Закрыть

Авторизация x

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста авторизуйтесь


Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

История

Погоня за невидимкой

Дмитрий Сафонов
Июл 1, 2015
Атомная подводная лодка Nautilus. Фото: Official U.S. Navy / tvc.ru

Невидимость – одно из главных достоинств современных подлодок. Россия вернулась на передовые позиции в технологии строительства субмарин: наши атомоходы четвертого поколения не только хорошо вооружены, но и стали практически неуязвимыми для радаров. Однако пришли мы к этому не сразу, а после многолетнего соперничества с американцами.

С молотком – на субмарину

Первые прототипы субмарин двигались с помощью мускульной силы – экипаж вручную крутил длинный коленчатый вал, который передавал вращение на винт. Скорость, конечно, была черепашьей – всего около километра в час, а сама конструкция лодок примитивной. Погружались они лишь на несколько метров, долго находиться под водой не могли и особой угрозы для кораблей противника не представляли.

Инженеры долго ломали голову над тем, как заставить двигатель перемещать подводные машины в их естественной среде обитания, и начали вот с чего: на поверхности использовался бензиновый мотор, а под водой – электродвигатель, который питался от аккумулятора. Автором этой идеи стал русский изобретатель Иван Бубнов, создавший первую отечественную субмарину «Дельфин». Ее построили на Балтийском заводе и в 1904 году спустили на воду.

Уже спустя 8 лет после рождения российского подводного флота бензиновый двигатель заменили на дизель, который используется в подлодках по сей день. Первые дизель-электроходы, впрочем, имели существенный недостаток – внутри не было герметичных отсеков, и даже при небольшой пробоине субмарина шла ко дну.

Несмотря на это, подводные лодки быстро превращались в грозное оружие, с которым никто не знал как бороться. Командование Британского флота, например, приказало своим морякам вооружиться молотками и на шлюпках искать вражеские субмарины: если из-под воды показывался перископ, они должны были приблизиться и бить по нему молотками. Других способов обнаружения подлодок тогда еще не придумали. Первое «противоядие» в виде локаторов, которые позволяли засечь субмарину не только в надводном положении, появилось лишь в 1941 году.

От карлика до авианосца

В 1930-1940-х в развитых странах случился настоящий бум в области разработки и строительства всевозможных субмарин.

Самой маленькой стала британская X-Craft – ее водоизмещение составляло всего 30 тонн. Лодка-карлик оснащалась магнитными минами и незаметно проникала во вражескую гавань, где ее целями становились крупные корабли. Одна из этих малышек сумела надолго вывести из строя флагман немецкого флота линкор Tirpitz.

2. Британская X-Craft.jpg

Британская субмарина X-Craft. Фото: Associated Press / ТАСС

Японцы в 1945 году создали подводный авианосец, в носовом отсеке которого размещались три гидросамолета. Специально для этой подлодки был разработан дерзкий план атаки на Панамский канал. Японцы намеревались блокировать американский флот, разрушив шлюзы. Однако США обнаружили и захватилу субмарину раньше, чем она добралась до цели.

Шум как балласт

В 1954-м американцы спустили на воду первую в мире атомную субмарину – Nautilus, которая устроила настоящую революцию в отрасли. На одной заправке реактора «Наутилус» мог преодолеть до 86 тысяч километров (дизельной лодке на такое расстояние понадобилось бы 11 миллионов литров топлива), длительное время не всплывал на поверхность, а его двигатели издавали гораздо меньше шума.

В Советском Союзе начали спешно работать над созданием собственного атомохода. Первые результаты, однако, оказались не слишком удачными: испытания сопровождались ЧП и авариями. Кроме того, долгое время наши подлодки, не уступая американским в вооружении, проигрывали им в уровне шума.

3. Атомная подводная лодка «Гепард».jpg

Атомная подводная лодка «Гепард». Фото: Валерий Уткин / ТАСС

Первый технологический прорыв в снижении шумности был достигнут в субмаринах «Гепард». Для этого оборудование в них разместили на специальных подрессоренных палубах, из носовых отсеков убрали лишнее работающие механизмы, а корпус лодки обложили пластинами из резины. Уровень шума уменьшился более чем втрое, и советский атомоход превзошел по этому показателю тогдашнего американского оппонента – «Лос-Анджелес».

Черная кошка в темной комнате

Но чтобы создать настоящую подводную невидимку, надо было решить еще одну проблему. Помимо гидроакустических систем, реагирующих на шум, лодку под водой может обнаружить локатор. Призванное от этого защищать резиновое внешнее покрытие не работает при частоте локатора ниже килогерца. Эффективную защиту удалось создать совсем недавно.

4. Ясень.jpg

Первая многоцелевая атомная подводная лодка проекта «Ясень» К-560 «Северодвинск» у причала оборонной судоверфи «Севмаш» в Северодвинске. Фото: Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» / РИА Новости

«Шапка-невидимка» для атомоходов нового поколения проектов «Ясень» и «Борей» – наша разработка, не имеющая аналогов в мире. Резиновое покрытие заменили так называемым активным: в обшивку встраиваются специальные датчики и пьезополимерные пластины, которые поглощают сигнал гидролокатора и одновременно определяют его частоту, после чего запускают ответный сигнал той же частоты, но в противоположной фазе. С такой защитой противнику остается лишь искать черную кошку в темной комнате.












Между прочим 1 июля 1866 (!) года была спущена на воду первая в России подводная лодка с механическим двигателем.
Текст сообщения*

Возврат к списку

Другие статьи

Боевые роботы: 100 лет на службе
Дмитрий Сафонов 21.07.2015
Маршрут героев 70 лет спустя
Иван Николаев 16.07.2015
Просто фантастика
Дмитрий Сафонов 14.07.2015
Подвиг и трагедия советского «Кита»
Вячеслав Ровнер 09.07.2015
Первая. Ядерная. Наша.
Вячеслав Ровнер 06.07.2015
Русский «Медведь»
Дмитрий Сафонов 03.07.2015

В других рубриках

Военная ипотека
Квартира с террасой по военной ипотеке
Александр Петров 13.07.2015
Карьера и образование
Нет задач невыполнимых
Дмитрий Сафонов 31.07.2015
Оборона
Игры армий
Н. Александров 31.07.2015
Культура
Пропаганда в деталях
Зоя Михайлова 31.07.2015
Оборона
Боевая мощь «Байкала»
Вячеслав Ровнер 30.07.2015
Культура
Военные квесты
Зоя Михайлова 28.07.2015