой подготовки. Впервые ракету можно было размещать на пусковом столе, который монтировался на любом подходящем участке местности.

Но были, конечно, и недостатки. Про автоматику тогда слыхом не слыхивали, поэтому предстартовая подготовка длилась несколько часов. Постоянно был нужен жидкий кислород, производство которого на стартовой позиции требовало сложных инженерно-конструкторских решений. Химические и физические свойства жидкого кислорода не позволяли держать ракету в заряженном состоянии более 30 суток. Что, как вы понимаете, делало весь комплекс очень малоподвижным и весьма уязвимым для противника.

А значит, на смену ему должны были прийти новые ракеты. Более совершенные, более надежные, более мощные. Что и произошло.