Боевой танк Т-80, описание и особенности

Танк Т-80

Основной боевой танк (ОБТ) представляет собой боевую машину, которая сочетает в себе огневую мощь, защищенность и высокую маневренность. Тяжелый танк Т-80 является примером советского ОБТ.

Это первая машина, где в качестве двигателя конструкторами была использована газотурбинная установка, опередившая свое время. По данным Западного военного округа на данный момент в армии России находится около 4000 единиц техники.

История создания

Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения, «Объект 219 сп 1», изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На боевой машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова.

Следующий «Объект 219 сп 2» уже значительно отличался от исходного Т-64А.

Испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть.

Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колес, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками.

Боевой танк Т-80

Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.

Танк Т-80 (первоначальный вариант) принят на вооружение Советской армии 6 июля 1976 года, серийно изготавливался с 1976 по 1978 годы.

Основные цели и задания танка Т-80

Применение ГТД в танках позволило существенно поднять их боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и энерговооруженность танка. Поскольку газотурбинный двигатель, в отличие от дизельного, не требовал разогрева перед запуском, его применение должно было значительно повысить боеготовность танка в зимних условиях, сократив время на его подготовку к выходу.

Разработчикам удалось в значительной степени решить проблему защищенности газотурбинной установки от воздействия пыли, создав воздухоочистительные устройства, улавливавшие 97% пылевых частиц. Благодаря этому танк Т-80 оказался способен эффективно применяться в самых различных географических районах и погодно-климатических условиях.

Реальный опыт боевого применения Т-80 оказался весьма далек от когда-то запланированного стремительного броска самых скоростных советских танков по Западной Европе к Ла-Маншу. После не особо продолжительного и массового участия этих довольно дорогостоящих в производстве и эксплуатации танков в ряде локальных конфликтов они в своем большинстве были поставлены на длительную консервацию, за исключением вооружения ими немногих «парадных» частей.

Конструкционные особенности и изменения

Хотя Т-80 был, по факту, переделанной «шестьдесят четверкой», изменений в его конструкции предостаточно, и касается она не только двигателя. Компоновку оставили прежней – классической, экипаж состоит из трех человек. Зато механик-водитель обзавелся сразу тремя смотровыми приборами, хотя ранее располагал всего одним.

В отличии от предшественников конструкторы добавили возможность обогрева его места теплым воздухом из компрессора турбины.

Корпус у Т-80 по-прежнему был сварным. Угол наклона его лобовой детали тоже решено было не менять – он остался равен 68°. Защита экипажа дифференцирована, лобовые части корпуса техники состоят из многослойного комбинированного бронирования. Материалы – сталь вместе с керамикой. Остальная броня стальная, с разнообразными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами, из армированной резины, данное решение позволило улучшить защиту от кумулятивных снарядов.

Боевая техника

Внутри техники присутствует полимерный подбой, выполняющий несколько функций. При пробитии брони кинетическими снарядами, подбой уменьшает разлет осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа. Вторая функция – снижение воздействия гамма излучения. Для предотвращения облучения на радиоактивных участках местности, под сиденье механика-водителя конструкторами была установлена специальная плита. Масса танка варьируется в зависимости от модификаций — от 42 до 46 тонн.

Башня изначально у Т-80 была литая, с толщиной в 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году была проведена замена на более современную, сварную с меньшим количеством уязвимых зон. После модернизации присутствует возможность крепления динамической защиты «Контакт-1/2» и «Кактус». Конструкторы разместили оборудование подводного вождения танка на корме башни, таким способом прикрыв отсек МТО и обеспечив ему дополнительную защиту.

Двигатель и трансмиссия Т-80

Главным отличием Т-80 от предшественников и современников является газотурбинный двигатель. Конструкторам пришлось увеличить длину корпуса, из-за его продольного расположения. Масса двигателя составляет 1050 килограмм, а максимальные обороты – около 26 тысяч оборотов в минуту. В моторном отделении находятся четыре бака с горючим общей емкостью 1140 литров. Главное достоинство ГТД это его многотопливность.

Двигатель успешно работает на разнообразном авиационном топливе (ТС-1/2), а также на солярке и низкооктановом бензине. Благодаря направленному назад выхлопу турбины, шумовая заметность танка заметно снизилась, что положительно сказалось на общей маскировке.

Для облегчения пуска газотурбинного двигателя на Т-80 конструкторы установили систему автоуправления работы двигателя (САУР). Это позволило повысить его износостойкость в 10 раз. Двигатель запускается в пределах от -40° до +40° по шкале Цельсия. Оперативная готовность 3 минуты, расход масла у двигателя минимален.

Трансмиссия была сильно переработана по сравнению с Т-64.

Вид спереди

Возросшая масса и мощность заставила конструкторов заменить ведущие и направляющие колеса, поддерживающие и опорные катки. Новые гусеницы обзавелись прорезиненными дорожками. Некоторые специалисты считают телескопические амортизаторы бичом танка, но их замена не составляет труда даже в полевых условиях. Благодаря этим изменениям ходовая часть Т-80 считается лучшей в своем классе.

Вооружение Т-80

Танк имеет в наличии 125 мм гладкоствольное орудие 2А46-1, позже 2А46-2 / 2А46М-1, способное стрелять управляемыми ракетами типа «Кобра», «Инвар», «Рефлекс-М». Дальность выстрела прямой наводкой – 4000 метров, ракеты летят до 5000 метров. Боекомплект вмещает в себя подкалиберные, осколочно-фугасные и конечно кумулятивные снаряды, с раздельно-гильзовым зарядом. Общее количество варьируется от модификаций танка (38-45 зарядов).

Механизм заряжания конструкторы тоже перенесли из Т-64А.

Карусель механизированной боевой укладки Т-80 вмещает 28 снарядов, средняя скорострельность 6-9 выстрелов. На серийных образцах пушка получила термокожух. Танк оснащен спаренным пулеметом Калашникова, калибр 7,62 мм. На башенке командира расположен зенитный 12,7 мм «Утес», дальность ведения огня 1500 метров по воздушным и 2000 метров по наземным целям.

Технические характеристики танка Т-80

В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода — до 11 км/ч.

Танк в поле

Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяженность — до 1 километра.

Параметры Характеристики для основных модификаций
Т-80 Т-80Б Т-80У Т-80УД
Боевая масса 42 т 42,5 т 46 т 46 т
Длина с пушкой вперед 9656 мм 9651 мм 9556 мм 9664 мм
Длина корпуса 6780 мм 6982 мм 7012 мм 7020 мм
Ширина 3525 3582 мм 3603 мм 3755 мм
Высота по крышу башни 2300 мм 2219 мм 2215 мм 2215 мм
Клиренс 451 мм 451 мм 451 мм 529 мм

Модификации

Наименование Год начала выпуска Основные особенности
Т-80Б 1978 КУВ «Кобра», пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни.
Т-80БВ 1985 Серийный вариант Т-80Б с навесной динамической защитой «Контакт».
Т-80У 1985 КУВ «Рефлекс», комплекс управления оружием «Иртыш», (включая комбинированный ночной прицел ТПН-4), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча». Комбинированная броня со встроенной динамической защитой.
Т-80УД «Береза» 1987 Дизельный двигатель 6ТД (1000 л.с.), зенитная пулеметная установка с дистанционным управлением, навесная динамическая защита с 1988 г. заменена встроенной. К 1995 г. все Т-80УД Российской армии выведены из эксплуатации, их производство продолжилось на Украине.
Т-80У-М1 «Барс» 1992 КУВ «Рефлекс-М» (ПТУР «Инвар»), тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У.
Т-80БВМ 2018 Многоканальный прицел «Сосна-У», 125-мм пушка 2А46М-4, доработанный двигатель ГТД-1250, прибор наблюдения механика-водителя ТВН-5, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук». Комплекс активной защиты «Арена-М».

Т-80У-М1 «Барс»

Основная работа по углубленной модернизации Т-80У была проделана специалистами Омского ПО «Завод транспортного машиностроения» а ее завершение пришлось уже на период после развала СССР. Тем не менее, боевая машина получила наиболее совершенную к тому времени систему управления огнем. Боевые возможности Т-80У-М1 расширились за счет применения тепловизионного прицела, дающего возможность стрельбы новой ПТУР «Инвар» как днем, так и ночью.

Т-80 «Барс» представлял собой танк, наиболее защищенный на то время в мире от современных противотанковых средств, при этом он весил совсем не намного больше своих предшественников (47 тонн). Это было достигнуто за счет применения:

  • комбинированной многослойной защиты верхней лобовой детали корпуса и комбинированного наполнителя в башне;
  • комплекса встроенной динамической защиты (ВДЗ) корпуса и башни, а также бронированных фальшбортов с элементами ВДЗ;
  • системы постановки завес комплекса оптико-электронного противодействия «Штора-1».

Т-80У-М1 «Барс»

Изначально Т-80У-М1 должен был получить в оснащение комплекс активной защиты «Арена», но работы по этой исключительно эффективной системе в начале 1990-х были свернуты и возобновлены только после значительных потерь танков российской армии в ходе первой кампании в Чечне. Первые Т-80 с комплексом «Арена», обнаруживающим и поражающим цели, летящие на скорости до700 м/с, были продемонстрированы в 1997 году. Но в силу финансовых соображений Т-80У-М1 «Барс» на вооружение прият так и не был.

Сравнение с ОБТ вероятного противника

По праву главным конкурентом Т-80 является американский основной боевой танк М1А1 Абрамс. Это вполне логично, ведь машины поступили на вооружение своих стран примерно одновременно. Американский конкурент моложе отечественного танка всего лишь на 4 года.

Интересным фактом является еще то, что обе машины оснащены газотурбинными двигателями. При этом размеры Т-80 меньше чем у М1А1. Это делает его менее заметным на поле боя. Хотя при возможностях современного высокоточного оружия это довольно спорное преимущество, ради которого конструкторам пришлось пожертвовать теплообменником двигателя.

По заявленным данным степень воздухоочистки двигателя М1А1 является стопроцентной, а у Т-80 на 1,5 % меньше. Но в условиях пустыни Абрамс почему-то сложнее эксплуатировать. Глохнет американский двигатель, из-за засоренного фильтра. Отечественный аналог прекрасно себя чувствует при любой погоде и климатических условиях.

Масса М1А1 составляет 60 тонн, запас хода 395-430 километров с максимальной скоростью 70 км/ч. Наш Т-80 может похвастаться 46 тоннами живого веса, и 355 километрами запаса хода. Это можно обусловить меньшим расходом топлива у Абрамса. Исправляется установлением дополнительных баков на корпусе Т-80, к сожалению, это не позволяет повысить потолочную скорость в 60 км/ч.

Вооружение американца немного отличается от Советского конкурента.

М1А1 оснащен 120 мм гладкоствольной пушкой, с боекомплектом 40 снарядов (против наших 45 у Т-80У). Имеется возможность вести огонь подкалиберными и кумулятивными снарядами, управляемыми ракетами. Заряд орудия проводится вручную, поэтому количество танкистов равно четырем. На башне у Абрамса установлен 12,7 мм зенитный пулемет, еще два 7,62 мм спарены с главным орудием.

М1А1 Абрамс

Самый главный вопрос – цена. Стоимость М1А1 Абрамс составляет примерно 6 миллионов долларов. Т-80 обходится казне около двух миллионов, что дешевле.
Спорить чей основной боевой танк лучше можно до бесконечности. Плюсы и минусы есть у каждого, самое главное, чтобы они встречались только на танковых соревнованиях, листках в клеточку и виртуальном пространстве.

Боевое применение танка Т-80

Как ни странно, техника, созданная для защиты рубежей советской родины в их защите участия не принимала. Ни один экземпляр Т-80 в боях за СССР не участвовал. Первое боевое применение произошло на территории Российской Федерации осенью 1993 года.

Именно «восьмидесятые» вели огонь по зданию «Белого Дома» в Москве.

А потом была Чечня. С 1995 по 1996 год танки Т-80 участвовали в боях против республики Ичкерия. Хочется отметить, что техника использовалась неадекватно, порой не по назначению.

Плохая подготовка экипажей, отсутствие динамической защиты, применение машин в городских и горных условиях привело к потерям. Командование сделало выводы и во второй Чеченской кампании Т-80 больше не использовали.

Боевое применение

Следует сказать, что большинство танков после распада СССР осталось на территории Украины, вместе с Харьковским заводом, на котором эта техника и выпускалась.

Достоинства и недостатки

Как и все основные советские боевые танки (в том числе модернизированные Т-64 и Т-72), Т-80 имеет на вооружении мощную пушку, эффективно поражающую любые современные танки НАТО, он малозаметен на любой местности, способен совершать марши на большие расстояния и перевозиться всеми видами транспорта. Особые достоинства Т-80 связывают с наличием газотурбинного двигателя, обеспечивающего большую энерговооруженность, быстроходность и впечатляющие динамические характеристики.

В числе важнейших недостатков Т-80 называется, прежде всего, его высокая стоимость в производстве: по отношению к Т-64А она увеличилась в 3,5 раза. Кроме того, высокие скоростные показатели ГТД достигаются существенно повышенным расходом топлива. Серьезным недостатком Т-80 считается слабая защищенность его систем прицеливания.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: