Зенитно-ракетный комплекс Crotale, описание и особенности

ЗРК Crotale

Crotale («гремучая змея») представляет собой французский всепогодный зенитный ракетный комплекс малой дальности. Он разработан для борьбы с воздушными целями на средних, малых и предельно малых высотах с дальностью стрельбы — 500-10 000 метров.

ЗРК Crotale также может быть использован как для ПВО стратегически важных опорных пунктов, центров управления, стартовых позиций ракет, так и для непосредственного прикрытия боевых порядков войск.

Зенитно-ракетный комплекс Crotale был создан французской фирмой «Thomson-CSF/Matra». На сегодняшний день комплекс принят на вооружение в нескольких странах, таких как Франция, Финляндия, Греция, Нидерланды.

История создания

История создания зенитно-ракетного комплекса начинается с создания комплекса «Crotale» в 1964 году французской компанией «Thomson-CSF/Matra». Серийный выпуск ЗРК «Crotale-NG» начинается в 1990 году. Первую партию французских комплексов в количестве 20 единиц приобретает Финляндия.

Приблизительная стоимость готового (не мобильного) комплекса восемь миллионов евро.

Зенитно-ракетный комплекс Crotale

В 1998 году Греция заключает контракт на сумму в один миллиард франков на поставку 11 комплексов для своих вооруженных сил (два ЗРК для ВМС и девять ЗРК для ВВС). На данный момент ЗРК «Crotale-NG» активно производится и выпускается компанией «Thomson-CSF/Matra».

Особенности конструкции Crotale

Боевые машины комплекса «Crotale» монтируются на бронированном колесном шасси P4R (колесная формула 4х4), типовой взвод состоит из пункта боевого управления (ACU) и 2-3 пусковых установок. В батарею (дивизион) входит два взвода. Место водителя располагается в передней части машины, рабочее место оператора и все оборудование — по центру, моторный отсек — сзади. Экипаж — 3 человека. Двигатель — карбюраторный Hotchkiss, часть машин поставленных в ОАЭ и Катар, оснащены дизелем Badouin’s 6F11 ST.

Трансмиссия — электромеханическая, подвеска — гидропневматическая. В боевом положении пусковая установка вывешивается на трех гидравлических домкратах, два из которых расположены за передними колесами, один — в задней части машины. Машина оборудована системой кондиционирования воздуха. Вес пусковой установки – 14950 кг, пункта боевого управления – 12620 кг.

Вид спереди

Комплекс не может вести боевые действия в движении, но после остановки ему требуется менее 5 мин для приведения в боеготовое состояние. После обнаружения и захвата цели на сопровождение ракета может быть запущена через 6,5 с.

Пункт боевого управления осуществляет обзор воздушного пространства, обнаружение цели, опознавание ее государственной принадлежности и распознавание ее типа. Импульсно-доплеровская РЛС обнаружения «Mirador-IV» Е-диапазона монтируется сверху корпуса шасси, имеет скорость вращения антенны 60 об/мин и способна обнаруживать низколетящие цели на дальности 18,5 км, имеющие скорость полета в диапазоне от 35 м/с до 400 м/с и высоту полета — от нескольких десятков до 4500 м.

В состав оборудования пункта боевого управления входят: ЭВМ SN 1050, работающая в режиме реального времени, панель с дисплеями и аппаратура связи, передающая в цифровом коде информацию на пусковые установки. РЛС может обнаруживать до 30 целей с выделением 12 наиболее опасных из них для автоматического сопровождения. Как только цель обнаружена, производится государственное опознавание ее принадлежности: информация, что цель — чужой самолет, отображается на дисплее. Данные о цели с помощью аппаратуры связи передаются на одну из пусковых установок, где имеются боеготовые ракеты.

В комплексах «Crotale» «серий 1000/2000/3000» после совершения марша необходима кабельная стыковка пункта боевого управления и пусковых установок, причем максимальная длина кабеля составляет 800 м. Тем самым время для приведения комплекса в боевое положение составляло значительную величину. Комплексы «серии 4000» оборудованы — аппаратурой радиосвязи LIVH (Liaison Inter Vehicule Hertzienne) и мачтовым устройством. Кроме значительного уменьшения времени приведения комплекса в боевую готовность и увеличения дистанции между пунктом боевого управления и пусковыми установками повысилась его помехозащищенность. Комплекс получил возможность ведения боевой работы без излучения РЛС — с помощью тепловизора, осуществляющего сопровождение цели и ракет как в дневных так и ночных условиях.

Пусковая установка

На пусковой установке смонтированы моноимпульсная РЛС наведения ракет J-диапазона (12-18 ГГц) с дальней границей зоны обнаружения до 17 км и 4 контейнера для ракет (по два с каждой стороны). РЛС наведения может сопровождать одну цель и наводить на нее одновременно до двух ракет. Ракеты, стартующие с интервалом 2,5 с через 6,5 с после обнаружения цели, захватываются на сопровождение лучом захвата РЛС с шириной диаграммы направленности 1,1° и ИК-системой сопровождения. Дальность действия ИК-системы сопровождения – 14 км. Передатчик команд на борт ракеты работает в I-диапазоне.

Все шасси объединяются с помощью радиолиний в своеобразную сеть, и возможна передача информации на пусковую установку не только с пункта боевого управления, но и с другой пусковой установки.

На пусковом шасси нет боезапаса ракет, поэтому запасные ракеты перевозятся на специальном автомобиле и перезаряжание производится с помощью легкого крана за 2 мин.

Ракета R440 постоянно находится в транспортно-пусковом контейнере. Общий вес ракеты с ТПК составляет 100 кг. Осколочной фугасная боевая часть направленного действия находится в центральной части корпуса ракеты. Поражающий радиус разлета осколков составляет 8 м, а скорость разлета достигает 2,3 км/с. Боевая часть подрывается с помощью ИК неконтактного или дублирующего контактного взрывателя.

С 1985 г. ракета комплекса «Crotale» оснащена модернизированным взрывателем модели FPE фирмы «Thomson-CSF». Твердотопливный двухрежимный ракетный двигатель фирмы «Bayern-chemie protac» обеспечивает тягу 20550Н на стартовом участке траектории в течении 1,75 с и 17550Н — на маршевом в течении 2,3 с при давлении в камере сгорания 120 атм. и 90 атм. соответственно. Масса зарядов – 16,1 кг и 19 кг. Ракета достигает своей максимальной скорости 750 м/с за 2,8 с полета.

Вид сбоку

Дальность поражения цели с ЭПР 1м2, движущейся с нулевым параметром со скоростью 50 м/c составляет 0,5-10 км, со скоростью 250 м/c – 0,5-9,5 км. Дальность поражения цели при ненулевом параметре и скорости 50 м/с – 0,5-9,7 км, при скорости 250 м/c – 2,0-5,5 км. Максимальная дальность, на которой комплекс «Crotale» может уничтожать цели, имеющие малую радиальную скорость (например, вертолет), составляет 14,6 км. Вероятность поражения цели одной ракетой составляет 0,8 и возрастает до 0,96 при стрельбе по цели двумя ракетами.

Технические характеристики Crotale

Дальность стрельбы, км 0.5-10
Высота поражения, км 0.015 — 6
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c 500
Число одновременно обстреливаемых целей 1
Производительность, обстр.целей/мин 3-4
Дальность обнаружения цели с ЭПР=1м2, км 20
Дальность сопровождения цели, км:
— радиолокационный канал (ЭПР=1м2)
— оптический канал
16
15
Количество ракет на ПУ, шт 8
Время реакции, с 5
Максимальная скорость полета ракеты,м/c 1247 (3.5M)
Средняя скорость полета ракеты на дальность 10км, м/c: 710
Время полета на дальность 8 км, с 10
Стартовая масса ракеты, кг 73
Тип боевой части осколочная направленного действия
Масса боевой части, кг 14
Система наведения ракеты : радиокомандная с РЛ или оптической пеленгацией
Располагаемая перегрузка, g 35
Габариты ракеты, мм:
— длина
— диаметр
2290
165

Модификации Crotale

Комплекс существует в нескольких модификациях :

  • «Crotale» — базовый вариант,
  • «Naval Crotale» — корабельный,
  • «Cactus» — экспортируется в Чили и Южную Африку,
  • «Shahine» — экспортируется в Саудовскую Аравию,
  • «Crotale-NG» — наиболее современная модификация.

Эксплуатация ЗРК

Дополнительная информация

В начале 2008 года проведены успешные испытания новой модификации – ЗРК «Crotale Mk.3». В ходе испытаний ракета «VT1» дважды поразила цель — на высоте около 1000 метров и дальности 8 километров за 11 секунд и на высоте 0.5 километра и дальности 15 километров за 35 секунд.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: