Самоходная артиллерийская установка «Зверобой», подробный обзор

САУ СУ-152 «Зверобой»

Во Второй мировой войне, так сложилось, именно танки и самоходные установки определяли исход всех крупнейших боевых операций. Особенно это относится к Восточному фронту. Есть целый ряд легендарных боевых машин того периода, мы отлично их знаем благодаря книгам и кинофильмам.

В данной статье рассмотрим САУ СУ-152 «Зверобой», историю е создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение.

История создания САУ СУ-152 «Зверобой»

Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года в конструкторском бюро опытного завода № 100 в Челябинске в связи с окончательным решением о замене в производстве тяжелого танка КВ-1с новым перспективным танком ИС-1.

Однако, на базе танка КВ выпускалось тяжелое штурмовое орудие СУ-152, потребность в котором действующей армии была чрезвычайно высока (в отличие от потребности в тяжелых танках КВ). Отличные боевые качества СУ-152 послужили основанием для создания ее аналога на базе танка ИС-1.

Самоходная артиллерийская установка «Зверобой»

Разработка ИСУ-152 велась под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного разработчика всей советской линейки тяжелых танков. Главным конструктором ИСУ-152 был Г. Н. Москвин. На ранних стадиях проект новой САУ обозначался как ИС-152. В октябре 1943 года был построен первый прототип, «Объект 241». Он успешно прошел заводские и государственные испытания; 6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны № ГОКО-4504сс новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на ЧКЗ. В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 еще выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.

Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжелых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ).

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились незначительные изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости машины. Во второй половине 1944 года был введен новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм. Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК и увеличили емкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК.

Опытные прототипы: СУ-152-М (ИС-152 № 1) и ИС-152, «Объект 241»

Планируемая замена тяжелого танка КВ-1с перспективным танком прорыва ИС-85 потребовала и перевода СУ-152 на перспективную базу. Но этим работы над совершенствованием САУ не ограничивались. Еще до боевого дебюта СУ-152 у нее был выявлен ряд серьезных недостатков. В этой связи, 25 мая 1943 года распоряжением по заводу № 100 конструкторская группа самоходной артиллерии приступила к модернизации машины. Группу возглавляли Г. Н. Москвин и прикомандированный к ней Н. В. Курин, имеющий большой опыт в создании самоходных артиллерийских установок. Совместно с заказчиком были выработаны расширенные тактико-технические требования на модернизированный образец тяжелой САУ, который на тот момент в документах обозначался как СУ-152-М. Согласно первоисточникам они включали в себя следующее:

Разработка тяжелого самохода СУ-152-М ведется на замену самохода КВ-14.

1) для самохода использовать шасси и МТО танка «Объект 237»; 2) основное вооружение сохранить в виде 152-мм самоходной пушки МЛ-20С обр. 1942 г., имеющей внутреннюю баллистику гаубицы-пушки указанного калибра обр. 37 г.; 3) необходимо дополнить пушечное вооружение тяжелого самохода оборонительным пулеметом кругового обстрела калибра 7,62-мм или зенитным пулеметом калибра 12,7-мм; 4) увеличить толщину брони лобового листа корпуса до 90—100 мм; 5) обзорность увеличить применением нескольких смотровых приборов типа Mk-IV на поворотном основании; 6) улучшить вентиляцию боевого отделения введением дополнительного вентилятора или предусмотреть продувку ствола орудия после выстрела.

Боевая техника

Завершение проекта планировалось к 1 июля 1943 года, но группа справилась с заданием раньше срока, в конце июля была начата постройка опытного образца, под названием ИС-152.

Однако в дальнейшем наступает неясность — новые танки ИС-85, КВ-85 и САУ ИС-152 были показаны в Кремле руководству страны во главе с И. В. Сталиным, однако, в мемуарах участников событий и располагаемых архивных документах отсутствуют: точная дата этого смотра и точный список присутствовавших. Называется день 31 июля 1943 года, но согласно документам ЧКЗ тогда танки КВ-85 и ИС-85 находились на испытаниях. Историк М. Н. Свирин предполагает проведение показа 31 августа, а группа авторов многочисленных публикаций на бронетанковую тематику под руководством полковника И. Г. Желтова — 8 сентября. Также не ясно, какая САУ показывалась руководству. Предполагается, что это была опытная САУ ИС-152, но существует фотография, на которой запечатлен И. В. Сталин в Кремле на самоходке, внешне идентичной с СУ-152. Возможно, что руководству показывался модернизированный образец СУ-152, на котором были опробованы усовершенствования, предполагаемые к внедрению на ИС-152.

Так или иначе, но упомянутым выше постановлением ГКО № 4043сс от 4 сентября 1943 года именно САУ ИС-152 принималась на вооружение наряду с КВ-85 и ИС-85, но по документам ЧКЗ она оказалась значительно дороже серийной СУ-152. В течение сентября — октября 1943 года производилось совершенствование конструкции САУ ИС-152, был построен второй опытный образец: Объект 241 на базе танка ИС, который по стоимости оказался сравнимым с серийной СУ-152. Он был принят к серийному производству 6 ноября 1943 года как ИСУ-152.

Описание конструкции САУ СУ-152 «Зверобой»

Самоходная установка СУ-152 имела компоновку, подобную остальным советским САУ военного периода (исключение – СУ-76). Машина была выполнена на базе танка КВ-1С, имела полностью бронированный корпус и была оснащена 152-мм гаубицей. Экипаж самоходки состоял из пяти человек.

Броневая рубка располагалась в передней части корпуса, она совмещала в себе боевое отделение и отделение управления. В рубке находились места членов экипажа, весь боезапас и орудие. В кормовой части машины располагался двигатель и трансмиссия.

Вид спереди

В рубке три члена экипажа находились слева от орудия: механик-водитель, наводчик и заряжающий. Места еще двух членов экипажа, командира и замкового, располагались справа от пушки. В рубке самоходки находился один из топливных баков машины, что значительно уменьшало шансы экипажа выбраться живыми из машины при ее подбитии.

Корпус и рубка САУ сваривались из броневых катаных плит. Броневая защита машины была дифференцированной (толщина брони от 20 до 75 мм), противоснарядной, корпус имел рациональные углы наклона.

Рубка и кормовое отделение разделяла перегородка. Для посадки и высадки членов экипажа на крыше боевой рубки находился круглый люк, еще один двустворчатый люк располагался на стыке крыши рубки и ее задней стенки. Еще один круглый люк на крыше предназначался для вывода наружу оборудования машины (удлинитель панорамного прицела), но в экстремальных случаях и через него возможна была эвакуация экипажа САУ. Еще один люк для аварийного покидания машины находился в днище.

Основным оружием СУ-152 являлась 152-мм нарезная гаубица МЛ-20С образца 1937 года. Пушка, установленная на самоходке, мало чем отличалась от буксируемого варианта. Маховики вертикальной и горизонтальной наводки были перенесены на левую сторону орудия (у буксируемого варианта пушки они находятся по обе стороны), чтобы обеспечить большее удобство работы экипажа.

Углы вертикального наведения составляли от −5 до +18°, горизонтального – 12°.

Прямой наводкой СУ-152 могла стрелять на дистанцию 3,8 км, максимальная дальность стрельбы – 13 км. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект – 20 выстрелов.

Памятник

Для обеспечения кругового обзора использовался перископ ПТК-4 и пять смотровых приборов на крыше рубки. Обзор механику-водителю обеспечивал смотровой прибор, защищенный броневой заслонкой.

СУ-152 оснащалась дизельным двигателем В-2К с мощностью 600 л. с. Ходовая часть самоходной установки была полностью идентична танку КВ-1С. Трансмиссия СУ-152 – механическая с главным фрикционом сухого трения и четырехступенчатой коробкой передач.

Боевое применение

Боевым дебютом и «звездным часом» СУ-152 стала Курская дуга. Самоходка не сыграла решающей роли в этом сражении, по причине небольшого количества машин, которым располагали советские войска. Всего под Курск были направлены 24 единицы СУ-152.

Самоходную установку в основном использовали в качестве противотанкового средства. СУ-152 оказалась, чуть ли не единственным образцом советской бронетехники, которая могла гарантировано поражать все номенклатуру немецких танков и САУ на всех дистанциях боя.

Следует отметить, что серьезным противником для советских танкистов были не только всем известные «Тигры» и «Пантеры» (их было не так уж и много), не меньшую опасность представляли и модернизированные немецкие средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV с лобовой броней, доведенной до 70 мм. Советские бронебойные калиберные снаряды могли пробить ее только с минимальных дистанций (менее 300 метров).

152-мм снаряд СУ-152 был практически смертелен для любого типа немецкой бронетехники. Бронебойный снаряд буквально разбивал немецкие средние танки, не могла противостоять им и броня «Тигров» и «Пантер». При недостатке бронебойных снарядов, использовали бетонобойные и даже осколочно-фугасные. Последние не пробивали броню, однако они уничтожали прицелы, орудие и другое оборудование боевых машин. Энергия снаряда была настолько велика, что башни вражеских танков часто срывало с погона.

СУ-152

На Курской дуге СУ-152 была единственной советской боевой машиной, которая могла противостоять немецкой САУ «Фердинанд».

СУ-152 были переброшены на самые танкоопасные направления. Солдаты с восторгом встречали появление нового сверхмощного противотанкового оружия и вскоре прозвали новую самоходку «Зверобоем». Хотя, количество этих боевых машин на Курской дуге было сравнительно небольшим, их появление оказало большое психологическое действие и на немцев, и на советских бойцов. Чтобы поднять боевой дух войск, о новых самоходках советским бойцам рассказывали в листовках, показывали о них фильмы.

СУ-152 действовали в основном из засад, уверенно уничтожая гитлеровскую бронетехнику. Количество танков и САУ противника, уничтоженных СУ-152, отличается в различных источниках. «Фердинандами» в Красной армии часто называли любую немецкую самоходку, а за «Тигры» принимали модернизированные варианты PzKpfw IV. Однако эффективность СУ-152 в качестве противотанкового средства не вызывает сомнений.

Во время Курской битвы немцам удалось захватить одну СУ-152.

САУ СУ-152 воевала до самого конца войны и находилась на вооружении советской армии до 1958 года.

Технические характеристики САУ СУ-152 «Зверобой»

  • масса – 45,5 т;
  • длина – 6750 мм;
  • ширина – 3250 мм;
  • высота – 2450 мм;
  • экипаж – 5 человек;
  • вооружение – 152,4-мм орудие МЛ-20С;
  • боекомплект – 20 шт.;
  • двигатель – дизель В-2К;
  • макс. мощность – 600 л. с.;
  • запас хода – 165 км;
  • макс. скорость – 43 км/ч.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: